Вы здесь

ДРАКА, КОТОРОЙ «НЕ БЫЛО»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ДРАКА, КОТОРОЙ «НЕ БЫЛО»
Елена ЧУРЮДА

Статья «Кулаки чешутся» в прошлом номере нашей газеты получила неожиданное продолжение.
- Вы пишете о массовых драках в Ставрополе 16 и 19 сентября. Но почему не упомянули о драке 24 сентября? Ведь там в людей без всякой причины стреляли! И пострадало восемь человек, в том числе мой внук!
Мы не знали о событиях 24 сентября. В милицейских сводках об этом не было ни слова. Да и в голосе звонившего в редакцию было столько отчаяния, столько горя, что мы попросили его подробнее рассказать о случившемся.
Иван Алексеевич Семенихин приехал в редакцию. Выяснилось, что многие из нас его хорошо знают. В прошлом работал заместителем министра культуры в краевом правительстве, ветеран труда, заслуженный работник культуры РФ, отличник кинематографии СССР, кавалер ордена Знак Почета, медали «За заслуги перед Отечеством». И вот этот уважаемый и достойный человек со слезами на глазах рассказывал о постигшем их семью горе. По его словам, в ночь с 24-го на 25 сентября, буквально накануне дня города Ставрополя, его внук Алексей Филиппов от удара битой по голове получил тяжелейшее ранение. Сейчас парень находится в состоянии комы в 4-й городской больнице. По признанию врачей, не скрывает слез Иван Алексеевич, удар был рассчитан на мгновенную смерть.
Все случилось около кафе «Orient House», рядом с ночным клубом «Наш» на улице Тельмана. Прихожу в кафе - узнать подробности произошедшего той ночью. Три молоденькие девушки-официантки испуганно смотрели, когда я задавала им вопросы. Администратор Анна, пожелавшая не называть свою фамилию, сказала, что работает тут недавно и о той злополучной ночи слышит впервые. Да и, мол, такого у нас не было и быть не могло.
Нахожу во второй городской больнице Шамиля и Месропа - ребят, которые, по словам Семенихина, тоже пострадали в драке. Они дали более-менее полную картину события. Да, все было возле упомянутого кафе, куда Алексей вместе с друзьями Ренатом, Месропом и Антоном приехали отдыхать. Ребята были за рулем, поэтому алкоголь не пили, ограничились чаем, играли в карты, затем в нарды. И уже собирались уходить, когда за соседним столиком увидели знакомого Шамиля. Компания Шамиля отмечала день рождения друга. Она уже изрядно подпила и кто-то случайно опрокинул на пол стакан. Официантка попросила сейчас же заплатить за него. На что ребята ответили, чтобы она включила его в счет. Но девушка пожаловалась охраннику.
Наверное, ребята вели себя не тихо. Да еще и посуду били. Наверное, раздражали персонал кафе. Тем более, что не спешили рассчитаться: тот, у кого были деньги, вышел, и пришлось ждать. В конце концов расплатились. Но все эти шалости ни в какое сравнение не идут с тем, что произошло дальше.
- Мы оплатили счет, в том числе и за разбитый стакан, - рассказывает Шамиль, - и вышли на улицу. Обратили внимание, что возле кафе стояли человек пять из охраны и человек тридцать спортивного телосложения, на вид лет 30-40, одеты в гражданскую одежду. Между тем из кафе вышла и компания Филиппова. Алексей задержался у входа - говорил по телефону, Месроп пошел к машине, а Антон с Ренатом зашли в ночной клуб. И вдруг из группы у кафе стали стрелять. Затем бросились вперед и начали молотить битами все вокруг. Сначала разбили мою машину, потом переключились на людей.
В этой суматохе никто ничего не понял. Проходившую мимо кафе девушку ранили в ногу. Она кричала: «Мальчики, что происходит? Мне больно». Погромщики, вдоволь нарезвившись, сели в машины и скрылись в неизвестном направлении. Ребята заметили три автомобиля - «БМВ», «Ладу-Приору», «Тойоту». Госномера машин, понятное дело, в суматохе никто не запомнил.
«Скорая помощь» к месту происшествия приехала быстро, и уже через минут двадцать врачи оказывали первую помощь пострадавшим, которых оказалось восемь человек. Из тела Шамиля извлекли четыре пули от травматического пистолета. Месропу повезло больше: одна пуля попала ему в бедро, а две другие застряли в брючном ремне. На сегодняшний день молодые люди еще находятся в больнице. Антон и Ренат вообще не попали в эту заварушку, так как в этот момент находились в помещении.
Алексей получил самую серьезнейшую травму. Прогнозы московских специалистов из института Бурденко, которых семья вызвала в Ставрополь, неутешительны. Леша младший внук Ивана Алексеевича. Мальчик рос без отца, его воспитывали бабушка с дедушкой и мама. В этом году он с отличием окончил университет по специальности проектировщик и через неделю должен был выйти на работу.
На первый взгляд все происшедшее - явный бандитизм, сопровождаемый причинением тяжких телесных повреждений, сопряженный с покушением на убийство. Но уголовные дела почему-то возбуждены по статьям «хулиганство» и «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», которые объединены в одно производство. И расследованием их занимается не специализированный отдел по особо важным делам, где работают лучшие специалисты, а самый рядовой отдел милиции №3 по Промышленному району.
- Мы не усматриваем в этой драке ни межнационального конфликта, ни участия некой «третьей силы», о которой в последнее время многие говорят, - сказал ведущий дело следователь Владимир Мишурнинский. - Да, действительно, установлено, что в кафе сидела компания молодых людей, которая вела себя неадекватно, била посуду и не реагировала на замечание охраны. То, что произошло на улице, считаю чистым хулиганством. Сейчас ведется следствие, проводится ряд криминалистических и судебно-медицинских экспертиз. Виновные будут найдены и понесут заслуженное наказание.
Кто эти ребята, следователь не знает. Возможно, чоповцы, охраняющие кафе, а может и профессиональные спортсмены, подрабатывающие таким образом. Прямо сюжет из начала бандитских 90-х. Получили вызов, приехали, четко, слаженно выполнили свою работу и уехали. Кстати, одного из участников стычки задержали, но вскоре он был отпущен за недоказанностью вины.
Ужасно? Да. Безысходно? Да. Трагично? Да. Первое, что напрашивается: почему утихомирить клиентов кафе - это если допустить, что они действительно разбушевались, - приехали не люди в милицейской форме, а погромщики? Откуда такая немыслимая жестокость, что били правых и виноватых?
Все помнят прошлогоднюю массовую драку в Северо-Западном районе Ставрополя. Но мало кто знает, из-за чего она началась. Мне в руки как-то попало обвинительное заключение по уголовному делу. В настоящее время по нему идет суд. На скамье подсудимых курсант Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Рамазан Дадаев. Осенью 2009 года он вместе с другом, возвращаясь с тренировки, решил зайти в магазин. На свою беду ребята встретили там сотрудников ставропольского ОМОНа. Те придрались к шапке Дадаева с надписью «Грозный» и потребовали срочно ее снять. Слово за слово, дело дошло до драки. Курсантов было двое, а омоновцев шестеро, силы явно не равны. Естественно, парни из школы милиции потерпели поражение и поспешили убежать.
Поскольку бившие их молодые люди были не в форме, будущие милиционеры подумали, что это «скинхэды» или какие-то другие националисты, и стали звонить друзьям с одной-единственной просьбой - помочь взять реванш. Набрав приличное количество парней, вернулись к магазину. Драка вспыхнула с новой силой и перешла в разряд массовой. Как позже напишут в протоколе, «возникла на почве внезапно возникших неприязненных отношений». В ход пошли не только кулаки, ноги, но даже ножи. В итоге - избиты все, некоторые порезаны. Каждому из участников драки потребовалась медицинская помощь. Сейчас на суде юноши путаются в показаниях, пояснить кто кого и куда бил и от кого получал в ответ не могут.
Тем не менее по материалам дела потерпевший всего один - сотрудник ОМОНа Леонид Бортников. Да и обвиняемый один. Остальные - свидетели. Вот так шапка с надписью «Грозный» сыграла с Р. Дадаевым злую шутку.
Но давайте отбросим национальность молодых людей и посмотрим на случившееся с другой стороны. Ведь все дерущиеся - сотрудники милиции, призванные охранять общественный порядок и защищать граждан. А они устроили драку. Не потому ли и не вызывает милицию охрана увеселительных заведений, а предпочитает в случае нестандартной ситуации устраивать разборки по своим понятиям? То, что в ходе таких разборок страдают случайные люди, как 24 сентября Алексей Филиппов, досадные издержки? Не дай Бог, на его месте окажется любой из нас. Окажется не в то время и не в том месте.
Последнее, что меня интересовало: почему все же о драке 24 сентября не было официальных сообщений? Выхожу на отдел безопасности городской администрации, трубку берет некто Светличный. Информации не дает, рекомендует обратиться в пресс-службу. Выхожу на пресс-службу городской администрации. Та... отправляет назад в отдел безопасности. Круг замкнулся.
Напомню, что массовые стычки между молодежью 16 сентября в Северо-Западном районе и 19 сентября в парке Победы, о чем шла речь в предыдущем номере газеты, были хоть как-то озвучены, по ним проводились совещания, устраивались разборки на уровне городского и краевого правительства. Но драка 24 сентября, выходит, не удостоена такого высокого внимания. Не оттого ли и отношение следствия к ней как к рядовому хулиганству?
Действительно, зачем было портить людям настроение перед Днем города. Пусть горожане живут своей обычной жизнью, радуются празднику.
Вот только зная, что произошло с Алексеем Филипповым, уже не сделаешь вид, что ничего не происходит.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет