Вы здесь

ИНТЕРЕСА И СТАБИЛЬНОСТИ РАДИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Работать в школе стало труднее - нагрузка на учителей растет, и все больше педагогов вынуждены тянуть полторы или две ставки. Об этом свидетельствуют данные недавно опубликованного мониторинга эффективности школы «Что изменилось в работе учителя за последние годы».

Этот межрегиональный мониторинг ежегодно проводится Центром экономики непрерывного образования РАНХ и ГС при Президенте РФ. Учитываются в нем результаты социологических исследований, а также данные Росстата, минобрнауки России и других ведомств. Задача мониторинга - отслеживание текущих тенденций в системе российского образования.

В последнем выпуске представлены результаты опросов, проведенных в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и в нашем Ставропольском краях, раскрывающие отношение педагогических работников к изменениям в организации и содержании их профессиональной деятельности.

Итак, в ходе опроса большинство из учителей - три четверти - указали, что работать в школе стало труднее. Хотя по сравнению с предыдущим периодом трудности в работе отмечают все-таки чуть меньше педагогов. Эксперты полагают, что можно интерпретировать это как результат адаптации к изменившимся условиям.

При этом чаще всего говорят, что работать в школе стало труднее, те, кому от 36 лет и выше. А молодежь жалуется реже. К слову, по мнению большинства учителей, в течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, в которой они работают.

Если говорить о причинах, которые добавили трудностей, то в их числе называют рост объемов отчетности и другой организационной работы. Год от года возрастают и сложности во взаимоотношении с родителями учеников. А вот проведение выпускных экзаменов вызывает все меньше трудностей.

Вместе с тем учителя высказали мнение, что повышение требований к их работе привело к позитивным результатам. И прежде всего, это проявилось в улучшении результатов школьников на государственной итоговой аттестации, а также на олимпиадах. Говорят педагоги и о росте качества собственной подготовки к урокам.

Что касается уровня нагрузки, то 60 процентов респондентов, согласно данным исследования, работают более чем на одну ставку, и это на 4,7 процента больше по сравнению с прошлым учебным годом. Начиная с 2014 года, почти в два раза выросла доля учителей, работающих на две ставки. Сегодня таких педагогов - около 14 процентов.

Повышение нагрузки отмечают учителя как городских, так и сельских школ. В прошлом году более половины сельских учителей работали на полторы - две ставки. В городских школах число респондентов с аналогичной нагрузкой приближается к 64 процентам. Помимо работы в школе, многие учителя имеют и подработку. На необходимость дополнительного заработка указали почти половина участников опроса.

Также в опросе представлены оценочные суждения учителей о размере их заработной платы. Пока остается высокой доля тех, кого не устраивает размер заработной платы - таких почти 60 процентов. При этом полностью удовлетворены нынешней ситуацией лишь около 12 процентов респондентов. Более половины учителей рассматривают уровень своего материального положения как средний. В то же время треть опрошенных считает, что их материальное положение ниже среднего уровня, а 12 процентов оценивают его как низкий.

В числе тех факторов, которые могут привлечь молодых специалистов на работу в школу, наиболее частыми назывались стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. При этом размер заработной платы и престиж профессии не могут, по мнению большинства респондентов, рассматриваться как наиболее значимые. В то же время почти 24 процента опрошенных выразили мнение о том, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.

Мнения молодых учителей во многом отличаются от средних оценок. Так, интерес к профессии значительно чаще, чем в других возрастных группах, определяется ими как главный фактор для устройства в школу - этот ответ выбрали более половины участников 35-ти лет. Также молодые педагоги больше, чем их коллеги старших возрастных групп, ценят режим работы.

Почти две трети учителей считают педагогический коллектив школы, в которой они работают, сильным, а остальные рассматривают кадровый состав своей школы как неоднородный, в котором работают как сильные, так и слабые учителя. Молодые учителя с большим оптимизмом смотрят на возможности карьерного роста, но уже к 35-ти годам надежды на продвижение по профессиональной лестнице снижаются.

В случае ухода из своей школы учителя в первую очередь ориентированы на работу в другой образовательной организации, а не за пределами системы образования, что во многом связано с узостью рынка труда в регионах. По мнению почти двух третей учителей, найти достойно оплачиваемую работу в другой сфере деятельности достаточно непросто.

К слову, на днях на сайте Росстата появились сведения о средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь-март 2018 года. Так вот, одни из самых высоких зарплат получают педагоги Москвы. Средняя зарплата в столице превышала 83 тысячи рублей. Наши ставропольские учителя получают чуть больше 24 тысяч рублей.

Примечательно, что не так давно социологи выяснили, сколько денег нужно для счастья. Оказалось, что среднестатистическому россиянину, чтобы чувствовать себя счастливым человеком, необходимо 159 тысяч рублей в месяц. Что же до бедности, то в целом по России бедным можно назвать человека с ежемесячным доходом на уровне менее 18 тысяч рублей, уверены участники социологического опроса.

Понятно, что представления о богатстве и бедности различаются у разных людей и в разных регионах. Но вместе с тем слава богу, что одна из самых уважаемых профессий - педагог - все-таки перешагнула порог бедности. Но до порога счастья ей все же очень далеко.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.