Вы здесь

«ОДНОЗНАЧНО»: ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОПАСНОСТИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

С 30 сентября по 6 октября на территории края в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» проходила Всероссийская социальная кампания под названием «Однозначно». Ее цель - привлечь внимание населения к основным факторам риска в дорожном движении и донести важность правильного выбора скоростного режима с учетом дорожной ситуации и окружающих условий.

Никаких +19

В марте 2016 года на заседании Президиума Госсовета Президент России Владимир Путин поставил задачу снижения смертности по причине ДТП. Широкомасштабная кампания «Однозначно» - один из инструментов выполнения этой задачи.

Тема кампании была выбрана вследствие анализа статистики и характера совершаемых ДТП. В 2018 году из-за «несоответствия скорости конкретным условиям» в стране произошло 10035 дорожно-транспортных происшествий. В них пострадало 13833 человека, а для 1368 участников движения эти аварии стали смертельными.

Как показывают исследования, водители пребывают в заблуждении относительно дорожных знаков «Ограничение максимальной скорости». По данным всероссийского опроса, каждый третий человек за рулем считает, что к числу, указанному на знаке, можно прибавлять до 19 километров в час без наказания и штрафа.

Отсутствие санкций и мнение, что часть дорожных знаков установлены для штрафов и пополнения казны, а не для безопасности участников движения, приводят к тому, что водители часто превышают установленную скорость. Как в черте населенных пунктов, так и за городом. Больше трети участников опроса, 39 процентов, считают превышение скорости на 20 км/час серьезным нарушением ПДД, связанным с риском для жизни. При этом другие 30 процентов уверены, что это мелкое нарушение, связанное с потерей денег. Значительная часть водителей, 80 процентов, понимают опасность и согласны с тем, что риск попасть в ДТП возрастает при увеличении скорости движения автомобиля. Но 73 процента опрошенных считают, что тормозные системы современного автомобиля позволяют остановиться быстрее, чем 20 лет назад. Это, по мнению экспертов, показывает необходимость разъяснительной работы с участниками дорожного движения.

Ставропольский край стал одним из 15 регионов РФ, где была проведена социальная кампания «Однозначно». Ее стартом у нас в регионе стала пресс-конференция с участием спикеров из Экспертного центра «Движение без опасности», ГИБДД по региону, краевых министерств и ведомств.

- В связи с тем, что существует нештрафуемый скоростной оборот до 19 км в час, у многих водителей почему-то сложилось мнение, что нет ничего страшного в превышении скорости на эту величину. На самом деле нарушение скоростного режима даже на 1 км в час ставит безопасность под угрозу, - высказала свое мнение руководитель проекта Экспертного центра «Движение без опасности» Валентина Кульбицкая.

Участникам пресс-конференции презентовали видеоролик «Знаки», который рассказывает историю современного шамана. Благодаря своему опыту и знаниям шаман трактует знаки, которые видит вокруг себя, для пользы своего народа. В разных ситуациях знаки природы, стихии, судьбы могут трактоваться по-разному, но когда дело касается знаков на дороге, герой ролика однозначен. Он всегда понимает дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» однозначно.

По словам представительницы Экспертного центра «Движение без опасности» разработано очень много других информационных материалов для использования в ходе кампании. Например, фильм «Прощенные километры». В съемке принимали участие люди, которые пострадали в ДТП с незначительным нарушением скоростного режима. Превышения скорости были незначительные, на 5-10 километров в час, но последствия этих аварий - ужасные.

Кампания затрагивает и такие возрастные категории, как школьники и воспитанники детских садов.

- Казалось бы, дети не имеют отношения к вождению, дорожным знакам, но мы через них воздействуем на родителей, - пояснила Валентина Кульбицкая.

Порой можно видеть, как мама с ребенком пытается в неположенном месте перейти трассу, но ребенок, знакомый с правилами дорожного движения, сопротивляется этому нарушению, таким образом оказывая воздействие на родительницу.

Креатив от ГИБДД

- Госавтоинспекция - контрольно-надзорный орган, но мы понимаем, что только методом кнута вопросы безопасности не решить. Нужно работать на предупреждение, - рассудил главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Ставропольского края Алексей Сафонов.

Сотрудники краевого ГИБДД - люди креативные, постоянно придумывают что-то новое, интересное, неожиданное. Чего в других регионах нет. Вот, например, на пешеходных переходах федеральных трасс появились макеты детей. Водители издали видят «ребенка» и реагируют, снижают скорость. Скоро появятся в ночное время и макеты патрульных машин с проблесковыми маяками.

Еще одно вводимое в крае новшество... Экипажи ДПС оснащены планшетами, с помощью которых инспекторы работают с базами данных. Теперь планшеты будут использоваться и для индивидуальной работы с нарушителями - трансляции им социальных роликов, пропагандистских видео по тематике, соответствующей их нарушению.

В сутки в целом по Ставропольскому краю фиксируется около 2 тысяч нарушений. По словам Алексея Сафонова, пятый год подряд аварийность в регионе снижается: «Не такими темпами, как нам хотелось бы, вместе с тем кривая идет вниз. И количество ДТП и смертей на дороге становится меньше».

Задействовать все меры

Заместитель председателя правительства края Юрий Скворцов проинформировал, что к 2024 году нужно довести показатель смертности на дорогах региона до 4,5 человека на 100 тысяч населения (в 2017 году цифра составляла 16 погибших на 100 тысяч). То есть это очень серьезная задача, поставленная Президентом страны. Чтобы ее решить, губернатор поручил сформировать региональный проект «Безопасность дорожного движения», рассчитанный до 2024 года.

На следующий год заложена сумма в 185 млн рублей - в том числе на создание 50 комплексов видеофиксации и наблюдения.

Деньги в последние годы выделяются также на приобретение автомобилей скорой помощи класса С (реанимобилей), необходимых для того, чтобы медики могли быстро (в течение «золотого часа») оказать эффективную первую помощь пострадавшим в ДТП. Юрий Скворцов вспомнил также о планах по созданию в 9 крупных городах края специализированных центров по профилактике детского травматизма на дорогах.

- В обеспечении дорожной безопасности должна работать вся система мер, - резюмировал зампред.

Дороги на Ставрополье лучше, чем у соседей. И в последние три года их состояние еще более улучшилось, особенно в столице региона. Это заметила руководитель Экспертного центра «Движение без опасности». Тем не менее еще не все автотрассы региона приведены в нормативное состояние.

В 2019 году на ремонт муниципальных и региональных магистралей было выделено порядка 1 млрд 520 млн рублей. Общий объем запланированных средств на 2020 год - 1 млрд 630 млн. При этом растет доля краевых средств, выделяемых на ремонт муниципальных и региональных трасс.

- Это говорит о том, что правительство края нацелено развивать дорожную сеть региона, - сделал вывод заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта СК Дмитрий Ворошилов.

В планах дорожников значительно, в три раза - с 4 до 12 лет, увеличить межремонтный срок. Этого можно достичь за счет применения новых материалов, новых технологий.

Человек несовершенен

Показатели смертности на дорогах, на которые нацеливаются наши федеральные власти, - не фантастика. Есть страны, например, в Северной Европе, где эти цифры уже давно достигнуты. А на дорогах некоторых государств вообще практически не фиксируется гибель людей. Но сроки, в которые российские власти намерены решить задачу, уж очень оптимистичные. И ментальность водителей и пешеходов не поменять мгновенно, и чтобы реформировать дорожную, автотранспортную системы - требуется время. Представитель регионального автодора ничего не сказал о дорогах с разделением встречных потоков (растет ли число разделенных километров в крае?), между тем именно при лобовых столкновениях происходят самые страшные аварии. Именно эти ДТП дают наибольшее число человеческих жертв.

Еще в конце прошлого века в такой стране, как Швеция, был принят закон о безопасности дорожного движения, который зафиксировал концепцию Vision Zero. Это название переводится как «Концепция нулевой смертности». Проект предусматривал объединение большого числа дорожных компаний, компаний занятых в автомобилестроении, безопасности, сфере услуг; а также введение мер по устранению смертности на дорогах и травм в ДТП в целом.

Ключевым положением концепции стало утверждение, что человек несовершенен. Авторы Vision Zero взяли за основу положение, согласно которому люди могут ошибаться, а автотранспортная система - нет.

Что касается дорог, то в Швеции стали строить и реконструировать автотрассы по типу «2+1» с разделительным барьером. Трехполосные дороги состоят из двух рядов движения в одном направлении и однорядной встречной. Рядность полос чередуется каждые несколько километров, полосы разделены тросовым ограждением.

Первоначально имевшиеся опасения, что водителям будет неудобно на ставшей более узкой дороге, были развеяны. После испытаний на нескольких участках оказалось, что новый тип трассы не только безопаснее, но и удобнее для быстрого передвижения благодаря возможности обгонять по левому ряду.

Впрочем, сегодня мир стоит на пороге того, что человек - это хрупкое, нервное создание - будет отстранен от управления автомобилем. Машины пустят ездить по дорогам без водителей. То, что на данный момент кажется важным для снижения аварийности на дорогах, возможно, завтра в новых реалиях может утратить свою актуальность. На первый план выйдет что-то другое.

Владимир ФИЛАТОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
18 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.