Вы здесь

Время «ОТТЕПЕЛИ» Алексея Соколенко

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

10.10.2012
Время «ОТТЕПЕЛИ» Алексея Соколенко
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылся выставочный проект «Человек города - Алексей Соколенко», посвященный 235-летнему юбилею краевого центра.
Прошел уже год, как не стало талантливого художника, педагога, писателя, общественного деятеля и просто интереснейшего человека Алексея Егоровича Соколенко. Открывая выставку, директор изомузея Зоя Белая, отметив поддержку в подготовке этого проекта городского управления культуры, сказала, что до сих пор у многих из тех, кто знал Соколенко, остается чувство, что он просто куда-то на время отлучился. Родившись в селе Овощи Туркменского района, прожив всю сознательную жизнь в Ставрополе, он был настоящим патриотом нашего края, что постоянно проявлялось и в его творчестве. Нынешний проект необычен тем, что здесь представлены ранние работы Алексея Соколенко, которые он писал во время «оттепели» 60-х годов прошлого века. Но в многогранном творчестве заслуженного художника РФ, радеющего за настоящее искусство, эта страница - одна из самых интересных. Уже в то время Соколенко был ярким, колоритным и слыл бунтарем в среде живописцев города и края.
Об этом же говорили заместитель главы администрации Ставрополя Ольга Рецева, председатель краевой организации Союза художников России Сергей Паршин, художник Евгений Саврасов, который учился вместе с Алексеем Соколенко в Ростовском художественном училище имени Грекова, протоиерей Михаил Моздор, искусствоведы, коллеги, ученики, родственники художника. Алексей Егорович был ведь, ко всему, основателем своего рода, династии художников - его брат, жена, сын и дочь также получили художественное образование и работали, и работают каждый в своем жанре.
В проект «Человек города», помимо выставки, вошло также книжное издание «Работал откровенно, ярко, как чувствовал...». И то, и другое было создано заведующим передвижными выставками Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Александром Колбасниковым, которому помогал сын и восприемник творческого наследия Алексея Соколенко Денис. Рождение выставки, а тем более творческого проекта - всегда очень непростой труд для музейщиков. Вот и в этот раз, как рассказывает в книге Александр Колбасников, когда они с Денисом Соколенко приступили к отбору произведений для выставки, то искали общую завязку, принцип, идею. «И хорошо, думали, если бы идея «хватала» корневое в самом художнике, помогала выявлять подлинное в огромном количестве холстов и рисунков, в самой личности Алексея Егоровича, в ее образе, среди наслоений суждений современников... Чаемое слово внезапно явилось, свалилось само собой на самых «простых» холстах и «бросовых» картонках: «Дикие!». Дикие, как дикие звери, дикие камни, как сама первозданная дикая природа!.. Наше шуточное определение показалось точным, прокладывающим тропку к чему-то основному в творческой стихии Алексея Егоровича. А это все были работы 60-х - начала 70-х годов. Большинство отобранных работ либо никогда не видел зритель, или видел очень и очень давно. Наступила пора знакомства с неизвестным - известным, с уже прожившим свою жизнь - «новым» (для многих) художником - Алексеем Егоровичем Соколенко».
И действительно, представленные в экспозиции работы, выполненные Соколенко в самом начале творческого пути, отличаются необычайной яркостью, они насыщены светом и цветом. Портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, тематическая картина - все жанровое разнообразие уже тогда, в тот ранний период было у Алексея Егоровича смелым, мощным и убедительным. Как, к примеру, портреты поэта Владимира Гнеушева, писателя Георгия Шумарова, художников Евгения Саврасова и Виктора Чемсо, несколько автопортретов разных лет, женские и детские портреты. Много на полотнах нарядных цветов и сочных фруктов, хороши пластичные деревенские пейзажи: «Сельская улочка», «Осень», «Телята в Подоле», «В Средней России», «Пейзаж с коровами», «Солнечный день осенью». Но главное, что во всех работах Алексея Соколенко чувствуется его богатырская натура, неотделимая от воспеваемой им родной земли.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет