Вы здесь

Вчера краевая Дума поддержала законом муниципалитеты и приняла бюджет-2006. Дефицитный и дотационный.

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Последнее в этом году заседание Госдумы края началось с приятных формальностей. Под аплодисменты был оглашен уже известный Указ президента о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» председателя Думы Ю. Гонтаря. Юрий Афанасьевич принимал поздравления. Затем проголосовали за прекращение депутатских полномочий И. Прокопенко - в связи с назначением его на должность министра жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры края. И (уже в конце заседания) Л. Волошиной - в связи с назначением заместителем председателя правительства края. Депутаты также согласовали кандидатуру нового прокурора края - С. Голованева из Краснодара. Его представил специально приехавший на Думу заместитель генпрокурора по ЮФО Н. Шепель.

Затем депутаты приступили к рассмотрению основных вопросов. Были внесены изменения в закон о бюджете на 2005 год. В основном это уточнения в связи с получением дополнительных доходов почти на 800 миллионов рублей. Собственно, и в этом году повторяется ежегодная картина, когда в процессе формирования в бюджет изначально правительством закладывается завышенный дефицит, и его приходится уменьшать в ходе бюджетного года по мере получения сверхплановых доходов.
Один из районов-доноров, в значительной мере обеспечивший сверхплановые доходы - Изобильненский муниципальный район. Получив на 26 миллионов рублей больше запланированного по налогу на прибыль, район просил оставить ему из них 5,9 миллиона. Однако депутаты не пошли навстречу. Напрасно глава администрации района П.Яковлев убеждал депутатов, ссылался на норму федерального закона, по которой половина сверхплановых налоговых поступлений должна оставаться в районе.
- Это пагубная практика, - заключил он. Вы подрываете наш интерес работать эффективно.
- Вы абсолютно правы, - парировал Ю. Гонтарь. - Но проблему с наскока не решить. Будет создана рабочая группа. Попытаемся и дальше совершенствовать механизм соединения интересов муниципальных и краевого бюджетов.
Этот механизм как раз вчера и создавался. Он заложен в законе об установлении единых и дополнительных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов от налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет. Депутаты закон обсудили и приняли. Собственно, за этот закон весь прошлый год ратовали муниципалитеты. Предложенный в первый год эксперимента механизм, когда больше половины районных бюджетов формировалось из краевых фондов, никого не устраивал. И вот минфин края, наконец, пошел вроде навстречу, предложил единые для всех нормативы отчислений от четырех налогов - подоходного (10 процентов), единого налога с упрощенки (50 процентов), на имущество (10 процентов) и транспортного (50 процентов). Кроме того, для отдельных районов установлены разные дополнительные нормативы с тех же налогов.
- Все это позволит уменьшить дотации муниципальным образованиям по единым нормативам на 1 млрд. 140 млн. рублей и по дополнительным на 496 миллионов, - доложила и.о. министра финансов Т. Погорелова.
Все это так, и разработку закона можно рассматривать как первый шаг минфина навстречу муниципалам. Но только первый шаг, и не более. Нормативы не коснулись таких налогов, как налог на прибыль, НДС. А ведь именно там сосредоточены основные деньги. Имей муниципальный район норматив от налога на прибыль, он был бы заинтересован в рентабельной работе расположенных на его территории производственных и коммерческих структур. Пример с изобильненцами тут как раз кстати. Сегодня этого нет, не потому ли у нас чуть ли не все сельхозпроизводители убыточны? Краевые власти далеко, а местным - все равно. Предложенные же нормативы по большому счету проблемы не решают.
Забегая вперед, скажу, что когда дальше рассматривали проект бюджета на 2006 год, та же Т. Погорелова доложила: твердые налоги - поступающие непосредственно, по нормативам единым и дифференцированным, - составляют ровно половину районных бюджетов. Остальная половина - все те же дотации из края и других источников.
Одним словом, продолжая аналогию с шагами, можно сказать, что минфин стал на путь учета интересов муниципальных образований, но всего лишь одной ногой и с оглядкой.
В помощь муниципалитетам были и изменения, внесенные депутатами в закон о межбюджетных отношениях в крае. Он принят совсем недавно, но уже потребовались доработки. В основном они также касаются компенсации потерь районов, возникающих в связи с переходом к новой системе организации межбюджетных отношений. Прямо скажем, впервые в краевой практике в закон введены сложные формулы. Трудно представить, чтобы где-то в муниципалитете смогли ими грамотно пользоваться. Но это другой вопрос.
Главным вопросом повестки дня было все же утверждение бюджета на 2006 год. Весь бюджет запланирован по доходам в объеме 23 млрд. 700 млн. рублей - по расходам - 25 млрд. 760 млн. Он опять дефицитный на два миллиарда рублей. И ставка в нем сделана не на прирост собственных доходов. Финансовая помощь краю ожидается больше на 28 процентов. При приросте налоговой базы на 1 млрд. 781 млн. рублей потребность расходной части бюджета в финансах составляет 2 млрд. 326 млн.
Одним словом, опять у нас не бюджет развития.
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет