Вы здесь

Двор чудес по-ставропольски

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

С приходом весны все вокруг оживает. Природа просыпается. В лесах журчат ручьи, поют птицы, появляются первые подснежники... А вместе с ними в городских джунглях, по всем центральным улицам зацветают куда менее редкие и привлекательные цветы жизни. На всех главных перекрестках, перед большими супермаркетами и подземными переходами, будто из-под земли, появляются попрошайки. Ассортимент, нужно сказать, радует глаз. Хромые, кривые, безногие, безрукие, на каталках и костылях, немощные старушки и разящие перегаром мужчины в самом расцвете сил, мамаши как цыганской, так и славянской наружности. Опрятно одетые, чисто вымытые, и затерто-оборванные с легким налетом прошлогодней грязи, скромно стоящие, опустив глаза, и нагло вымогающие деньги, не давая проходу. В общем, выбрать есть из чего, было бы желание поделиться своими кровно заработанными.
До европейских стран нам, конечно, далеко. В Риме, к примеру, попрошайничество - это не замызганная одежда на изможденных костях, а целое уличное шоу, за созерцание которого человеку и предлагают заплатить. У нас все гораздо скромней. В один погожий день всего за два квартала по улице Ленина мне удалось насчитать пять человек, просящих «Христа ради» и «За наше здоровье». Честно говоря, первое, что вспоминается - это французский Двор чудес, красочно описанный Гюго в «Соборе Парижской Богоматери». Весь день немощные калеки просили на улицах одной из самых романтичных столиц милостыню, а с наступлением ночи свершалось чудо. Слепые прозревали, у безногих вырастали нижние конечности, а у прокаженных затягивались раны, и все они сползались изо всех щелей в одно место - во Двор чудес. Существует ли ставропольский Двор чудес, и кому отдают прибыль попрошайки - вопрос сложный и неоднозначный. Но одно известно точно - большинство из просящих милостыню работают (я не оговорилась, именно работают) не для себя и не на себя.
Недалеко от площади Ермолова перед одним из универмагов часто можно встретить мужчину на коляске. Не слишком опрятен и, судя по виду, часто употребляет спиртное. Было бы логично предположить, что калека пьет, пропивает всю пенсию, все доплаты и выезжает на паперть напросить на булку хлеба и очередную бутылку. Рядом с ним стоит женщина несколько моложе. Вначале мне показалось, что она подает нищему, но та продолжала стоять и периодически перебрасываться словами с калекой. Заметив мое явно патологическое внимание к своей персоне, она поворачивается ко мне спиной и закрывает собой калеку.
- Это его дочь, - поясняет местная жительница.
- Семейный бизнес? - интересуюсь я, глядя на здоровенную детину.
- Наверное, - улыбается женщина. - Она его постоянно сюда привозит и забирает. И еще один есть, на костылях, его чуть дальше ставят.
Еще один папа? А может быть, муж или брат? В общем, семейка собралась, прямо как на подбор.
- Куда же смотрит полиция? - спросите вы.
Но не переживайте, полиция все это видит, и не только видит. Однажды людям пришлось отбивать того же нищего от стражей правопорядка, которые разукрасили инвалиду все лицо, обвиняя его в том, что он бомж. Во всяком случае, именно такую формулировку услышали подошедшие горожане. Но судя по тому, что колясочник так и выезжает к универсаму, вопрос с его местом жительства, наверное, удалось прояснить. Других же претензий, по всей видимости, к нему никто не имеет. Да и откуда же им взяться, если российский закон не предусматривает наказания для людей, подающих или просящих милостыню. Проще говоря, понятие «милостыня» в законодательстве не прописано, а уголовное наказание существует только за вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством. За это предусмотрено наказание, достигающее четырех лет лишения свободы.
В соответствии с российскими законами, нельзя быть агрессивным попрошайкой. Цепляться к прохожим или предлагать магические услуги, то есть нарушать общественный порядок. За такое дело даже оштрафовать могут. Правда, если именно в этот момент поблизости окажется полицейский патруль. Иначе найти, доказать и наказать смутьяна будет практически невозможно. Видимо, поэтому в районе перекрестка улиц Артема - Мира свободно промышляет достаточно опрятно одетая цыганка. У нее своя строго установленная такса - 10 рублей. Именно эту сумму необходимо отдать, чтобы Бог послал тебе здоровья. Без зазрения совести, годами отработанным и правильно поставленным голосом она на автоматизме произносит свое «Дай 10 рублей. Здоровья тебе», проворно подставляя руку практически к вашему носу. Кто-то делает вид, что считает ворон в синем небе, кто-то демонстративно отворачивается, кто-то обходит нахалку по ступеням прилегающих к тротуару зданий, но есть и те, кто подает. Значит, день не пройдет для нее даром, и всегда будет уверенность в завтрашнем дне.
Кстати, по сумме, вопрошаемой нищим, можно определить и общее благосостояние города. Так, в Москве, в одном из переходов, сидел вполне довольный жизнью попрошайка, требуя у прохожих сотню.
Но если человек не вымогает милостыню, а тихо стоит в переходе с табличкой «Подайте на пропитание» или еще какой-нибудь слезливой историей, бояться представителей закона ему не нужно, потому как он ничего не нарушает.
Еще одним способом уличного заработка является песня под гитару, гармонь или даже целый оркестр. Заняты этим в основном студенты, которым постоянно на что-то не хватает денег. Хотя, как говорят люди бывалые, в ставропольских переходах много не заработаешь. Все зависит от удачи, а день на день, конечно, не приходится. Наверно, это один из немногих способов просить деньги, который никому не приносит неудобств (ну разве что чрезмерно громкие басы) и к тому же честно отработан.
Другое дело - незаконные бизнесмены на дорогах. Чаще всего это подростки, зарабатывающие собственный капитал общеизвестным способом «купи-продай».
- У нас в Михайловске, - рассказывает девушка, - мальчишки постоянно носят телепрограммы за десять рублей, и мы с мужем всегда покупаем. Они молодцы, такие маленькие, а уже научились сами зарабатывать.
Налоговая служба едва ли согласится со словами девушки, впрочем, как и водители, под колесами которых вдруг вырастает юный бизнесмен. И снова возникает вопрос: что делать? На каждом перекрестке города сейчас установлено множество камер. За каждое нарушение водителю приходят квитанции. Но как быть с человеком, на котором нет ни номера, ни опознавательных знаков? Конечно, камера поможет установить, кто виноват в аварии, если она случится из-за снующего под колесами ребенка. Но стоит ли устанавливать справедливость такой ценой? И почему подростки ходят по дорогам от машины к машине, предлагая втридорога свои услуги? Ответить не сложно. Просто спросите у себя, стали бы вы так поступать, если бы это не приносило дохода? Выходили бы вы на проезжую часть, если бы никто ничего не покупал? В том-то и дело, что большинство правонарушений, которые нам так не нравятся, мы сами же провоцируем.
Именно поэтому во многих европейских странах попрошайничество запретили на государственном уровне. Причем в некоторых случаях большими штрафами облагается не только просящий, но и подающий. Так поступили в Литве и Латвии. В Париже нищим запрещено рассаживаться вблизи городских достопримечательностей и портить их вид. Те же меры в последние годы приняли еще ряд стран. Однако не стоит забывать, что настоящие нищие, к сожалению, имеют место быть в нашем обществе. Поэтому не следовало бы грести всех под одну гребенку и повально бороться с попрошайками. Вполне возможно, что среди сотни шарлатанов есть и те, для кого ваша копеечка - это лишний прожитый день.
Как считают эксперты, прежде чем начинать борьбу с попрошайничеством в России, как это стали делать власти других стран, необходимо создать систему помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Ведь попрошайничество - это монета с двумя сторонами: на одной из них мошенники, а на другой люди, у которых не осталось другого выхода. При этом не только в Ставрополе, но и в России в целом не так много мест, куда нуждающиеся могут прийти за помощью. И прежде чем принять жесткий закон, нужно дать людям возможность его не преступать.
Опять же обратимся к статистике, исходя из которой добрая половина россиян не осуждает просящих подаяния. При этом большую терпимость к нищим проявляют жители городов-миллионников и крупных мегаполисов, тогда как наиболее радикально настроены жители населенных пунктов с численностью до 250 тысяч и, как ни странно, москвичи. 24 процента россиян достаточно часто кладут монеты в протянутую руку, 43 процента населения редко, но все же помогают, и только 14 процентов считают помощь попрошайкам неприемлемой. Основным доводом в этом случае выступают такие заявления, как: «сами бедно живем», «милостыню просят аферисты и профессионалы, и доверия к ним нет», «люди должны сами работать и зарабатывать, а если не могут этого делать - то пусть им поможет государство путем социальных выплат». Некоторые ссылались на то, что подавать милостыню им не позволяют моральные принципы, потому что попрошайничают очень часто бомжи, алкоголики или наркоманы.
Распределение подаяний среди тех россиян, у кого доброе сердце, происходит следующим образом: 29 процентов подают милостыню «бабкам, просящим на хлеб, и беспомощным старикам» (в Ставрополе это соотношение не в пример больше - 46 процентов), 26 процентов жертвуют деньги инвалидам, 13 процентов - явно нуждающимся, бедным людям, 7 процентов подает милостыню женщинам-попрошайкам с детьми. Вызывают жалость у многих людей погорельцы, беженцы и бездомные, одетые в камуфляж «солдаты», а также уличные музыканты.
При этом 39 процентов опрошенных никогда не отдадут деньги пьяным или похмельным мученикам. Практически каждый девятый житель страны неблагосклонно относится к попрошайкам-цыганам, 8 процентов никогда не подают нищим, которые «здоровы и могут работать, но ленятся», 7 процентов опрошенных не воспринимают молодых нищих, и 5 процентов плохо реагируют на бомжей. Россиянам не нравится быть благотворителями для мужчин, мигрантов, наглецов и приставал. Но 4 процента проявляют истинное милосердие и подают «всем и всегда, кто бы ни попросил».
Ярким примером чему был случайно увиденный мной эпизод. Легко одетый пьяница цеплялся к прохожим, пока наконец не набрел на одного молодого парня, доставшего из барсетки достаточно крупную купюру и пожертвовавшего ее алкоголику. Улыбающийся беззубым ртом и отвешивающий полукниксены, полупоклоны пропойца - зрелище, скажу я вам, не из приятных. Но молодой человек спешил и, отвернувшись, уже не увидел, как расшаркивается пышущий перегаром нищий перед своим благодетелем, а за углом потирал руки собутыльник удачливого попрошайки.
Подавляющее большинство россиян уверены, что у многих попрошаек есть возможность получить деньги, выжить и прокормиться другим способом. Возможно, это действительно так. К примеру, инвалиды первой группы, а именно они составляют большую массу попрошаек, получают пенсию около 9 тысяч рублей. Без учета льгот, доплат и прочего. Конечно, на такой достаток особо не разживешься, детям дом построить не поможешь, машину внуку не купишь, но прожить без особого шика вполне возможно. Тем более что многие молодые мамочки-одиночки получают более скромную зарплату, воспитывают детей и даже не помышляют о протянутой руке.
Каждый четвертый считает, что выйти на паперть - для таких людей единственный способ обеспечить себе пропитание. Чтобы усомниться в этом, достаточно зайти на биржу труда или купить газету объявлений. Но и в том и в другом случае денег просто так никто не даст. Вам предложат работу, за которую вы можете получить фиксированный оклад. А это, видимо, мало кого устраивает.
Выйти на паперть - это серьезный психологический шаг для любого человека. Если вы не согласны со мной, попробуйте встать у магазина, вытянуть руку и попросить, при этом крестясь и прославляя то Бога, то своего благодетеля. И хотя ходят слухи о баснословных заработках попрошаек, любой нормальный человек скорее предпочтет свою маленькую, но честно отработанную зарплату, чем миллионы, полученные путем унижения и стыда.
Поэтому, прежде чем протянуть руку и отдать копеечку, подумайте, кто перед вами. В девятнадцатом веке попрошайками были обедневшие в неурожайные годы крестьяне, но сейчас это в основном вышедшие из мест лишения свободы заключенные, спившиеся люди, цыгане, для которых во все века это был единственный способ заработка. И в крайних случаях действительно нуждающиеся пенсионеры.
Сегодня попрошайничество - это пережиток 90-х, именно из тех лихих времен мы получили в наследство даже не нищих, а веру в то, что есть много нищих и им нужно помочь. Но с того времени социальная политика и помощь пенсионерам и бедным семьям в значительной степени изменились и, нужно признать, в лучшую сторону. За чертой бедности сейчас остаются сущие единицы, часть из которых в силу своего воспитания никогда не пойдет на паперть. Вспомните об этом, когда протягиваете милостыню, и подумайте, кому вы сейчас помогаете. Несколько лет назад на Кисловодском рынке сидела, опустив голову, очень милая бабушка, которую всем было жалко. Сидела она и летом и зимой, ни снег ни зной ее не пугали. Одета она была в старую потертую одежонку, никогда ни с кем не говорила. И только продавцы соседних магазинов знали, какие суммы она обменивает по вечерам и что с места работы ее забирает сын на собственной иномарке... Впрочем, когда мы подаем нищему, то никогда не спрашиваем на что, так что обижаться не на кого.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет