Вы здесь

ОПЬЯНЕНИЕ ЗВУКОМ - ЭТО ДЖАЗ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

13.03.2013
ОПЬЯНЕНИЕ ЗВУКОМ - ЭТО ДЖАЗ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В Государственной Ставропольской краевой филармонии прошел при полном аншлаге концерт джаз-оркестра «Предгорье» (КМВ). Ставропольские меломаны не раз слышали выступления оркестра на фестивалях «Джазовый перекресток», но в этот раз биг-бенд из Предгорного района приехал в краевой центр с необычной программой, кульминацией которой стало исполнение вместе с известным пианистом, педагогом краевого колледжа искусств Олегом Щербиным «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина для фортепиано с оркестром.
«Джаз нельзя игнорировать. Джаз есть жизнь... это опьянение звуком, это чувственная радость, это меланхолия страсти, это мы и наше время». Так заканчивалась фундаментальная работа о джазе, изданная в Париже в 20-х годах XX столетия. Тогда в самом расцвете было использование в музыкальной Европе жанра, основанного на афроамериканском фольклоре. Правда, уже в 30-х годах интерес европейских композиторов к так называемой «негритянской» музыке начал угасать. А вот на родине джаза - в США - движение за слияние джаза с музыкой европейской традиции породило замечательное явление - творчество пианиста, импровизатора, композитора Джорджа Гершвина, который прожил всего 39 лет. Как композитор симфонической и оперной музыки он неразрывно связан с Бродвеем. А во всемирную историю музыки Гершвин вошел как талантливейший представитель так называемого симфонического джаза.
За свою жизнь Гершвин сочинил свыше 300 песен, только за восемь лет создал музыку к более чем 40 театральным постановкам, в основном мюзиклам. Постепенно из автора популярных песен он превратился в композитора-симфониста общенационального значения, сочинив концерт на джазовые темы для фортепиано с оркестром, программное оркестровое произведение «Американец в Париже», Вторую рапсодию, «Кубинскую увертюру». А за два года до смерти композитор закончил свою оперу «Порги и Бесс» (1935г.), которая стала первой национальной оперой США. Но главным достижением Гершвина музыканты всего мира считают его знаменитую «Рапсодию в блюзовых тонах», которую иногда переводят как «Голубая рапсодия», или «Рапсодия в стиле блюз». В этом сочинении он воплотил самобытную «неприглаженную» красоту раннего джаза: его бьющий через край темперамент, свободную импровизацию, яркие «варварские» краски, синкопированные ритмы, соединив их с художественными приемами классической музыки.
Все это очень эмоционально прозвучало и в старинном зале краевой филармонии. Но сначала бессменный ведущий концертов джаз-оркестра «Предгорье» - начальник отдела культуры администрации Предгорного района Юрий Васютин представил коллектив оркестра и его руководителя Александра Литвяка, который в 2011 году стал лауреатом премии губернатора Ставропольского края в области музыки имени В. Сафонова. Джаз-оркестр «Предгорье» был организован 16 лет назад как раз-таки Юрием Васютиным, окончившим в свое время Ставропольское краевое музыкальное училище, а потом Пятигорский институт иностранных языков. Классический американский джаз - давняя страсть Васютина, потому-то он хорошо знает репертуар биг-бенда, переводит с английского по ходу дела вокальные сочинения, которые исполняли в концерте солист оркестра Григорий Галустян и гостья из Москвы - вокалистка Алена Ткаченко. Под восторженные аплодисменты зрителей со сцены краевой филармонии звучали произведения Дюка Эллингтона, Пола Уайтмена, Бенни Гудмена, Каунта Бейси, а также всемирно известная «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи.
Удивили оркестранты ставропольских любителей джаза новой аранжировкой «Колыбельной Клары» из оперы «Порги и Бесс» Гершвина, которую, так сказать, в мужском варианте исполнил во втором отделении концерта Григорий Галустян. А потом пианист Олег Щербин блестяще и виртуозно солировал в «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина. Как рассказал Олег Николаевич корреспонденту «СГВ», идея исполнить это произведение возникла у него давно, а воплотилась в жизнь в прошлом году, когда известный дирижер ставропольского духового оркестра концертно-творческого объединения «Аккорд» Даниил Осиновский сделал аранжировку рапсодии для своего оркестра и предложил Щербину солировать в ней. А потом эта идея понравилась руководителю джаз-оркестра «Предгорье» (КМВ) Александру Литвяку. И в конце декабря 2012 года «Рапсодия в блюзовых тонах» с успехом прозвучала в концерте оркестра в Минераловодском музыкальном колледже. Ну а в Ставрополе меломаны устроили биг-бенду и Олегу Щербину настоящую бурю оваций с криками «Браво!» и морем цветов. Пришлось Щербину исполнить на бис одну из прелюдий Гершвина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет