Вы здесь

Второгодник: быть или не быть?

11.12.2013
Второгодник: быть или не быть?

В Министерстве образования РФ озаботились судьбой российских двоечников. И подготовили проект приказа «О внесении изменений в Порядок организации образовательной деятельности». Согласно этому документу, школьников, окончивших учебный год с неудовлетворительными оценками, все равно будут переводить в следующий класс. Напомним, до сих пор учеников переводили из класса в класс только при наличии одной двойки.
В проекте оговорено, что в случае если ученик не проходит аттестацию, предусмотрены три варианта: либо он остается на второй год, либо учится по индивидуальной программе, либо для него составляют адаптированный план обучения с учетом мнения психологов и медиков, если есть такая необходимость.
При этом школы смогут сами определять конкретное количество задолженностей, устанавливать сроки подготовки к аттестации и даты итоговой государственной аттестации по каждому предмету.
Кроме того, согласно проекту документа, второй шанс получат и ученики 9-х классов, сдавшие на «неудовлетворительную оценку государственную итоговую аттестацию» (ГИА). Те, кто провалил последнюю, по желанию родителей могут остаться в школе на второй год. Сегодняшние же правила гласят, что такой ученик отчисляется из учебного заведения со справкой об обучении.
Смягчение правил обучения для двоечников в Минобрнауки объяснили так:
- Считаем, что возможность остаться на повторное обучение в данном случае поможет ребенку, как говорится, не оказаться на улице. При этом за обучающимися и их родителями сохраняется право получить справку об обучении и покинуть образовательное учреждение, – прокомментировали в ведомстве.
Вместе с тем эксперты полагают, что причиной изменения правил стала подготовка к переходу на новую систему оплаты труда преподавателей, процентная или стимулирующая часть заработной платы которых будет формироваться на основании нескольких показателей - реализации профильного обучения, результатов учеников, «сохранности контингента» (количество отчисленных) и т. д. Ожидается, что соответствующий приказ будет подписан главой Минобразования Дмитрием Ливановым до конца года.
Предстоящее нововведение уже сейчас вызвало споры. Некоторые педагоги считают, что такие послабления приведут к безответственному отношению к учебе. Другие настаивают: второй шанс повысит мотивацию у неуспевающих учеников.
Дискуссия по этому поводу развернулась и в Интернете. Причем в обсуждении приняли участие как рядовые граждане, так и представители педагогического сообщества. Приведем наиболее интересные из этих высказываний:
«8 лет переводили с двойками.... Можно подумать, что, оставшись на второй год в 9-м классе, ребенок все осознает и за год все выучит.... Какая чепуха!!!»
«Проблема в том, что у школьников может пропасть мотивация хорошо учиться, если они будут знать, что их не отчислят за несколько двоек».
«Возможно, это будет более честный вариант, если изменится ныне существующая ситуация, когда директора школ, учителя будут отчитываться по успеваемости. Проблема в том, что нынешняя система отчетности вынуждает учителей завышать оценки. Если в самом деле будет реально разрешено выставлять то, что дети получают, и при этом не считать это недоработкой учителя, то это вполне разумно и никак к ухудшению знаний и качества образования не приведет», – прокомментировал один из представителей педагогического сообщества.
Отозвались на документ и в комитете Госдумы по образованию: «Приказ выглядит немного странно. Он дает возможность переходить с неудовлетворительными оценками из класса в класс, но не дает возможности получить документ об образовании. Мы предлагали нечто другое. Еще во времена Фурсенко мы предлагали отказаться от системы процентомании «3 пишем, 2 в уме». Но при этом, если ребенок не освоил один предмет, например, выдавать ему аттестат с неудовлетворительной оценкой, который бы дал возможность ему поступать в институт, но не по профилю, по которому он имеет неудовлетворительную оценку. При двух неудовлетворительных оценках можно было бы поступать в колледж, учреждение среднего профессионального образования. Приказ Минобрнауки может спровоцировать ситуацию, когда дети, зная, что их все равно будут переводить с двойками, откажутся заранее учиться по тем или другим предметам».
Обращали участники дискуссии внимание и на то, что важны причины, по которым ученик не успевает. Одно дело, если он просто «разгильдяй, лентяй и прогульщик», то второй раз обучаться он должен за плату (государство уже потратило деньги на его обучение в текущем году). Другое дело – если ребенок проболел этот год, а значит, услугами не воспользовался, следовательно, может сидеть второй год бесплатно. Следующий случай – если у ученика какие-то проблемы с развитием – для таких детей есть специализированные школы, где их учат и адаптируют к самостоятельной жизни по другой программе и в других условиях. Есть и другие обстоятельства, которые могут послужить причиной неудовлетворительной учебы, – проживание за рубежом, родители-алкоголики и т. д. То есть к каждой ситуации нужно подходить индивидуально.
Поднимался вопрос и о том, что в современной школе занятия групповые, а не индивидуальные. В классе бывает 24 человека - это минимум, а порой доходит до 40. И как при этом учитывать индивидуальные особенности ребенка? Либо с этим, индивидуальным, занимаешься, либо с остальными, не менее интересными. Конечно, можно позаниматься с ним после уроков пару раз, но вменять это в постоянную обязанность учителя незаконно. Педагог что, не человек? Не имеет семьи и собственных детей? Да и кто будет реализовывать индивидуальные планы, если на такую форму обучения средств не отпускают?
Задавала вопрос я по этому поводу и нашим ставропольским учителям, однако комментировать они приказ Минобра не особенно торопились, отмечая: «Поживем – увидим».
Наверное, подобные споры и дискуссии должны иметь место. Хотя, положа руку на сердце, хочу сказать, что оставлять учеников на второй год у нас и до этого приказа особо-то никто не рвался, потому и перемежалась бесконечная череда двоек в классных журналах с удовлетворительными оценками.
Как мне кажется, начнет или нет действовать нововведение, не так уж и важно. Намного важнее другое – что за человек получится в конечном результате из неуспевающего ребенка. И может статься, у него есть другие таланты и интересы, которые позволят ему реализоваться в жизни. Например, у сына моих соседей, который уже со второго класса не на самом лучшем счету у педагогов, замечательные способности к рисованию, и может, из него вырастет в будущем хороший художник. Немало среди двоечников и ребят, у которых золотые руки и из которых могут вырасти строители, плотники, сварщики, токари, фрезеровщики, автомеханики, которых так не хватает сегодня нашему обществу. Нужно только суметь выявить, к чему тянется человек. А то, что у ребенка в аттестате двойки, вряд ли будет кому-то важно, и уж тем более это ни в коем случае не значит, что на нем надо ставить крест.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет