Вы здесь

ПО СЛЕДАМ УЛИКИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

13.03.2013
ПО СЛЕДАМ УЛИКИ
Елена Чурюда

В начале марта в полиции края, с целью поднять престиж профессии, стартовала недельная акция под названием «Профессия полицейский», приказ о проведении которой подписал начальник ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, генерал-лейтенант полиции Александр Олдак.
Я, как участник акции, «примерила» на себя роль эксперта-криминалиста.
Экспертно-криминалистический центр при ГУ МВД РФ по СК оказывает содействие органам следствия, дознания и суда в установлении обстоятельств, требующих доказательства по уголовным делам. Эксперты-криминалисты осматривают место происшествия, изымая следы и вещественные доказательства. Далее их работа продолжается в лабораториях. Все виды экспертиз трудоемкие, наукоемкие, сложные.
Начальник центра Сергей Доценко собрал руководителей отделов у себя в кабинете и сообщил им, что целую неделю с ними будет работать корреспондент. Мне, как человеку далекому от криминалистики и абсолютно не осведомленному о работе центра, экскурсия была необходима. Первый отдел, с которым меня познакомили, - отдел традиционных криминалистических экспертиз.
- После того, как опергруппа выехала на место происшествия и изъяла следы, принадлежащие как преступникам, так и потерпевшим, они поступают на картотеку и одновременно к нам, - рассказывает заместитель начальника отдела Наталья Трушакова. - Мы изымаем отпечатки пальцев, следы рук и транспортных средств, орудия взлома, предметы, обнаруженные на месте происшествия. Это могут быть окурки, ножи, монтировки, бокалы или кусочки шоколадки и многое-многое другое. Неопознанные трупы также подлежат дактилоскопированию и в дальнейшем проверке по базам данных с целью установления личности человека. По следу обуви устанавливаем размер, тип и модель, рост человека. Устанавливаются также физиологические особенности, например, хромота человека. В случае если на месте происшествия обнаружена дорожка следов, то можно определить, шел человек или бежал, пьян он был или трезв.
Все следы отрабатываются незамедлительно. Каждый эксперт выезжает на место происшествия с достаточно большим и вместительным чемоданчиком весом около 30 килограмм. В него входит: фонарик, пробирки для биологических следов, обнаруженных на месте происшествия, бинт, тампоны, криминалистическая лупа, линеечки, кисточки для изъятия следов сажи, магнитные кисточки, шприцы, на тот случай, если понадобится взять у кого-то кровь прямо на месте происшествия, порошки, перчатки, реактивы, рулетки для измерения площади происшествия, набор инструментов для изъятия замков, сейфов, фотоаппарат, отвердеватель для изготовления слепков.
Перед отделом стоят всего две задачи: диагностические и идентификационные. Диагностические - механизм образования следов, установление групповой принадлежности, относимость следов, а идентификационные - сравнение следов с конкретным человеком.
Занимается отдел также почерковедческой экспертизой.
- Мы узнаем, кем, в каких условиях, в какое время выполнен рукописный текст, а также в каком состоянии при этом находился человек. Мы можем установить, например, что рукописный текст был выполнен человеком с травмой головы. По признакам почерка определяем пол человека, левша он или правша, уровень грамотности, образование, специальность, - рассказывает эксперт Вячеслав Чурипа. - Например, человек, покончивший жизнь самоубийством, пишет предсмертные записки в состоянии глубокой депрессии, даже можно сказать, в состоянии аффекта. Мы можем по одной такой записке определить явные психологические отклонения.
Сейчас у эксперта В. Чурипа очень много работы. В рамках уголовного дела, по факту мошенничества, где сотрудник банка подделывал подписи граждан, брал кредиты и тратил на свои нужды, ему предстоит выполнить более 300 экспертиз, половину из которых он уже сделал.
В традиционные виды входит и портретная экспертиза. С камер видеонаблюдения цифруются изображения, представленные образцы сравниваются с конкретным человеком. Технико-криминалистическая экспертиза проводится в том случае, когда нужно установить подлинность реквизитов, бланков, документов, ценных бумаг, акцизных марок.
- У нас есть люди, которые занимаются реконструкцией черепа, - продолжает Н. Трушакова. - То есть если нашли скелет человека, то можно установить личность и при каких обстоятельствах он умер.
Какого калибра пуля и из какого оружия произведен выстрел, оказывается, можно узнать с помощью баллистической экспертизы. Это во времена персонажа Жеглова из известного кинофильма все было сложно. На данный момент процесс автоматизирован, используется баллистическая идентификационная система ЗD, которая сканирует поверхность пули и позволяет найти в электронном виде ряд мельчайших совпадений для определения используемого оружия. Однако наличие автоматической системы вовсе не означает, что микроскопы простаивают без дела. Глаза эксперта - его главный инструмент, и если у машины случится сбой, эксперт справится с задачей не хуже. В пуле-гильзотеке, расположенной здесь же, находятся пули и гильзы, изъятые с мест происшествий и от контрольных отстрелов гражданского оружия, имеющегося на руках у населения.
Один из экспертов отдела баллистических экспертиз входит в полицию ООН. Буквально в прошлом году он вместе с коллегами из других стран обучал коллег в Косово, а в Судане создавал полицию заново. Ранее там местные жители все решали советом старейшин. Например, если есть подозрения, что кто-то кого-то отравил (у них это распространено), то в течение суток без суда и следствия они могут приговорить его к смерти.
- В Косово я сам выезжал на место происшествия и проводил экспертизы, - рассказывает Илья Борисович (свою фамилию он пожелал не называть). - А в Судане я был как наблюдатель. То есть мог только ходить и рассказывать, что им делать. Правда, в зависимости от региона и от отношения к полиции в целом они могли вообще меня не слушать.
Кстати, сотрудники этого отдела предпочитали не представляться, так как они проводят экспертизы, связанные с риском для жизни. Как известно, на территории Северного Кавказа очень много оружия и боеприпасов, которые используют не только обычные преступники, но и террористы, находящиеся в настоящее время в розыске. Поэтому есть чего опасаться.
Не менее интересен отдел компьютерных, фоноскопических и психофизиологических экспертиз.
- Ни для кого не секрет, что сейчас масса преступлений совершается с помощью компьютерной техники и Интернета. Это мошенничества, незаконный игорный бизнес и т.д., - рассказывает начальник отдела Святослав Коваленко. - Мы занимаемся поиском, извлечением, восстановлением компьютерной информации, имеющей огромное значение для расследования уголовного дела. Наши результаты ложатся в основу обвинительных заключений. Фоноскопия - принадлежность голоса и речи к определенному человеку, а также устные и письменные тексты, содержащие негативную информацию. Благодаря лингвистам ЭКЦ ГУ МВД РФ по СК закрываются многие экстремистские сайты. Психо-физиологическая экспертиза - это система «Полиграф», или, как его называют, детектор лжи.
Самый сложный и, пожалуй, самый эффективный в работе полиции - отдел ДНК-экспертиз, который появился только в 2007 году.
- С введением в эксплуатацию ДНК-анализа в центре создан медико-биологический отдел, в штате которого состоят эксперты, владеющие серологическими, морфологическими методами исследований тканей и выделений человека, методами исследования ДНК, запаховых следов человека и медико-криминалистическими методами. Созданы современные эргономичные автоматизированные рабочие места. Несмотря на большой объем работ и не считаясь с личным временем, эксперты отдела в короткие сроки проводят экспертизы и исследования, в том числе и по резонансным преступлениям, выводы которых являются основой в обвинении, - рассказывает руководитель отдела Инна Сухомлинова. - Весной и летом прошлого и позапрошлого года наблюдался всплеск преступлений, связанных с изнасилованиями и убийствами детей. Так, в результате проведенных экспертиз были установлены лица, причастные к данным преступлениям, что явилось единственным доказательством их вины.
Например, по делу об изнасиловании и убийстве 9-летней Ани Прокопенко в г. Пятигорске был задержан сторож одного из строительных объектов, расположенных недалеко от дома, где проживала девочка. Все указывало на то, что преступление совершил именно он: протекторы шин его автомобиля совпадали с протекторами шин, изъятых с места происшествия. В машине была обнаружена веревка, один конец которой совпадал с размером шеи задушенного ребенка, к тому же сторож уже начал признаваться... Но когда пришла ДНК-экспертиза, то следователи поняли, что он не преступник.
ЭКЦ ГУ МВД РФ по СК является базовым центром для Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарии, Чеченской Республики, РСО-Алании, Республики Дагестан, Республики Ингушетия. Поэтому, в связи с участившимися террористическими актами на территории Северного Кавказа, возрастает роль проведения генетических экспертиз по установлению личностей, причастных к совершению терактов и покушений.
Так, силами экспертов было установлено 10 лиц, причастных к факту посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов в поселке Прогресс Кабардино-Балкаркой Республики, установлены личности двух террористов-смертников, приведших в действие взрывное устройство в Республике Дагестан, где пострадали сотрудники полиции и мирные жители.
В отдел ДНК-экспертиз входит группа ольфакторных исследований, то есть определение преступника по его запаху.
- Мы устанавливаем запаховые следы человека с использованием собак-детекторов, - рассказывает эксперт Константин Гетманцев. - Следы пахучих веществ, например, пота или крови, содержатся на одежде, обуви, головных уборах, инструментах, оружии. Когда к нам поступает один из носителей запаха, мы его выпариваем при температуре +90 градусов, тем самым перенося запах на салфетку. Затем, после того как следователи или оперативники задержали преступника, мы проверяем, принадлежит ли тот или иной запах ему. Для этого наши собачки обнюхивают сначала самого человека, а потом в специальной комнате расставляем баночки с разными запахами. Пес должен найти нужный и сесть рядом. Так проверяем на трех разных собаках. Если две собаки сели, а одна нет, то результат положительный, если же одна собака села, а две нет, то результат отрицательный. Значит, запах преступнику не принадлежит.
Однажды таким образом удалось установить преступника, совершившего изнасилование. В момент преступления девушка хотела позвать на помощь. Она схватила свой мобильник, но преступник вырвал его и выбросил. Однако на телефоне остался его запах. И собака точно определила, что изнасилование совершил именно он.
К. Гетманцев с таким увлечением рассказывал о своей деятельности, что было видно - молодой человек любит свою работу.
- Я раньше работал в оружейной комнате, то есть отвечал за все оружие в г. Ставрополе, - поведал Константин. - А затем перевелся сюда и, можно сказать, заболел профессией. Вот уже 12 лет вместе со своими питомцами, которых в центре 12, в основном это таксы и лабрадоры, устанавливаю преступников. Многие не верят этой методике, но я вас как эксперт уверяю: собаки дают стопроцентный результат.
Говорят, некоторые профессии лишены романтики, однако здесь для меня стало открытием, что романтика не в атмосфере или окружающих предметах, а в людях, которые добросовестно, с блеском в глазах выполняют любимую работу, полную колоссальной моральной нагрузки чэпэшных будней.
За неделю моей условной службы поняла, что работать экспертом-криминалистом сложно. Без хорошей профессиональной подготовки, определенных умений и опыта не обойтись. Экспертам-криминалистам приходится постоянно быть в поиске, совершенствоваться, ведь преступный мир не стоит на месте и каждый день придумывает все новые и новые ухищрения, чтобы обойти закон.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет