Вы здесь

ОСТАНОВКА: ГАЗОВЫЙ ФОРПОСТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

29.08.2012
ОСТАНОВКА: ГАЗОВЫЙ ФОРПОСТ
Марина Кандрашкина

Сегодня газовая отрасль является одним из важнейших элементов экономики Российской Федерации, от работы которой во многом зависит экономическое благосостояние страны. Очень сложно представить, как бы функционировали промышленный, аграрный, коммунальный, жилой, производственный комплексы такого огромного государства, не будь у нас собственной разветвленной системы газовых магистралей. А между тем именно труд газовиков обеспечивает значительную часть доходов в федеральный бюджет. Экспорт природного газа приносит России около 15 процентов валютной выручки. И в ближайшие десятилетия данные показатели будут только расти.
Ведь «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах составляет 18%, в российских - 70%. На «Газпром» приходится 15% мировой и 78% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом. «Газпром» - надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть - Единая система газоснабжения России, протяженность которой превышает 161 тысячу км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. Газовым форпостом компании на юге России является ее старейшее дочернее общество - ООО «Газпром трансгаз Ставрополь».
Честно говоря, «Ведомости» подняли «газовую» тему не случайно. Ведь, несмотря на то, что мы довольно много говорим о перспективах развития отрасли, различных инвестиционных проектах, вместе с тем, мы ничего не знаем о том, КАК добывают газ, КАКОЙ путь он проделывает с места добычи до нашей кухонной плиты... В это воскресенье страна отметит День работников нефтяной и газовой промышленности. И, собственно, данный профессиональный праздник - повод более пристально взглянуть на тех людей, кто создает национальное богатство, на то, как работает механизм огромного газодобывающего комплекса. Тем более что все условия для этого у нас были. В преддверии приближающегося праздника руководство ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» пригласило представителей региональных СМИ в увлекательнейшее путешествие по своим объектам.
МУЗЕЙ КАК ОТПРАВНАЯ ТОЧКА МАРШРУТА
Начался пресс-тур в информационно-музейном центре ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». Что тоже довольно символично. В представленных там экспонатах нашли отражение все вехи пройденного предприятием пути. В витринных комплексах - предметы оборудования, приборы, инструменты, техническая документация, фотографии. Есть здесь даже фрагмент той самой трубы от газопровода «Ставрополь - Москва», с которого, собственно, и началась история предприятия. Открытие на рубеже 40-50-х годов прошлого столетия Северо-Ставропольского месторождения природного газа послужило толчком для активного развития газотранспортной системы страны. Именно отсюда в конце декабря 1956 года по первому дальнему магистральному газопроводу «Ставрополь - Москва» ставропольский газ пришел в столицу. Поэтому этот год считается официальной датой газовой промышленности Ставрополья. Еще через три года газ поступил в Ленинград и промышленные центры европейской части страны, а затем на Кавказ и Закавказье. К концу 80-х, по мере выработки основных месторождений природного газа, определился и транспортный профиль предприятия.
Страницы истории ставропольских газовиков - высокогорные местности Северной и Южной Осетии, иссушающая зноем астраханская пустыня, благодатные поля Ставрополья, суховеи сальских степей. В каких только климатических условиях и географических широтах не работали, какие задачи не решали специалисты «Газпром трансгаз Ставрополь»! Год за годом газовики своим самоотверженным трудом создавали историю, закладывали замечательные традиции. Начиная с газопровода «Ставрополь - Москва» и продолжая дальнейшими объектами, они апробировали уникальные решения, применяли новые технологии, закладывали тот самый фундаментальный пласт знаний и мастерства, который сегодня присущ всем работникам предприятия.
И спустя более полувека ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» - это мощный производственный комплекс, являющийся одним из крупнейших в единой газотранспортной системе России. В его состав входит 19 филиалов, в том числе десять линейных производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУ МГ). Линейная часть магистральных газопроводов, обслуживаемых обществом, проходит через территорию десяти субъектов СКФО и ЮФО. Общество осуществляет транспортировку газа по межправительственным соглашениям в Турцию и страны Закавказья. Ежегодные объемы транспортировки газа превышают 65 млрд кубометров.
- Обеспечение надежного газоснабжения потребителей юга России - важнейшая задача ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». И мы на протяжении долгих лет решаем ее достойно. Территория ответственности предприятия - одна из самых газифицированных в стране, уровень достигает 91 процента, а в Ставропольском крае уже достиг 97 процентов, - говорит генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Алексей Завгороднев. - говорит генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Алексей Завгороднев.
ПДС - МОЗГ И СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА
Посещение производственно-диспетчерской службы (ПДС) предприятия стало вторым пунктом обширной программы пресс-тура.
- Под нашим оперативным управлением находится 13 компрессорных и 367 газораспределительных станций и около восьми тысяч километров магистральных проводов. Наша задача - постоянно контролировать работу газотранспортной системы: объемы поставок газа, давление, температуру на газопроводах и так далее. Всего более трех тысяч параметров. В режиме реального времени мы можем узнать не только количество поступившего газа, но и состояние трубы, получить сведения о температуре и давлении газа внутри и даже его химико-физические параметры. Данные из всех филиалов стекаются к диспетчерам через каждые два часа и выстраиваются в таблицу в электронном диспетчерском журнале. Так рождается полная картина режима работы газотранспортной системы, - рассказал заместитель начальника ПДС Общества Николай Пащенко.
Для большей же наглядности он предложил посмотреть на настенный проектор, где на огромном экране появилась карта России и соседних стран с нанесенными на нее зелеными, красными, черными линиями разной протяженности. Как выяснилось, это тысячи километров газопроводов, опоясывающих Россию и уходящих в Европу и страны Закавказья. А данный диспетчерский зал не что иное, как руки и сердце системы газоснабжения юга России. Именно отсюда ведется координация потоков газа на десять субъектов СКФО и ЮФО, страны Закавказья и Турцию.
- Наша система не только сложная, но еще и реверсивная, - продолжает Николай Пащенко. - То есть в любой момент мы можем изменить потоки газа по разным направлениям, и если на одном из участков случится неполадка, перенаправить топливо таким образом, чтобы оно беспрепятственно и в оговоренные сроки дошло до конечного потребителя и население не испытывало проблем с газоснабжением в холодное время года.
Есть ли отличие работы в зимний и летний период? Как уверили нас сотрудники ПДС, они разнятся существенно. Зимние периоды отличаются большим потреблением газа, как в России, так и за рубежом, поэтому с максимальной нагрузкой работают объекты добычи, подземные газохранилища, газотранспортные мощности. Но совершенно неправильно считать, что режим в теплое время года с точки зрения диспетчерского управления намного легче. Да, летом потребление голубого топлива значительно сокращается, но тогда его излишки закачиваются в подземные хранилища газа (ПХГ), что также сопровождается определенными действиями, которые требуют от сотрудников немалого внимания, ответственности и собранности. Заполненные ПХГ - это реальный гарант того, что зимой, когда возрастет потребление газа, его хватит на всех, даже если в регионе резко понизится температура.
Собственно, вот такая экономически оправданная политика рачительных хозяев. И стратегически обоснованная. На ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» возложена хоть и почетная, но тяжелейшая миссия «нести в дома людей тепло», которую они на протяжении долгих лет с честью и достоинством выполняют без всяких срывов и проволочек. Общество не только «несет тепло», но и приносит прибыль, и не только себе.
- В 2011 году предприятием в бюджеты всех уровней было перечислено 1 миллиард 665 млн рублей, из них региональные бюджеты получили 417 миллионов, в местные бюджеты перечислен 21 миллион рублей. Безусловно, это создает благоприятные условия для развития Северного Кавказа, экономика которого является дотационной. И, что немаловажно, помогает поддерживать здесь мир и стабильность, - подчеркивает Алексей Завгороднев.
РОМАНТИКА 21 ВЕКА
Между тем, получив общее представление о системе газоснабжения юга России, следующей остановкой нашего путешествия из Ставрополя по объектам ООО «Газ-пром трансгаз Ставрополь» стала дожимная компрессорная станция № 1 в станице Рождественской - одно из важнейших звеньев в работе газотранспортной системы. ДКС № 1 была введена в эксплуатацию в 1995 году и по праву считается самой мощной на Северном Кавказе. Изначально проектная мощность была рассчитана на 65 миллионов кубометров газа в сутки, но после произведенной модернизации и реконструкции возросла до 90 миллионов.
Когда подъезжаешь к ДКС-1, поражаешься ее размерами - грандиозные сооружения из кирпича и металла раскинулись на многие гектары. На станции производится пять процессов: очистка газа от воды и механических примесей, его сжатие, охлаждение и осушка, замер газа и дальнейшая транспортировка в магистральный газопровод. Всего же здесь работает 12 компрессоров суммарной мощностью 216 мегаватт! Обслуживают это обширное хозяйство сто человек, руководит которыми начальник станции Ильтифат Сулейманов.
Однако, несмотря на такие количественные характеристики, на ДКС № 1 в этот день было поразительно тихо. Как объяснил заместитель начальника станции Дмитрий Беляев, основное оборудование работает в зимний период, когда осуществляется отбор газа из газохранилища. Тогда-то и количество людей в смене увеличивается. А пока тепло, до 15 октября на предприятии ведутся ремонтно-профилактические работы. Режим же закачки газа из магистрального трубопровода в подземное хранилище осуществляется самотеком, для чего в смене вполне хватает одного сменного инженера и нескольких операторов. Ведь все ступени газоперекачивающих агрегатов отражаются на мониторах компьютеров, за которыми располагаются операторы. Они в режиме онлайн видят, что происходит с потоками газа на всех этапах и в каждый момент времени, когда меняются одни им понятные цифры. А если нужно - легкое нажатие кнопок клавиатуры, и вот уже в корпусе сооружений, расположенных за десятки метров от них, начинают работать скрытые от глаз механизмы.
Никакой романтики? Позвольте не согласиться. Да, работникам производства больше не нужно бегать с линейкой и блокнотом, ежечасно звонить на другие объекты, чтобы сверить показания. Но зато, когда одним движением пальца управляешь многокубовыми потоками газа, когда десятки сложных механизмов подчиняются небольшому коллективу специалистов, не в этом ли романтика 21 века? Стала же она возможной благодаря грамотной политике руководства глобальной энергетической компании «Газпром», когда не просто зарабатывают средства, а вкладывают их, в том числе и в модернизацию, интенсификацию производства.
И не только туда. Подготовка кадров для своевременного обеспечения потребности компании высокопрофессиональным, мобильным и квалифицированным персоналом - тоже в центре внимания руководства «Газпрома» и его дочерних обществ. К примеру, в первом полугодии 2012 года в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» прошли профессиональное обучение 1245 рабочих, повысили квалификацию 614 руководителей, специалистов и служащих. На постоянной основе проводятся конкурсы профессионального мастерства по десяти специальностям. Приоритетным направлением кадрового менеджмента ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» является работа с молодежью, которая носит системный, плановый характер и начинается со студенческой скамьи. Сейчас на договорной основе в высших учебных заведениях обучаются более 50 студентов. Они получают стипендию, проходят производственную практику на объектах предприятия, а потом дипломированными специалистами возвращаются обратно. Это еще одна отличительная черта Общества, где каждый руководитель начинает карьеру с низов, постигая на практике азы профессии, разбираясь в ее нюансах и тонкостях. Руководству предприятия неважно, кто ты и чей сын, дочь, - если есть талант, стремление учиться и развиваться, тебя обязательно заметят и дадут путевку в жизнь.
ИНИЦИАТИВЫ, ИНВЕСТИЦИИ, НОВАТОРСТВО
Словом, здесь приветствуют инициативу, рационализаторские идеи и новаторский подход к делу. За время своей трудовой деятельности Общество вполне оправданно получило звание новатора газовой промышленности. На производственных площадках ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» всегда есть место для новых технологий, нестандартных решений, требующих от газовиков не только определенной научной и практической подготовки, но и творческого подхода к поставленным перед ними задачам. Собственно поэтому Обществу доверяются самые сложные проекты, которые зачастую носят статус государственной и международной важности. В зоне ответственности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» построен и эксплуатируется самый высокогорный в мире газопровод «Дзурикау - Цхинвал», высшая точка которого проходит на высоте 3200 метров над уровнем моря. А в городе Новоалександровске в 2003 году предприятием совместно с иностранными партнерами была построена компрессорная станция «Ставропольская», откуда берет начало знаменитый газопровод «Голубой поток», поставляющий газ в Турцию. По данным магистралям уже ушло к турецким потребителям порядка 80 млрд кубов газа.
Как отметил во время осмотра станции ее начальник Алексей Аникеев, помимо строительства специально под турецкий проект, уникальной особенностью объекта является и высокая степень автоматизации всех процессов и само оборудование. На КС «Ставропольская» представлены самые передовые технологии в газовом приборостроении, и другие станции являются лишь ее аналогом, но никак не превосходят по показателям. Что же касается производителей, то это тот самый интернационализм в лучшем понимании данного определения: аппараты воздушного блокирования - итальянские, пылеуловители - французские, электростанция для собственных нужд - финская, нагнетатели - японские, автоматика немецких и российских разработчиков.
Между тем сегодня в стадии реализации предприятия находится еще один важный проект: строительство газопровода «Изобильный - Невинномысск», который даст возможность увеличить поставки газа в южные регионы. Большие перспективы, стоящие перед Обществом, связаны и с международным проектом «Южный поток», где ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» поручено строительство нового цеха на компрессорной станции «Сальская» и участка газопровода протяженностью 270 км.
ДА БУДЕТ СВЕТ! И ПОГАЗУЕМ?
Но, рассказывая о посещенных нами объектах ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», было бы неверно останавливаться лишь на газовой части. Тем более что в «Газпроме» давно успешно реализуется и ряд других направлений. Например, в настоящий период «Газпром» серьезно занимается развитием электроэнергетиче-ского направления работы. Сегодня ему принадлежат три энергетические компании - «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2. Только в 2011 году «Газпром» в России построил электрогенерирующих мощностей на 1,9 ГВт, что гораздо больше, чем РАО ЕЭС за всю историю своего существования. И хотя дело новое, здесь тоже не обошлось без инноваций. В чем мы убедились, побывав на ГРС «ГРЭС Ставропольская» в Солнечнодольске. Там было построено и сейчас успешно эксплуатируется устройство электроснабжения с применением солнечных модулей - более экономичных, эффективных и экологичных по сравнению с традиционными источниками энергии. Эта установка, к слову, первая на газовых объектах в России. Какова окупаемость?
- Сегодня мы не гонимся за экономической выгодой. Эта установка стала свое-образным испытательным полигоном для объектов, расположенных в высокогорных местностях, где нет возможности провести к ним дополнительные линии электропередач. В таких условиях данные модули могут стать незаменимыми помощниками для решения вопросов, связанных с энергоснабжением, - замечает главный инженер Изобильненского ЛПУ МГ Игорь Горлачов.
Еще одним пунктом нашего пресс-тура стало посещение АГНКС-2 (с. Верхнерусское), где тоже полным ходом реализуется другой новаторский проект ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» по внедрению метана как основного топлива для автомобилей. В связи с ростом цен на нефть и нефтепродукты, а также ухудшающейся экологической ситуацией использование альтернативных видов моторного топлива, в частности компримированного природного газа, становится все более актуальной задачей в нашей стране. И эта государственная стратегия находит отражение в деятельности «Газпрома» и в том внимании, которое ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» уделяет вопросам охраны окружающей среды.
Несмотря на рост производственных показателей, Общество уменьшает объем негативного воздействия на окружающую среду. Наибольший экологический эффект достигнут и при переходе транспорта предприятия с бензина на природный газ.
- Наше предприятие в числе лидеров в России по выполнению программы использования компримированного, сжатого, газа в качестве моторного топлива, - говорит Алексей Завгороднев. - Мы успешно эксплуатируем 13 автомобильных газонаполнительных станций. Но в ближайшие годы на территории края их станет больше, поскольку совместно с правительством Ставропольского края нами выполняется долгосрочная программа по строительству сети автомобильных газонаполнительных станций.
Что любопытно, несмотря на свою внешнюю схожесть с обычными заправками, АГНКС, по сути, являются малым газовым производством. Ведь прежде чем продать кубометры компримированного газа, его нужно произвести. Для чего метан поступает в сепаратор, где производится его очистка от механических примесей, воды, масла, после в компрессорной установке он сжимается с 12 атмосфер до 250, и продукт готов к использованию.
В чем перспектива метана по сравнению с тем же самым бензином? Начну с финансовой составляющей вопроса. В среднем литр 92-го бензина в крае стоит 27 рублей, в то время как кубометр газа, эквивалентный этому же объему топлива, обходится потребителям в 9 рублей. Выгода вполне ощутима. Другой, не менее важный по значимости аспект - экология. При замене бензина природным газом снижается в 3-5 раз выброс токсичных веществ в атмосферу. Другими словами, переходя с бензина на газ, водитель не только экономит средства, но и заботится об окружающей среде. И, судя по количеству машин на заправке, альтернативное топливо начинает получать признание на Ставрополье. По словам исполняющего обязанности начальника станции Сергея Толмачева, нынешние мощности позволяют заправлять до 500 автомобилей в сутки.
ОДИН ДЛЯ ВСЕХ
ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» - успешное и динамически развивающееся предприятие. Однако есть еще один аспект в его деятельности, который заслуживает того, чтоб о нем рассказали отдельно. Это высокая социальная ответственность. С момента создания и по сегодняшний день Общество заботится о здоровье, отдыхе своих сотрудников, членов их семей, ветеранов отрасли. Для них созданы 19 медицинских здравпунктов, спортивно-оздоровительные комплексы, пансионат санаторного типа «Факел», имеющий отделения в Кисловодске и Ессентуках, выдаются и путевки на море и собственные базы отдыха.
Решает «Газпром» и проблемы с жильем для газовиков. Что мы воочию увидели на КС «Ставропольская». Вместе с началом строительства станции началась и другая стройка - жилых домов и детского сада для детей сотрудников.
Но вместе с тем под опекой Общества находятся не только сотрудники предприятия. Много предприятие делает и для людей, не разделяя на «своих» и «чужих». Так, в минувшем году введен в эксплуатацию плавательный бассейн в поселке Рыздвяном. В планах - строительство в городе Изобильном большого спортивного комплекса.
В рамках программы «Газпром - детям» построено и реконструировано несколько десятков спортивных и комбинированных детских площадок в Ставропольском крае, Ростовской и Астраханской областях, республиках Северного Кавказа. В прошедшем году возведено 14 объектов в Ингушетии и Северной Осетии. В ближайшее время продолжится строительство площадок на Ставрополье. И какие это площадки! Одну из их них мы видели в микрорайоне «Северном» в Новоалександровске. Яркие карусели, горки, домики, качели, турникеты... Все добротное, качественное, безопасное. Также Общество на постоянной основе помогает 11 детским домам и интернатам. Оказывается поддержка спортивным и культурным учреждениям, общественным организациям и адресная помощь нуждающимся.
- Благотворительность была, есть и будет неотъемлемой частью нашей работы, ведь мы трудимся во имя людей и для людей, - говорит Алексей Завгороднев.
И еще. Знаете, какой негласный девиз ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»? «Все построенное и свершенное завтра должно по силе, мощи, значимости превосходить построенное сегодня и вчера!» И проведя этот день на производственных объектах Общества, могу со всей уверенностью сказать, что им это удается.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет