Вы здесь

УВИДЕТЬ НСОТ И ПРОСЛЕЗИТЬСЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

УВИДЕТЬ НСОТ И ПРОСЛЕЗИТЬСЯ
Марина КАНДРАШКИНА

Вот уже больше года учителя на Ставрополье живут припеваючи. Покупают меха и бриллианты, поправляют здоровье на европейских курортах, ставят дома под охрану и приобретают сейфы, чтобы было куда заработанные миллионы складывать.
Не верите? И правильно делаете. Потому как новая система оплаты труда не принесла педагогам ничего, кроме разочарования. Во всяком случае, в селах.
Немного предыстории.
До 2007 года заработок работника школы рассчитывался по единой тарифной сетке. Но вскоре стало понятно, что этот метод себя изжил.
Зарплата учителя во многом зависела от количества часов, стажа и категории. Выпускник, пришедший в школу, получал сначала 8 разряд, со временем порядковый номер увеличивался, вместе с ним и зарплата. Максимально планка разряда поднималась до отметки 14. А потом становилось непонятно, как повышать зарплату дальше. Придумывать новые высоты и непокоренные вершины?
Не устроила тарифная сетка чиновников и тем, что кроме уравниловки, она привела к обычному урокодательству.
- Где творчество? Где новаторские идеи? - вопрошали они.
А откуда им было взяться, если у педагогов, элементарно, не хватало времени, многие учителя работали на две ставки. Нет, не от ярого фанатизма. Просто - чтобы выжить! Посудите сами, ставка учителя математики высшей категории составляла 4,5 тысячи рублей. Сильно разгуляешься на такие деньги?
Четыре года назад государство решило, что пришло время перемен. В сентябре 2006 года по инициативе Министерства образования и науки была разработана новая система оплаты труда (НСОТ).
«Мы рассчитываем обеспечить и более существенный рост заработной платы, прежде всего за счет внедрения новых принципов, основанных на оценке качества преподавания», - говорил о новшестве Дмитрий Медведев
« Мы должны обеспечить конкурентную заработную плату учителей. При этом - учитывать не только объем, но и качество преподавательской работы», - вторил ему Владимир Путин.
В Ставропольском крае НСОТ стал действовать год назад. И сразу же получил другую расшифровку - Наше Сегодняшнее Образование Топим.
Положа руку на сердце, задумка Министерства образования не плоха: заработок учителя складывается из трех частей - базовой, стимулирующей и компенсационных выплат.
Базовый оклад обязателен для всех, впрочем, как и компенсирующие выплаты. Например, в селе Каменная Балка Арзгирского района они начисляются за работу в сельской местности и безводные льготы. Помимо этих денег, учитель может получить и стимулирующую доплату. Это еще 10-40% к зарплате. Каждая школа сама решает, за что наградить учителя: либо за инновационную деятельность, либо за удачно сданный школьниками ЕГЭ, либо поддержка молодого специалиста.
Чем плохо-то? Три в одном! Но не зря поговорка «хотели как лучше» имеет столь неоптимистичное продолжение.
Силами министерства, да с президентской помощью, пагубную и почти что неприличную зависимость зарплаты учителей от количества данных уроков удалось ликвидировать! Вот только появилась другая, более абсурдная, зависимость. Теперь состояние учительского кошелька напрямую связано с количеством учеников в классе: вступил в силу подушевой принцип финансирования, когда на одного ученика в год выделяется определенная сумма денег, а руководство школы само решает, как и на что ее тратить.
Конечно, городским школам жаловаться грех.
Вряд ли в Ставрополе найдется класс, где за партами сидит меньше двадцати детей. А что в таких условиях делать сельским школам? Призыв властей «не хотите сокращаться - рожайте» выполнять?
По себе знаю, что наполняемость классов в селах оставляет желать лучшего. Например, нас было 7 выпускников. Сейчас так же, демографического бума не наблюдается.
Вот и представьте, если деньги идут за ученика, сколько получают сельские педагоги. Не буду долго томить - с учетом прошлогоднего увеличения зарплат ставка учителя математики высшей категории стала 5564 рубля. Чуть больше прожиточного минимума! «Подушевой принцип хорош, когда тетрадки проверяешь, - говорит Александр Милюков. - А для работы... Разве я потрачу меньше сил и времени, если буду готовиться к уроку в классе для семи человек, чем для двадцати семи?»
Теперь, что касается поощерительной части. Стимулирующие выплаты, на которых было возложено столько надежд и упований, составили аж 300 рублей.
- А куда делись обещанные тысячи, - удивилась я.
- Нам еще повезло. В некоторых школах учители вообще 200 рублей получают, - последовал ответ.
Ведь помимо количества учеников, финансовой базы, региона, в котором ты живешь (из местного бюджета идут надбавки), практически все стало зависеть от директора. Конечно, вы заполните аттестационный лист, распишите, чем будете заниматься с детьми целый год. Но если ваша персона не угодна директору, принцип «я-начальник, ты-дурак» сработает безотказно.
Ведь от мнения общественного совета (читайте: директор и его приближенные) зависят ваши баллы и оценка работы. А там... Одни высоко оценят первое место на районной олимпиаде, а другие - вовремя заваренный чай.
2010 год объявлен Годом учителя. Чего ждут от него наши преподаватели?
- Да ничего, - говорят они. - Только бы не стало хуже.
Хотя, казалось бы, куда еще?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет