Вы здесь

СОВСЕМ НЕ САХАРНАЯ ЖИЗНЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СОВСЕМ НЕ САХАРНАЯ ЖИЗНЬ

Андрею Александровичу Чурикову - главе Изобильненского муниципального района, генеральному директору ОАО «Ставропольсахар», - уже 61 год, исполнилось в минувшую субботу. Как-то и не верится, что этот всегда подтянутый, моложавый, энергичный и улыбчивый, по всем меркам современный руководитель начал отсчитывать седьмой десяток своих лет.
Мы знакомы с середины восьмидесятых. Встречались десятки раз. И всякий раз с ним интересно. Я ценю наши встречи и наши разговоры не столько за оценки происходящего – на них он не щедр, сколько за умение размышлять. Находить неожиданные стороны в известном, делиться своими соображениями, предвидеть то или иное событие. Не знаю, как он, но я, после каждой такой встречи, начинаю понимать в происходящем чуть больше.

В девяностые годы общим местом были рассуждения о том, что всех нас ждет «долгая зима». Мол, в стране за 73 года коммунистического правления из людей вытравили всякую инициативу, предприимчивость, и теперь должны пройти десятилетия, смениться поколения, чтобы все это вернулось и составило основу новой жизни и развития страны.
Те «мыслители» сильно ошибались. Инициатива, предприимчивость, жажда своего дела вернулись к нам намного раньше. Никаких смен поколений ждать не пришлось. Нужные времени качества были в нас самих, и расцвели, как только появились соответствующие условия. В ком-то больше, в ком-то меньше. Этот вывод я делаю, в том числе и наблюдая за Чуриковым. В нем они проявились, как говорится, на все сто.
Кажется, сама судьба посылала его на такие должности, где возникали переломы, где проходила стремнина общественной жизни. В начале восьмидесятых годов стал директором овощеводческого совхоза «Тищенский». При нем хозяйство стало одним из лучших овощеводческих сельхозпредприятий не только района, но и страны. Казалось бы, что еще надо? Работай в отлаженном коллективе. Но соглашается возглавить агропромышленный комбинат «Изобильный». Тогда это была новая структура (в крае их было всего две), замышлялась как механизм объединения усилий сельхозпроизводителей и переработчиков в целях выпуска готового продовольствия. АПК много сделал для развития переработки в районе, по этому направления он стал лучшим в крае. Комбината давно уже нет, но марка магазинов «Изобильный» до сих пор используется в краевом центре. И не последнюю роль в становлении АПК сыграл Чуриков, вложивший в него всю свою энергию, весь опыт и знания.
Но и это не все: в самый разгар горбачевской перестройки он выбирает, прямо скажем, лобное место - соглашается занять должность первого секретаря Изобильненского райкома КПСС.
Тогдашний первый секретарь - это нынешний глава администрации района. На нем все хозяйство. И промышленные предприятия, и сельскохозяйственные, и коммуналка, и социалка с ее детсадами, школами и больницами. И он над всеми над ними директор. Все двадцать четыре часа в сутки. Тогда всего не хватало, но первый на то и первый: хоть лопни, но всех всем обеспечь. Не рыночными механизмами. А больше - своим авторитетом, авторитетом партии. Да еще и идеологическая работа, которой нынешние главы, слава Богу, не знают. Чуриков справился. Район в то время считался одним из лучших в крае. Скажу больше - он задавал тон во всем крае.
Время было непростое. Лучшие люди партии понимали, что не все гладко в советском королевстве, хотелось многое изменить. Но как, и в какую сторону?
Центр, край забрасывали звонкими идеологическими новациями и предлагали развивать инициативу снизу, «будить массы». Но сразу пугались и шикали, как только эта инициатива реально проявлялась и хоть как-то грозила изменить статус-кво. Теперь можно лишь посочувствовать кадрам низового партийного звена, которые оказались между молотом и наковальней. Одни в этой ситуации отсиживались, другие, которых были единицы, все же пытались что-то изменить. Чуриков был из них. Но сегодня при воспоминании о том времени смеется: «Инициативы были больше бумажные. Главное - что мы никому не навредили и не опустили уровень жизни. Мы помогали людям, и они, я надеюсь, это помнят».
Потом 1991 год. Развал КПСС. Чуриков уходит с политической сцены района. Искренне считает, что он сделал все, что мог, теперь пусть попробуют другие. Конечно, было тяжело. Тогда и седина появилась. Шутка ли, все, чем занимался, во что вкладывал душу и сердце, оказалось не нужным ни стране, ни народу.
Его преемники не смогли поддержать изобильненскую марку. Достаточно сказать, что к настоящему времени в районе не сохранилось ни одного(!) перерабатывающего предприятия. Кроме сахарного завода, разумеется. В прошлом передовой район за короткое время сполз в число середнячков.
Чуриков ушел от политики чуть ли не на полтора десятилетия. Уже в новом веке, с началом реформы местного самоуправления, его изберут главой муниципального района. Люди вспомнили, что он сделал для них много хорошего. Тем более, что было с кем сравнивать. Должность по новому муниципальному законодательству больше представительная, без зарплаты и кабинета, но от этого не менее ответственная. Совет района определяет перспективы его развития, разрабатывает политику местной власти. Чуриков, с его знаниями и опытом, для должности главы подошел как нельзя кстати.
Но тогда, в начале лихих девяностых годов, он становится директором Изобильненского сахарного завода. И эта на первый взгляд автономная и далекая от политических страстей хозяйственная должность снова оказалась на самой стремнине новой, уже рыночной, жизни. Предприятие градообразующее, от него и налоги, и рабочие места, и инвестиции в социалку. Одним словом, задавало уровень жизни во всем райцентре. А может быть, это Чуриков сделал его главным в районе?
В то время крупнейшее перерабатывающее предприятие края в силу сложившихся экономических условий, не по вине коллектива и его руководства, оказалось на грани. Завод с момента пуска проработал уже больше двадцати лет, и оборудование порядком поизносилось. Но в крупнотоннажном перерабатывающем производстве машины и оборудование очень дорогие, и требовались многомиллионные финансовые вливания, чтобы их заменить. Своих средств для техперевооружения не хватало. Со стороны привлечь не очень получалось. Ельцинская приватизация, рассредоточение акций предприятия в сотнях рук привели к тому, что путь инвестициям был закрыт. Кто же будет давать деньги структуре с размытым, а потому и плохо предсказуемым собственником? Директор как никто видел, что перспективы развития при коллективном собственнике нет. И был не против того, чтобы контрольный пакет акций перешел к крупнейшему российскому аграрному холдингу «Продимекс». Он даже приложил к этому усилия. Так в край пришел крупнейший инвестор.
Девяностые годы прошлого века запомнились еще и неудавшимся строительством Кочубеевского сахарного завода. Планировали значительно увеличить посевные площади сахарной свеклы, по меньшей мере, удвоить производство сахара в крае. Сколько было торжественных брифингов и пресс-конференций, сколько застолий по поводу начала стройки! Чуриков еще тогда возмущался: «Зачем строить новое, когда можно реконструировать действующее? Удвоить, а то и утроить его мощности за деньги в несколько раз меньшие!» Увы, его тогда не услышали. А зря.
В конце концов, затея с новым заводом так и не реализовалась, десятки миллионов долларов были бесследно закопаны на стройплощадке. И взгляды тех, кто планировал увеличение производства сахара в крае, закономерно обратились к Чурикову. Назвался груздем - полезай в кузов. Ему пришлось всеми своими последующими делами доказывать правоту собственных предложений. Сам по себе переход контрольного пакета акций к крупному инвестору ничего не решает. Это не гарантия, что на него прольется золотой дождь. Пример тому - Эркен-Шахарский сахарный завод, реконструкция которого так и не начинается. Надо на практике показать перспективы развития производства, убедить в них руководство холдинга, заразить этой идеей коллектив. Ну и, разумеется, поработать со смежниками - окрестными хозяйствами, заинтересовать их в расширении посевов сахарной свеклы.
Чурикову все это удалось. В Изобильном начали масштабную реконструкцию свеклоперерабатывающих мощностей. За три года «Продимексом» в нее было вложено несколько сот миллионов рублей. Завод стал «пятитысячником», уже в сезон 2007 года перерабатывал в сутки пять тысяч тонн сахарной свеклы.
- Технически возможно реконструировать его и до «десятитысячника». Тогда размер инвестиций достигнет одного миллиарда рублей. И у «Продимекса» есть такие планы, - рассказывает Андрей Александрович.
Разумеется, большие деньги требуют гарантий и еще раз гарантий. В данном случае - развитой сырьевой базы. Инвестор должен быть уверен, что мощности окажутся загружены на десятилетия вперед и, по меньшей мере, вернут вложенные средства. По большей мере - принесут прибыль. И тут уже недостаточно, чтобы окрестные хозяйства ежегодно засевали свои поля сахарной свеклой. Надо, чтобы какая-то часть полей принадлежала самому инвестору или хотя бы арендовалась им. Чтобы в случае, если земледелец, при изменении конъюнктуры цен, бросит заниматься этой культурой, был собственный резерв. И вот для таких гарантий, как показывает опыт отрасли, лучше, чтобы земля обрабатывалась предприятием самого инвестора.
Такая структура - ООО «Агросахар», уже создана «Ставропольсахаром». Предприятие имеет самые современные машины и механизмы, использует прогрессивные технологии. Только самое лучшее, самое современное - это установка Чурикова. Потому и очень эффективное - за два года произвело сельхозпродукции более чем на 130 миллионов рублей. А обрабатывает всего три тысячи гектаров земли. Холдинг ставит задачу - иметь не менее 60 тысяч гектаров.
Задача для Чурикова сложнейшая, если учесть, что вся земля в окрестных районах уже разобрана арендаторами. Пробовал договариваться с главами администраций соседних районов - бесполезно. В конце концов решил, в духе времени, пользоваться рыночными методами. Привлечь муниципалитеты, владельцев земельных долей высокой арендной платой за землю или высокой натуроплатой. А так же уделять должное внимание социальному развитию сел, в которых проживают дольщики. Убедить их в собственной надежности.
Последнее, видимо, не сложно. Людей убеждает весь жизненный путь Чурикова. Тем более, что его предприятие продолжает улучшать их жизнь. Ремонтирует дороги, газопроводы, покупает компьютеры в школы, помогает многодетным семьям, проводит праздники.… Люди видят заботу о себе, сотни дольщиков собираются на собрания, принимают решения перейти со своим паем в «Агросахар». Люди приглашают на собрания журналистов - при широкой гласности, надеются они, старые арендаторы меньше будут ставить палки в колеса.
Не все так просто - действующее законодательство процесс перехода с землей от одного арендатора к другому до предела усложнило. Но, тем не менее, процесс пошел.
Это только внешне идет борьба за землю. А на самом деле - за лучшую жизнь ее владельцев, всех селян. За то, чем Чуриков, по сути дела, и занимается всю свою отнюдь не сахарную жизнь.
И все-таки не верится, что ему уже седьмой десяток. И тем не менее мы его поздравляем с днем рождения.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)