Вы здесь

Цифра «пять» для Михаила Козакова одна из самых удачных

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Цифра «пять» для Михаила Козакова одна из самых удачных

Московский театральный центр «Инновация» представил недавно в Ставрополе спектакль по пьесе Роми Вальга «Любовь по системе Станиславского». Перед ставропольцами и гостями города выступил прекрасный актерский состав, да еще и народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ Михаил Козаков - в роли режиссера и исполнителя одной из главных ролей.

О СПЕКТАКЛЕ
Русский эмигрант во втором поколении Иван Черномазов (Михаил Козаков) живет в Париже с тремя сыновьями, которых он назвал - по Достоевскому - Дмитрий, Иван и Алексей. Отец, бывший боевой летчик, серьезно болен. Перед смертью он завещает детям огромное состояние, но при условии, что они в короткий срок отправятся в Москву и вернутся оттуда непременно с женами - тремя сестрами.
Старший сын Дмитрий (Александр Песков) - азартный игрок, средний - Иван (заслуженный артист России Владимир Большов) - гуляка, в его «списке» 498 женских имен «плюс беременная Франсуаз», младший - Алексей (Оскар Кучера) мечтает стать актером, пройдя через школу МХАТа. В московской частной гостинице Алексей влюбляется в горничную Ольгу Иванову (Инна Милорадова), тоже мечтающую о театральных подмостках. Ей-то и предстоит чуть позже сыграть «по системе Станиславского» роль трех чеховских сестер - Ольги, Маши и Ирины. С подачи хозяйки отеля Натальи Федоровны (народная артистка России Елена Шанина), которая «присваивает» себе, вспомнив актерское прошлое, имя Настасьи Филипповны. В общем, тут тебе и «Братья Черномазовы», и «Идиот» Достоевского, и «Три сестры» Чехова, так сказать, в одном флаконе. А в подзаголовке: «Современная русская комедия».
Когда же я, встретившись после спектакля с замечательным актером и режиссером Михаилом Козаковым, спросила его, почему он взялся за постановку именно этой пьесы, то услышала:
- Я вообще люблю ставить комедии. А тут пришла ко мне продюсер театрального центра «Инновация» Инна Милорадова и предложила эту пьесу. Но не сказала, что автором комедии является она сама. Это потом уже я узнал совершенно случайно.
Современная комедия - вообще сейчас большая редкость, тем более не пошлая, а лирическая, на грани водевиля. Собрали «капеллу» хороших актеров и взялись за дело. Меня больше всего раздражает, что люди потеряли элементарный стыд, а тут - тонкий юмор, мягкая ирония, немного грусти и, в то же время, отражение всех достоинств и недостатков нашего времени.
О ТВОРЧЕСТВЕ
- В этом году исполняется 30 лет вашей режиссерской деятельности...
- Да не может быть. И правда, в 1978 году я дебютировал как режиссер, поставив на телевидении фильм «Безымянная звезда».
- И сыграв там одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Ну а ваша лирическая телекомедия «Покровские ворота» до сих пор любима зрителями. Что вы поставили в последнее время?
- За 30 лет - более 30 режиссерских работ. А мой последний художественный фильм «Очарование зла» (шесть серий) прошел уже по всему миру и не был показан только в России. Он посвящен трагическим судьбам поэта Марины Цветаевой и двух ее любимых мужчин: мужа Сергея Эфрона и лирического героя ее великих творений - «Поэмы Конца» и «Поэмы Горы» - Константина Родзевича. Оба они оказались агентами НКВД... Сейчас ставлю комедию, смешную и одновременно глубокую «Цветок смеющийся».
- Вы снимаете фильмы, сами ставите спектакли и сами в них играете. С кем вам работалось лучше всего?
- Да, я актерский режиссер и в этом смысле очень счастливый человек. И мне очень везет на партнеров. Конечно, это очень длинный список, но несколько любимых партнеров все-таки назову: Е. Евстигнеев, О. Даль, О. Басилашвили, П. Луспекаев, Н. Гриценко, О. Янковский, Е. Коренева, Е. Шанина...
С удовольствием работал со знаменитым режиссером А. Эфросом. Получаю не меньшее удовольствие, играя с В. Большовым, А. Песковым, И. Милорадовой, О. Кучерой. Моя мама говорила: «Постареешь, дружи с молодежью». Что я и делаю.
- Михаил Михайлович, ваши театральные и кинороли, яркие и острохарактерные, комические и трагические оставили и оставляют заметный след не только в России, но и в Израиле, и в других странах. А как вы относитесь к современным российским кино- и телефильмам?
- Нормально отношусь. К хорошему кино, типа «Доктор Живаго» - хорошо, к плохому - плохо. Я лично пытаюсь стоять на четырех лапах: театр, кино, телевидение и эстрада.
- Вот об эстраде поподробнее. Как-то вы сказали, что ваше актерство началось и уже более полвека продолжается только благодаря стихам.
- Это точно. У меня масса поэтических программ: Пушкин, Кугультинов, Бродский...
О БРОДСКОМ
Знакомство Козакова с Бродским состоялось в 1972 году и произвело на Михаила Михайловича, по его словам, «сокрушающее впечатление»: «Никто, как Нобелевский лауреат Иосиф Бродский, не выразил наше время, и самое важное, что оно требовало от человека быть независимым и честным».
В репертуаре Козакова есть два диска, посвященных творчеству Иосифа Бродского: «Мой Бродский» (с 30-ю стихотворениями) и проект «Дуэт для голоса и саксофона» по произведениям и рисункам поэта. Он был посвящен 70-летию Михаила Козакова и 50-летию его творческой деятельности. Вместе со знаменитым саксофонистом Игорем Бутманом они создали удивительный спектакль, где сочетаются поэзия, джаз, произведения Баха, Рахманинова, Вилла Лобоса, танго, самба, песня, романс, рисунки и наброски самого Бродского, которые он создавал на полях стихотворений (как Пушкин).
- Наш спектакль, - говорит Михаил Козаков, - это попытка рассказать о судьбе и просто биографии поэта, его перемещениях во времени и пространстве: Питер, школьные товарищи, суд над «тунеядцем Бродским», выдворение из страны, Америка... Но, конечно, главное - это духовные искания поэта, осмысление жизни, метафизические поиски истины, души, творца.. Позволю себе заметить только: Иосиф Бродский - последний гений поэзии трех последних веков.
О СЕМЬЕ
Не так давно Козаков выпустил достаточно подробные мемуары - двухтомник воспоминаний «Актерская книга». Он уже стал бестселлером. Ну а так как сам актер и режиссер в нашем интервью о своей богатой личной жизни говорить не захотел («об этом и так все знают»), то попробуем восполнить этот пробел «выжимками» из его книги.
Итак. У легендарного 73-летнего Козакова сейчас пятая, законная, молодая жена, пятеро детей и уже пятеро внуков. Первой его женой была одноклассница - эстонка Грета, родившая Козакову двух детей - дочь Катерину и сына Кирилла, который пошел по стопам отца и стал актером. С Гретой Михаил Козаков прожил 10 лет. Затем он женился на грузинке Медее (от нее дочь Манана). Но этот брак продлился всего один год. Третью свадьбу Михаил Михайлович сыграл с переводчицей Региной (18 лет). В этот период времени он был уже суперзвездой. И менял театры, как перчатки: «Современник», МХАТ, театр «На Малой Бронной», позже Ленком. Ставит фильмы: «Безымянная звезда», «Покровские ворота». Брак был бездетным.
А это уже рассказал сам Козаков в интервью после спектакля: «Представляете, меня тогда пригласил в гости Де Ниро, но я был очень занят, и вместо меня в Америку поехала жена Регина. Да так в США и осталась».
Четвертая супруга Анна, работавшая на телевидении, родила актеру двоих детей: сына Михаила и дочь Зою. В 1990 году они, всей семьей, уехали в Израиль. Четыре с половиной года Козаков играл (на иврите) в тель-авивском Камерном театре и ставил там пьесы как режиссер. А потом вернулся в Россию и создал театр «Русская антреприза». Анна с детьми вновь уехала и сейчас живет в Израиле.
Пятая законная жена Михаила Михайловича по имени Надежда - культуролог, ей 27 лет. Пока это весь донжуанский список Козакова. Но 73-летний актер и сейчас в расцвете творческих сил. В одном из своих интервью он заметил: «Иосиф Бродский как-то сказал, что в идеале каждое стихотворение ты шепчешь на ухо Богу. Вот и надо стараться читать, исполнять, импровизировать так, чтобы потом ощутить: да, получилось!»
Так и тут. Все жены, как признается сам Козаков, считают его «суперэгоистом», но ведь в свое время он наверняка шептал им на ушко изумительные стихи русских и зарубежных классиков. Хотя цифра «пять», похоже, для Михаила Михайловича одна из самых удачных.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет