Вы здесь

ИГРОК-РЕЦИДИВИСТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ИГРОК-РЕЦИДИВИСТ

Недавно в местной газете «Открытая», ставшей безоглядно-беззастенчивым рупором вице-спикера Госдумы РФ Владимира Катренко и его группировки, опубликовано пространное интервью его самого под довольно-таки красноречивым заголовком «Давайте начинать свою игру».

Согласитесь, довольно странно представляться игроком государственному деятелю российского масштаба и одному из лидеров партии «Единая Россия». Да и тема интервью довольно странная для лидера партии, на знамени которой написана цель объединения страны. Эта тема – сепаратизм. Разумеется, катренковский сепаратизм обернут в предельно дипломатическое предложение сначала «разложить по нотам» считавшуюся долгие годы запретной тему самостоятельности Кавминвод». Это в преамбуле интервью. И далее в тексте: «региону КМВ нужна осязаемая свобода в виде отдельного закона и особого статуса». Этот самый особый статус, судя по тексту, он понимает как наличие своей собственной управленческой инфраструктуры и фактическое отделение от Ставропольского края.
Наш герой на целой газетной странице рассуждает, как он видит свободу курортного региона в реальной жизни. И предлагает свои рецепты. Рецепты, попахивающие политиканством, способные, будь они реализованы, нанести нашему краю огромный, непоправимый вред. Пожалуй, вред не меньший, чем нанес сепаратизм Чечне.
Тень Кулаковского
Автор интервью поминает добрым словом главу администрации Кавминвод в 90-х годах прошлого века Алексея Кулаковского. «Многие помнят ту пору, когда под патронажем Кулаковского регион получил столько самостоятельности, а его руководители столько полномочий, что это сильно напугало федеральных и краевых сановников и идею «особости» благополучно «зарубили».
Не знаю, кого там что напугало, и какой след оставил в душе самого Катренко Кулаковский. Но в памяти людей, работавших тогда в крае, остался только скандал с так называемым кавминводским кредитом 1996 года. Огромные деньги, несколько сот миллиардов рублей, были розданы администрацией Кавминвод в виде налогового кредита под гарантии правительства края фирмам, почти все из которых впоследствии разорились. Не были построены на них ни новые предприятия, ни новые здравницы, ни новые объекты социальной инфраструктуры. Не поживился ли на этом каким-то образом сам Катренко? История умалчивает. Катренко умалчивает и о том, что по факту хищения бюджетных средств заводилось уголовное дело. Фигурантом там проходил и Кулаковский. Дело, правда, благополучно рассыпалось.
Неразборчивость администраций Кавминвод и городов-курортов, наложенная на несовершенное в ту пору законодательство, привела к фактически крупнейшему за всю историю края безнаказанному хищению бюджетных средств. Почти две пятилетки эти деньги по частям списывались за счет бюджета края! То есть за счет всех его жителей.
Что еще приветствует Катренко из «кулаковских» времен? То, что на КМВ были привлечены «миллиарды бюджетных средств из Москвы». И что «благодаря инициативе Кулаковского на Кавминводах появился свой суд, своя налоговая инспекция, милиция и даже экологическая прокуратура».
Мечта любого чиновника – «свои» суд, налоговая инспекция и прокуратура! Браво, Владимир Семенович! Вы высказали ее вслух! Как жаль, что эту самостийность поломали, не правда ли? Кавминводы уже точно бы вернулись в ХIХ век! Но почему же Вы не вспомнили, какие предприятия и здравницы были построены на эти московские «миллиарды»? Боюсь, что тут Вам вспоминать нечего. Те годы были самыми тяжелыми в истории Кавминвод. Здравницы продавались за копейки. Предприятия пиратски захватывались. Начался отток русского населения. Московские же миллиарды благополучно и без всяких последствий проглотила свежеиспеченная армия кавминводских чиновников вместе с такими желанными «своими» судами, инспекциями и прокуратурами.
Так что, было все это уже, Владимир Семенович, было. И продвижение Вами идеи самостоятельности КМВ – это всего лишь рецидив прошлых мечтаний чиновников о безнаказанной вольнице, читай - наживы за счет других. Так что в этом смысле Вы - рецидивист.
Говорим о свободе – думаем о деньгах
К чему же в конечном итоге сводятся мечтания нашего героя о свободе для КМВ, об особом статусе региона?
Я, что называется, под лупой перечитал несколько раз интервью. Увы, предложения автора оригинальностью не блещут. И все их можно свести к одному: дайте особый административный статус! А это значит – чтобы не подчиняться Ставрополю. И второе - дайте больше денег! Только если при Кулаковском их просто много давали из Москвы в виде федеральных трансфертов, то теперь, по мысли автора интервью, надо создать законодательную базу для этого финансового потока. Еще раз браво, Владимир Семенович! Новое время – новые методы отъема денег. Мы ведь живем в правовом государстве. И надо изымать миллиарды с помощью и на основании законов. Тогда не посадят.
Например, Катренко на полном серьезе говорит о введении «специального налогового и бюджетного режима, при котором налоги федерального уровня остаются на территории Кавминвод». Или: «то, что касается особого статуса Кавминвод, может быть прописано отдельной правительственной программой, отдельной строкой в бюджете». Для непосвященных: если отдельная строка в российском бюджете – то это миллиарды. Меньшие цифры там просто не используются. И все подобного рода новации Катренко предлагает закрепить в «написанном специально под КМВ» законе.
Как же так, скажет сведущий в краевых делах читатель, закон о КМВ уже давно есть? И вроде как он действует. Как действует и постановление Правительства РФ об особой курортно-рекреационной зоне КМВ. Краевая власть, кстати, немало поработала, чтобы постановление было принято. Ну и старайтесь на основании этих документов, улучшайте жизнь кавминводцев. Не устраивает все это Катренко. И об этом он открыто говорит в интервью. Закон, видите ли, выхолостили. Кто? А куда же Катренко смотрел? Ведь он - вице-спикер Думы и второе лицо в руководстве думской фракцией правящей партии РФ! Как верхушка партии скажет, так Дума и голосует. Что же Вы, Владимир Семенович, не пресекли выхолащивание документа? Вы же сами, по Вашим же словам, «продвигали» его по парламентским кабинетам. Или уже тогда думали об «особости»? Закон, по Катренко, плох потому, что в нем нет прямых статей, обязывающих правительство страны выделять Кавминводам миллиарды. Он хочет другой закон. Такой, чтобы с миллиардами. И под него, любимого. Тогда и заниматься проблемами «мы будем, имея статус особой – не побоюсь сказать, избранной территории, который даст нам новый закон». Это я снова цитирую Катренко.
Кого же под «мы» подразумевает наш герой? Не иначе, как себя, любимого, он видит во главе избранной территории с «особым статусом». Начальник Кавминвод – это круто! Да еще со своими судами, налоговыми инспекциями, прокуратурой. И без всякого подчинения Ставрополю. Москва, которая дает деньги «на экологию» и «развитие инфраструктуры курортов» – далеко. Если кто оттуда на день-два и приедет с проверкой, то его не трудно будет умаслить комплексом куротных забав. И даже больше. Опыт наработан. Значит, сам себе хозяин. Значит, что хочу, то и ворочу.
Такая должность стоит не одного интервью в газете!
Детище криминала
Автор идеи «особого статуса» КМВ не Катренко. И даже не Кулаковский. Она рождена еще в 70-е годы прошлого века. И была детищем криминала. Тогда еще преступно нажитый торговый и так называемый «цеховой» (от работы подпольных цехов) капитал пытался через своих представителей во власти протащить идею особого статуса курортного региона. Таким способом местные хозяева жизни хотели защититься от какого-нибудь контроля, хотели получить больше свободы в своих делишках.
Тогда ЦК КПСС решительно обрубил новацию. Но идеи сепаратизма не умирают. Они и их носители лишь ждут момента, чтобы снова появиться. Ищут, через кого появиться. Лучший момент – это когда ослабевает власть. Или когда ей не до этого. Не зря же Кулаковскому удалось кое-что сделать на этом пути именно в 90-е годы прошлого века. То был период слабости федеральной власти. И ей было не до территорий.
На Ставрополье сейчас наблюдается и то, и другое: и власть слабая, и она другим занята. Ослабевший и не пользующийся популярностью губернатор. Пользующаяся популярностью в народе, но не имеющая реальных рычагов власти краевая Дума. Война между двумя ветвями власти. Одним словом, Ставрополю сегодня не до Кавминвод. Да и Москве, судя по ее равнодушию к ставропольскому противостоянию, тоже не до нас. Прекрасные условия для того, кто хочет оторвать жирный кусок.
Вот Катренко и вылез со своей идеей самостийности. Решил вступить в игру и разыграть крапленую карту. Ему, одному из лидеров правящей партии, скорее всего, не трудно будет (в случае, разумеется, победы на декабрьских выборах) протащить новый закон об особости Кавминвод. И реализовать свои амбиции. Только вот что получим все мы, рядовые жители края? И особенно – жители городов-курортов Кавминвод?
Пожалуйте в пропасть
Прежде всего, мы получим нестабильность в регионе. И только потому, что сюда придут дурные деньги. Народная мудрость гласит, что дурные деньги никогда не приносили людям пользу. Потому их народ так и прозвал. Дурные деньги живут по своим законам. Когда их накапливается много, начинается черный передел. Не зря же именно на девяностые годы, о которых тепло вспоминает Катренко, когда из Москвы и Ставрополя шли шальные миллиарды, приходится всплеск преступности на КМВ. Процветали этнические преступные сообщества. Они воевали между собой, расстреляв попутно не одного бизнесмена, не одного безвинного гражданина. Я не говорю уже о том, как чувствовали себя под огнем курортники. И почему они перестали приезжать на курорты. Тогда санатории стояли пустыми. Об этом наш герой, естественно, в интервью умалчивает.
Дурные деньги от фальшивых авизо (платежных банковских документов) стали одной из причин черного передела в Чечне. Это уже доказано. Что там случилось, напоминать не надо. Дурные деньги принесут несчастье и Кавминводам, и тут не надо быть большим провидцем.
Во-вторых, объективно мы получим стагнацию в экономике региона. Зачем властям работать, развивать налоговую базу, когда в федеральном бюджете будет отдельная строка с миллиардами? По большому счету, мы и сегодня имеем там стагнацию. Утверждения того же Катренко и издаваемой им газеты «Родное Ставрополье», что КМВ выходят в крае на первое место по влиянию на экономику – всего лишь сказочки. Статистика говорит о другом. Темпы развития городов-курортов пока значительно ниже других крупных городов края и всего Ставрополья. Да иного и быть не может. У КМВ – другая функция.
В-третьих. Население в наделенных «особым статусом» и огороженных административной границей от края Кавминводах останется, фактически, один на один со своими социальными проблемами. Не надо забывать, что все крупные социальные объекты общего пользования городов-курортов, будь то водопроводы, канализационные коллекторы или дороги, построены за счет бюджета края. Московские деньги еще будут ли, а краевых - не станет. Почти миллион жителей в заложниках – не слишком ли большая цена катренковской самостийности?
В-четвертых, и это самое главное, никто не знает, какие этнические последствия принесет «особый статус» Кавминводам. Скорее всего – катастрофические. Надо всего лишь представить на минуту, что этот микроскопический по географическим меркам регион окажется один на один с соседними национальными республиками. Зная продажность наших чиновников, не трудно предсказать последствия. Мы получим здесь в полном смысле слова вулкан реколонизации Кавказа. С многотысячными потоками русских беженцев.
Но Катренко обо всем этом не думает. Ему хочется начать свою игру – дать «свободу» «избранной» территории. Да и когда настоящего игрока беспокоил проигрыш? Или когда он о нем думал? Он поставил на кон все, и, затаив дыхание, ждет. Ждет зеро…...

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет