Вы здесь

Книга - товар или...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Книга - товар или...

Убийство журналистки Анны Политковской вызвало резко отрицательную реакцию у большей части общества. А кто-то потирает руки, приговаривая: «Так ей и надо, нечего совать нос не в свои дела». Политковскую убили потому, что ее публикации могли спровоцировать власти на определенные действия или вызвать общественный резонанс с последствиями, неугодными некоторому кругу лиц. Очень она кому-то помешала.

Отношения пишущих и читающих всегда были непростыми. Несколько лет лагерей получил наш земляк, нобелевский лауреат А. И. Солженицын только за то, что в частном письме с фронта позволил себе критику в адрес Сталина. Письмо не дошло до адресата: военные цензоры направили его прямиком в «органы». Многие фронтовики знали, что только «патриотические» письма доходят до родных быстро и наверняка. Потому исторический эпистолярный материал и предстает однобоким.
Легко представить себе судьбу редактора советской газеты, не заметившего, что в названии города Ленинград или Сталинград пропущена буква «р». Помнится случай уже из шестидесятых годов, когда в районной газете агитационный материал был подписан: «Отдел прогады и агитации райкома КПСС». В связи с пропущенными буквами в коридорах местной власти разразился скандал, а карьера редактора газеты была кончена. В те странные времена одни издания запрещались, другие - пропагандировались. Люди помнят, как им навязывали «партийно-политические» периодические издания: центральный журнал «Агитатор», местное издание «Блокнот агитатора», газета «Правда».
В семидесятых годах прошлого века руководство Ставропольского края было инициатором выпуска идеологических брошюр - «Указателей произведений В.И. Ленина и документов КПСС (в помощь учителю)». Так школьникам прививался интерес к сочинениям вождя. С подачи Министерства образования директора и завучи школ требовали от учителей «ленинского воспитания» на уроках. В библиотеках учителя вчитывались в сочинения Ленина, отыскивая нужные цитаты.
Методические пособия для «ленинского воспитания» подрастающего поколения создавались интересным образом. Лаборантки вырезали из сочинений Ленина обведенные строчки и клеили их на листы чистой бумаги, которые затем доставлялись в типографию - при перепечатке собранных материалов на машинке ошибки были неизбежны, а этого нельзя было допустить. Таким способом на нашей кафедре был напечатан указатель по экономической и социальной географии.
О чем рекомендовалось рассказывать на уроках? Вот пример: «О замене металлических труб цементным раствором при бурении нефтяных скважин. Полн. собр. соч., т. 52, с. 245-246». Это - при изучении нефтяной промышленности. Сотни рекомендаций для изучения других тем были взяты из писем Ленина, документов, подготовленных «руководящей и направляющей силой» - КПСС. И из урока в урок, теряя драгоценное учебное время, учителя по любому поводу ссылались на Ленина. Так у наших людей сформировалась рабская вера в печатное слово. «Так написано в книге», - часто говорят и сейчас. Успех экстрасенса Грабового во многом связан именно с большими тиражами его книг.
Об ошибках в книгах, даже если это школьные учебники, принято молчать. Неслучайно министр просвещения России поднял этот вопрос на государственный уровень. Местные газеты уже писали, что и в нашем крае существует такая проблема. Однако средства массовой информации неохотно предоставляют место для объективной оценки печатных изданий, а авторы, «продвигающие» свои книги в печать, считают их содержание неоспоримой истиной. И придраться к их трудам нелегко.
Никто не станет спорить, что книга в наши дни - товар, как банка консервов, будильник, носки в магазине, или котлета и борщ в столовой. Купил - и пользуйся. Есть, однако, законы, в соответствии с которыми можно расторгнуть сделку купли-продажи. Испорченные консервы, будильник, который не звонит, будут заменены или за них вернут деньги. То же с котлетой и борщом, если в них обнаружится муха. Суд может даже заставить продавца компенсировать моральный ущерб.
Но как быть, если покупателя не устраивает книга? Этот вопрос сложнее. Если в книге не хватает страниц или обнаружен типографский брак, правило котлеты с мухой действует. Но ошибки, вводящие в заблуждение, пропаганда антиобщественных идей в книге обнаруживаются не сразу. Для изучения текста необходимо время, требуются усилия специалиста. И все же, надо ли предупреждать читателя о таких недостатках? Наверняка надо. Но кто должен это делать? Средства массовой информации запуганы недобросовестными авторами и корыстными издателями. И аннотации к книгам написаны только в превосходной степени.
Так обстоит дело и с книгой, которую мне довелось приобрести на днях. Она радовала глаз красочной обложкой, ослепительно белой бумагой, четким шрифтом. Аннотация сообщала: «Впервые в ваших руках книга, в которой описывается Ставрополь комплексно, с привлечением достоверных исследовательских материалов, компетентных научных данных, использованием максимального количества редчайших архивных источников и фотографий». Несмотря на высокую стоимость книги, я не удержался от покупки. Но дома, после краткого знакомства с книгой, засомневался: а то ли я купил?
Например, в книге говорится: «Ставропольские губернские ведомости» сообщали в то время, что царь, посетивший город (Ставрополь - В.И.)17 октября 1837 года, прибыл по железной дороге около 7 часов вечера». А ведь железная дорога была подведена к Ставрополю только в 1897 году! В «то время» и газеты с указанным названием не могло быть по банальной причине - Ставропольская губерния сформировалась лишь в 1847 году.
Дальше - больше. В биографии известного ставропольского организатора высшего образования А.К. Серебрякова сказано, что «во время отступления наших войск в Пятигорск Александр Кузьмич был ранен и направлен в Ворошиловский (ныне Ставропольский) госпиталь. Ранение было тяжелым, поэтому Серебряков долго лечился». Ознакомившись с этими строчками, супруга А.К. Серебрякова возмутилась. Ее муж впервые прибыл в Ставрополь в 1943 году - уже после освобождения города и возвращения ему исторического названия.
В тексте книги - множество подобных примеров. А ведь в аннотации она названа «мини-энциклопедией и учебным пособием для учителей, студентов и школьников»!
Даже для Интернета в конце ХХ века были разработаны международные правила, согласно которым пользователю должна быть предоставлена полная информация о свойствах и качестве товара или услуги, иначе сделка может быть расторгнута. Более того: в Интернете покупатель может отказаться от заказанного товара или услуги даже без объяснения причины. Как же мне быть с книгой, имеющей «внутренние изъяны»?

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет