Вы здесь

мигрант – научный термин, кличка или ругательство?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

С назойливым постоянством на видных местах в краевом центре появляются кустарные лозунги-призывы. С ними соседствуют знаки - от свастики до иных символов. Свастика стоит рядом с антисемистским лозунгом, прочие закорючки с призывами изгнать из города «чурок» или «черных уродов». Для евреев, именуемых на лозунгах жидами, предлагается крайняя мера репрессий. С евреями все понятно. Унаследованный от царской России антисемитизм временами «подогревался» официальными и неофициальными действиями советской власти. А вот с «чурками» - сложнее. Таковыми именуются все неславяне - от армян и грузин до карачаевцев, осетин и чеченцев. Лозунги выводятся руками юнцов - это видно по почерку. Но они, эти лозунги, отражают умонастроения части населения края. Наши периодические издания эпизодически акцентируют внимание читателей на неблагополучии во взаимоотношениях народов, проживающих в крае, но делают это из рук вон плохо.
Читатель большинства статей на эту злободневную тему может заблудиться в терминологии, почерпнутой из узкоспециальных статей ученых, отнюдь не адресованных широкой публике. И трактуют журналисты эти ученые термины на базарно-уличном уровне. «Коренные жители», «коренное население», «старое население» (последнее - не о возрасте, а о времени проживания на данной территории). Они, «коренные», - светловолосые и голубоглазые, в крайнем случае если и темноволосые, то обязательно казаки. Их ущемляют «мигранты», для которых необходимы «миграционные квоты». И уж совсем должен добить читателя термин «этноэкономическая стратификация».
История заселения человеком Северного Кавказа, в центре которого и лежит Ставропольский край, теряется в глубине веков. Многие народы сменяли здесь друг друга, о чем свидетельствуют остатки городищ, курганы-захоронения знати и вождей, письменные источники народов древних цивилизаций. Все это, как и географические названия на карте Северного Кавказа, свидетельствует о том, что именовать славян здесь «коренными жителями» просто неприлично для человека с начальным образованием. Названия географических объектов со славянскими корнями к северу от Кавказских гор появились в XVIII веке, вслед за освоением славянскими народами этих малозаселенных территорий. «Мигранты»-славяне появились здесь по историческим меркам совсем недавно. Раньше них, в раннем средневековье, сюда прибыла первая волна «мигрантов» - армян. Вторая волна армян прибыла сюда одновременно с массовым (стихийным и организованным) притоком «мигрантов»-славян. Греки, приглашенные царским правительством на Северный Кавказ, - не менее «коренное» население, чем славяне.
Ставрополье - край мигрантов и их потомков. Таковы факты. Взаимоотношения между народами всегда были и остаются сложными - иной облик, непонятный язык, непонятные обычаи, другая вера... «Свой - чужой», «местный - пришлый», увы, привычные слова в лексиконе народов Северного Кавказа, хотя давно они живут в одной стране - России, для которой все «свои» в любом месте страны. Это хорошо понимало царское правительство - в Горском отделении Ставропольской гимназии на «казенном коште» обучались осетины, адыгейцы, карачаевцы... Представители этих и других народов занимали достойное место в жизни российского общества, чему немало примеров. В Ставрополе старожилы помнят Бибердову дачу, Алафузов пруд, мельницу Гулиева, другие объекты и предприятия, обязанные своими названиями предпринимателям, представителям горских и закавказских народов. В центре города возведен памятник К. Л. Хетагурову, славному представителю осетинского народа, который, обучаясь в Ставропольской классической гимназии, стал победителем в конкурсе на лучшее сочинение по русской словесности. Да простят меня последователи «коммунистического» прошлого, в лице фигуры, воздвигнутой на центральной площади Ставрополя, мало черт, которые можно было бы отнести к славянскому типу. Да и родословная его не отрицает калмыцких кровей, наряду с иными, в том числе и немецкими. А уж черты лица великого русского поэта, чья скульптура установлена на главной улице города, свидетельствуют о родословной, берущей начало в черной Африке.
А ведь суть дела - не во внешнем облике. Причины неприязни к «чуркам» на местном уровне чисто экономические. Позволю себе привести цитаты без упоминания автора и названия местного издания: «Чаще всего это связано с продажей земель, самозахватом пастбищ, несанкционированным выпасом многочисленного поголовья скота...» «Специалисты отмечают, что в последние несколько лет особый интерес выходцы из соседних республик и стран СНГ проявляют к недвижимости и земле...» «В условиях неограниченной и бесконтрольной миграции права коренного населения нарушаются сплошь и рядом».
А ведь «неограниченная и бесконтрольная миграция» россиян на территории России обеспечена Конституцией государства, а пункт 1 статьи 8 гласит: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
Пусть термин «мигрант» остается в ученых трудах, а не выплескивается на страницы периодической печати, трансформируясь в ругательство. У меня есть знакомые - «суточные мигранты», которые приезжают на работу в Ставрополь из города Михайловска. Молодые «сезонные мигранты» встречаются мне ежедневно - это студенты средних и высших учебных заведений, мигрирующие из родного дома к месту учебы «от сессии до сессии». А с мерзкими лозунгами на стенах домов и заборах надо поступать просто - закрашивать их по мере появления.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет