Вы здесь

Пизанская башня

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Цель реформы местного самоуправления - ограничить вертикаль власти и пе-редать часть полномочий на местный уровень. Для осуществления полномочий нужны деньги. А муниципальные налоги обеспечивают лишь десятую часть потребностей городских и сельских муниципалитетов. О состоянии бюджетно-финансовых, экономических основ местного самоуправления и законодательном обеспечении его функционирования шла речь на заседании совета регионального отделения общественной организации «Самоуправление России».

Возглавляющий эту организацию на Ставрополье председатель краевой Думы Юрий Гонтарь адресовал аудитории, значительную часть которой составляли главы муниципальных органов края, самый болезненный для всех вопрос: почему при хорошем экономическом развитии мы имеем одну из самых низких в стране бюджетную обеспеченность? Край - по-прежнему дотационный регион. Центр дает нам деньги на проедание, а на развитие нужно зарабатывать самим.
Аналитическая записка о социально-экономическом развитии и исполнении бюджета края за первый квартал 2006 года (она была роздана всем участникам заседания) говорит о том, что индекс промышленного производства относительно к первому кварталу 2005 года у нас составил 104,7 процента - выше, чем в среднем по России, чем в Краснодарском крае и Волгоградской области. Но рост в основном обеспечили добыча нефти и строительных нерудных материалов, производство электроэнергии. В сельском хозяйстве по объемам продукции цифры в сравнении с аналогичным периодом прошлого года не выросли.
Прозвучала информация, что 90 процентов ставропольского зерна покупается не за деньги, а за векселя. Т.е. селяне по-прежнему выживают, в основном за счет натуроплаты и личных подворий. Это при том, что аграрии составляют половину населения края.
При этом жилищно-коммунальные услуги подорожали на 11,6 процента, медицинские - на 11,4, а плата за детсад - более чем на треть. Смертность населения выше рождаемости в 1,7 раза. А в 22 регионах края «смертный» коэффициент превышает среднекраевой. Т.е. социально-экономическая картина не дает оснований для победных рапортов.
Народ, конечно, надеялся, что реформа местного самоуправления хотя бы немного облегчит жизнь. Пока этого не получилось.
На региональном совете «Самоуправления России» говорили о причинах, тормозящих становление местного самоуправления. До сих пор нет правовых документов о разграничении собственности. Системы водо-, электро-, теплоснабжения не переданы муниципалитетам. Не проведена кадастровая оценка муниципальных земель - в итоге не выполнен план по земельному налогу в первом квартале 2006 года.
В структуре расходов местных бюджетов края лишь 46 процентов денег идет на осуществление муниципальных полномочий, а 54 - на госполномочия. Но эти госполномочия «спускают» с таким пакетом бюрократических условий, что муниципалитет не может выделить рубль на пирожок малоимущему школьнику, чьи родители - алкоголики не желают предоставить в школу необходимые справки.
Местные бюджеты продолжают формироваться по остаточному принципу. Муниципалы просят Всероссийский Совет местного самоуправления помочь им решить стратегические вопросы. Один из них - стабилизация доходной базы местного самоуправления за счет увеличения ее налоговой составляющей. Предлагается отдать муниципалитетам единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, часть налога на прибыль организаций (это стимулирует заинтересованность органов местного самоуправления в создании на своей территории условий для развития бизнеса), часть налога на доходы физических лиц (это обеспечит, в том числе, внимание местных властей к проблеме легализации доходов), также предлагается передать на местный уровень деньги от взимаемых штрафов и пеней за неуплату налогов.
Правительству края предлагается разработать индикаторы оценки деятельности министерств и ведомств по качеству планирования и исполнения бюджета, поставив в зависимость от этого материальное поощрение чиновников.
Пока что вертикаль власти по отношению к муниципалитетам как бы в роли Пизанской башни: слегка наклонилась и обрела устойчивость в этом положении. А муниципалитеты живут по-прежнему: миска - дальше, цепочка - длиннее, миска - ближе, цепочка - короче.
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет