Вы здесь

Сердца четырех, или один за всех и все за одного

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Настоящая мужская дружба и  трагичная история любви, надежда и отчаяние, жизнь со всеми ее печалями и радостями, а рядом безжалостная и беспощадная смерть…  В Ставропольском академическом театре им. М.Ю. Лермонтова состоялась  премьера спектакля «Три товарища» по культовому роману Э.М. Ремарка, режиссер – художественный руководитель театра Ирина Баранникова.
Кто из нас не зачитывался в юности главным романом Ремарка, примеряя на себя судьбы его основных персонажей? Кого из нас история «Трех товарищей» не утешала в крахе первой/второй любви или ее отсутствии? Кто из нас, проглотив фразу: «Потом наступило утро, и ее уже не было» не рыдал навзрыд. А  кто не перечитывал книгу для того, чтобы вновь пережить моменты подлинной любви и дружбы, спасающие человека от безвременья. Ставропольская драма в очередной раз угадала – и со  временем, и с материалом.  В центре премьерной постановки неопределенные, шаткие времена между двумя войнами. Первая из них – 1914–1918 гг. – проиграна, впереди – новая война и новое поражение. Героев, испытавших ужасы Первой мировой, родина встретила разрухой, безработицей, всеобщей потерянностью, драками, перестрелками, зарождавшимися нацистскими настроениями… 
У трех фронтовых товарищей - обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии - Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца, в прошлом нет ничего, кроме чудовищных сражений. Нет ничего у них и в будущем. Они живут одним днем: для уцелевших  на Первой мировой есть одно только вечное сегодня. Они  с азартом меняют женщин, с таким же азартом ремонтируют и продают автомобили. В их головах все еще не утих грохот сражений - война не отпускает их, а попытки найти свое место в жизни неизменно приводят к бутылке крепкого алкоголя. У них есть еще один друг – отремонтированный кадиллак «Карл», на котором они устраивают шуточные гонки с дорогими машинами и который сводит эту лихую компанию с красавицей Патрицией Хольман. Между Робертом и  девушкой вспыхивает любовь, щемящая и пронзительная, как последняя надежда, как несвоевременный подарок судьбы, как отчаянная попытка зацепиться за ускользающую жизнь и найти в ней наконец смысл. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. И  когда один из них влюбляется - любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.
Это о сюжете (кто не знает), если коротко и по существу. На самом деле, в течение двух с половиной часов зрителей ждет  невероятно эмоциональная  история, где каждый, как отмечает режиссер, найдет что-то для себя. И каждый для себя решит, о чем она. Это все, что  Ирина Баранникова прокомментировала перед премьерой, признавшись, что все силы, слова, мысли и чувства она отдала спектаклю и его героям.  
И действительно, о чем спектакль, каждый будет решать сам. Режиссер и актеры рассказали историю о хрупкой, до боли нежной и трагичной любви, неожиданно ворвавшейся в жизнь главного героя, которая и по сей день остается одной из самых известных, красивых и печальных в литературе. У Робби и его несравненной Пат (так герои ласково называют друг друга)  любовь случилась не с первого взгляда, но стала ярким, сильным, бесконечным и непобедимым чувством. Поначалу их роман воспринимается как дымка тайны. Они таят ее от друзей и от нас, зрителей. А  в первую очередь от себя. Впрочем,  так оно и бывает! В отличие от увлечения или влюбленности настоящая любовь до поры хранит себя. Миг, когда она фиксируется сознанием и словом «люблю», возникнет позже, когда  чувство уже необратимо и захлестнуло тебя полностью. Именно в этот момент к человеку и приходит страх. За любимого. За его жизнь. За жизнь вообще. «Ибо нет спасенья от любви и страха», - писал поэт Осип Мандельштам.   
А еще этот спектакль о настоящей мужской дружбе, до смерти и через смерть. Молодые люди доказали, что они не просто друзья, они - братья, которые не только никогда не оставят друг друга в беде, но и  счастье разделят вместе. Боевые товарищи не бросают Роберта  в трудную минуту. Понимающие друг друга без слов, они всегда рядом, готовы в любую минуту поддержать и подставить плечо, помочь ему всем, что у них есть. Компанией, чтобы прогнать от влюбленных грустные мысли о смерти. Временем - по просьбе Роберта Кестер не просто разыскивает лечащего врача девушки, но и привозит его на море в рекордно короткие сроки.  Деньгами - Кестер продает своего «Карла» для того, чтобы Роберт и Патриция могли провести последние месяцы жизни девушки вместе. С такими товарищами и в огонь, и в воду, и в мир, и на войну.  Так и хочется сказать: «Если дружба, то как у Ремарка!».
Возможно, для кого-то спектакль будет об эпохе. Эпохе отчаяния, продажности и предательства. О времени, лишенном сострадания и  милосердия. О людях униженных, утративших нравственные ориентиры, доведенных до черты. О целом потерянном поколении, для которого война и убийство себе подобных  стали первой профессией. О неспособности найти себя в мирной жизни. А подсознательное нежелание привязываться к другим людям, это  из-за страха потерять их. О жизни, разбитой на кусочки. Где пьянствуют для того, чтобы заглушить воспоминания. И при всем  при этом именно эти люди  умеют дружить и любить, как никто другой. 
Артист Олег Хомутов, играющий Роберта Локампа, замечательно справился с ролью. Он искренен, играет с великолепной отдачей, все слова его выстраданы, пропущены через душу. Олег прекрасно чувствует нерв сюжета, он словно прожил жизнь своего героя с рождения. Артист с невероятной точностью сыграл  доброго, обаятельного и надежного человека с несчастной судьбой. Жизнь подарила ему шанс изменить свое будущее, и он не упустил его. Очень интересно было наблюдать,  как меняется Олег и его герой в поступках, стремлениях и желаниях. От легкой, счастливой, ни к чему не обязывающей влюбленности  до – жить и работать  ради любимой. А в финальной сцене  боль его чудовищной утраты волной идет в зал, затягивая зрителя в  водоворот  горя. Было полное ощущение, что Олег сейчас не на сцене, не в театре, не в Ставрополе, а в санатории в горах,  рядом с умирающей Пат. До последней секунды он делал все, чтобы перед Вечностью любимой было не так страшно и не так больно. 
В роли Отто Кестера, бывшего командира роты, старшего из трех товарищей, артист Александр Сухарев. За его немногословием - надежность, великодушие, сила. Кажется, что он весь состоит из поступков. Надо поддержать Пат – пожалуйста, надо привезти врача – без проблем. Надо действительно вместить в себя жизнь Отто Кестера, чтобы так сыграть его прощание с «Карлом», еще одним другом, великим автомобилем неслыханных скоростей. Но нужны деньги, чтобы продлить дни безнадежно больной Патриции. 
Последний романтик Готфрид Ленц – артист Александр Кошелевский – уверенный, ироничный, задорный и красивый. Любимец и любитель женщин. Когда он  появляется  на сцене, то занимает  ее всю и сразу.  Он успевал шутить, пить, закусывать, ухаживать за Патрицией и быть настоящим товарищем для героев. А еще актеру удалось передать тоску ветерана, прикрытую веселостью и бесшабашностью.
Смотреть на друзей на сцене – одно большое удовольствие. Но и второстепенные роли в спектакле получились яркими и запоминающими. Чего только стоит появление заслуженного артиста РФ Александра Жукова -  хозяина кафе Альфонса, трогательно соединяющего в себе грубоватый, шумный напор, нежность и мужество. Нельзя  не назвать артистку Мадину Шарипову - фрау Залевски, неприступную в своей строгости и добрую беззаветно. Или почетного деятеля искусств СК  Владимира Лепу - жалкого, навсегда испуганного мелкого служащего Хассе, самоотверженно любившего жену и не выдержавшего ее измены. Отличная роль получилась и у почетного деятеля искусств СК Владимира Петренко – доктора  Жаффе, скрывающего за профессиональной бесстрастностью свою личную глубокую драму. Все они жертвы эпохи, которых она переламывает, сминает.
Открытие спектакля – молодая актриса Дарья Сафонова в роли Пат. Она смогла прочувствовать и донести  до зала самые мимолетные, потаенные движения чистой и ранимой души — все, из чего зарождается  любовь. А затем отлично сыграла  ее преображение во всепоглощающую страсть, панический страх перед симптомами возвращающейся болезни, мучительные усилия, чтоб любимый Робби их не заметил, ежесекундную жажду жизни и мгновения ослепительного счастья перед небытием.
В спектакле задействована большая часть труппы театра – заслуженная артистка РФ Светлана Колганова, почетные деятели искусств СК Елена Днепровская, Георгий Серебрянский, Илья Калинин, артисты Константин Маковкин, Филипп Харций, Константин Юрченко, Михаил Подзолко, Евгений Задорожный, Ольга Клочко, Елизавета Соловьева, Ксения Травкина, Наталья Светличная, Лада Гольдман, Ясения Фалина, Ольга Писаренко. У многих из них по две или даже три роли, пусть и совсем маленькие, но артисты настолько вживаются в свои роли, что кажется, будто сами герои Ремарка сошли со страниц его романа.
Конечно, перенести весь роман на сцену невозможно, там очень много сюжетных линий. Но и тех, что показаны, вполне достаточно, чтобы понять и осознать, что в жизни все не навсегда, поэтому так важно ценить каждый день, каждый час, каждый миг. Нужно дорожить искренностью чувств, страстью, любовью, дружбой без предательств и без обид, где люди понимают друг друга и помогают, не прося ничего взамен.   Это то, что всегда удерживает нас на плаву. 
«Роман Ремарка «Три товарища» - великое произведение мировой литературы  и одна из моих любимых книг, перечитанная множество раз, - поделилась после премьеры ставропольчанка Марина Аплемах. – Поэтому на премьеру я шла со смешанными чувствами. Во-первых, было непонятно, как можно уместить такой масштаб в два с половиной часа на сцене. Во-вторых,  было страшно разочароваться. Однако артистам удалось так глубоко прожить постановку, что у меня впечатление, как будто я снова прочитала книгу и  еще раз прожила с героями все перипетии их трагических судеб. Точно и красиво отражена атмосфера сложного исторического периода Германии – 20-30-х годов прошлого века. Отдельная красота – костюмы главной героини, они великолепны, тонко передают дух эпохи и подчеркивают трогательность и нежность их обладательницы. Пойду ли я еще? Даже не знаю. Наверное, не скоро, уж очень много эмоций и душевных сил  забирает спектакль. Он не для пустого вечернего развлечения. Это именно тот случай, когда  артисты на сцене не играют, а живут. На мой  взгляд, «Три товарища» -  лучший  спектакль нашего театра в нынешнем репертуаре».
Все верно. В премьерной постановке, действительно, можно прочувствовать непередаваемую атмосферу Германии 20-30-х годов прошлого века (художник-постановщик Александр Якунин),  услышать музыку той эпохи (музыкальное оформление Григория Тюкова), увидеть танцы (хореограф   Елена Днепровская), полюбоваться на  винтажные костюмы (художник по костюмам Янина Куштевская)…и в очередной убедится, что нет в жизни ничего важнее любви и нет ничего равного любви. Любви не только между мужчиной и женщиной, но и родительской, материнской, к друзьям,  близким. Той, которая спасение.
 

 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.