Вы здесь

УРОКИ КАРАНТИНА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Весна 2020-го, несомненно,  войдет в историю. И  не только для медицины как время потрясений, потерь, глобальных выводов и нового опыта. Этот год с содроганием будут вспоминать и те, кто имеет хоть какое-то отношение к образованию. Вынужденные затянувшиеся каникулы у школьников и дистанционное обучение у студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования  для многих, несмотря на некоторые сложности, приятная возможность побыть дома. А вот тем, кому в этом году  предстоит сдавать ЕГЭ и ОГЭ, стоит посочувствовать. Мало того, что вся стройная система подготовки к экзаменам рухнула в одночасье, так еще и совершенно непонятно, что впереди.

Ну а пока же министерство просвещения рекомендовало всем школам страны использовать дистанционный формат обучения в период борьбы с COVID-19. Как справится с новым вызовом наша система образования?

До 12 апреля в российских школах были официально каникулы и работа строилась по принципу отправки учителями домашних заданий детям. Это, конечно, нельзя назвать  в полной мере дистанционной формой обучения, а скорее своеобразной подготовкой к нему. Это дало возможность детям втянуться и привыкнуть, попробовать разные платформы, родителям – вообще понять, как скоординировать  свою работу и личные дела  с обучением ребенка, а учителям подготовиться самим, объяснить родителям особенности новой формы обучения и  сделать массу той работы, которая не видна людям, не работающим в школах.

Итак, первое, что важно понимать: дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, где информационные технологии являются ведущим средством. Поэтому первым делом в большинстве школ был проведен опрос, все ли дети имеют возможность учиться дистанционно, у всех ли есть технические возможности (это наличие Интернета, компьютера, планшета или хотя бы телефона с доступом к Сети).  Если нет – то должен быть продуман способ обучения для таких учеников.  Как именно это будет реализовываться, увидим уже в ближайшее время. Некоторыми школами  рассматривается возможность организации очно-заочного обучения на этот период с предоставлением графика контрольных работ.

Кстати, заодно есть возможность поглубже погрузиться в мир технических возможностей. Например, многие ли учителя могли пользоваться онлайн-досками?  Да-да, всемогущий карантин, оставивший школы пустыми, не сможет оставить учителя без доски.  Современные онлайн-доски могут стать и местом планирования, и инструментом объяснения учебного материала. На пространстве доски можно рисовать разными цветами, выбирать толщину линий, добавлять заметки, и все это с помощью мышки или пальцем на планшете или мобильном телефоне.  Такие доски хорошо подходят для работы во время видеоконференций. Осталось только захотеть пользоваться всем разнообразием виртуальных инструментов, которые предлагает технический прогресс.

Для эффективного процесса обучения очень важна возможность для обеих сторон иметь обратную связь. И на дистанционном образовании формы видеоконференций, видеообращений, а также различные мессенджеры типа  WhatsApp или Skype могут неплохо помочь.

Конечно же, новый для большинства формат обучения невозможен без помощи родителей. Особенно для начальной школы. Если дети постарше чаще всего уже с компьютерами на ты и могут легко разобраться с новым и необычным, то детям помладше нужна поддержка взрослых. Тем более что онлайн-платформы, предлагаемые министерством просвещения, оказались не готовы к такому наплыву пользователей и виснут безбожно, выводя из себя и родителей, и учителей. Работать и обучаться в таких условиях крайне сложно. К тому же некоторые уже успели столкнуться с еще одной проблемой – не все вопросы обучающих платформ составлены корректно и понятны для детей. Разгневанные родители  высказывают свое недовольство учителям, которые, скажем прямо, и сами иногда впадают в ступор, но уж что есть, то есть, придется как-то смириться и набраться терпения на пару месяцев.  

Большим подспорьем могут стать ресурсы, ранее бывшие платными, а сейчас предоставившие на время карантина или до конца учебного года свои услуги бесплатно. Среди них онлайн-школа «Фоксфорд», где есть доступ ко всем курсам школьной программы, Examis – где есть материалы для подготовки по основным предметам ЕГЭ, «Алгоритмика» с онлайн-курсами по информатике для младшей и средней школы. Бесплатный доступ на все электронные формы учебников предоставили «Российский учебник» и «Просвещение».

Один из самых популярных ресурсов для дистанционного обучения Учи.Ру провел опрос среди 3,5 тысячи педагогов и выяснил, что с переходом на ДО учителя стали больше работать. 78 процентов респондентов  считают, что работы в новых условиях стало больше. У 31 процента педагогов больше времени стало уходить на подготовку к урокам, 27 процентов заявили об увеличении нагрузки из-за работы с родителями. 15 процентов стали тратить больше времени на работу с документами. У половины опрошенных рабочий день в среднем увеличился на 1–3 часа, у 36 процентов — более чем на 3 часа.

Что касается родителей, то прекрасно об этом сказал в юмористическом ролике известный персонаж современного стенд-апа: «Ну что, родители, дождались?» Основной посыл такой – вечно не хватало времени на детей, вот теперь его у вас в избытке, и почему же первыми за хлебом бежите именно вы?

Ну а если серьезно, то ближайшие два месяца для родителей – отличный способ учить детей именно так, как считают они, вот он – индивидуальный подход и возможность  научить детей  самостоятельности и ответственности. Причем теми, кто лучше всего знает ребят – их родителями.  Однако оптимизма у последних  мало, о чем говорят многочисленные отзывы в Сети:  

«Многие родители просто уже воют от всего этого. Делать уроки после школы - это одно. А полностью отвечать за процесс обучения человеку без педагогического образования - это другое», - утверждает жительница Клинцов.

 

 «Дистанционку детям раздали минимальную по объему. Мы, учителя, тоже не в восторге от ситуации. Учителя готовы работать, это дети не умеют учиться - элементарно прочитать параграф и запомнить главное. БОльшая часть не хотят читать. Делать уроки вы будете с детьми до 11 класса? Какие к нам претензии? Мы по своей воле сидим дома на самоизоляции? То, что не усвоят ученики дома, учителя помогут освоить, когда выйдем на занятия. Учите своих детей трудиться (учиться)!» - это  мнение учителя.

 «Дистанционное обучение - это приговор сегодняшней школьной системе! Как только вы перейдете на нее, джина назад в бутылку не запихнете.
1. Не надо ходить в школу! Не надо вставать безумно рано, надевать форму, добираться.
2. Исчезнет проблема конфликтов между школьниками.
3. Кто не учился, тот будет предоставлен сам себе; кто учится, тот не будет зависеть от остальных.
4. Исчезнет масса бессмысленных вопросов по организации уроков, различных мероприятий.
5. Успеваемость повысится, т.к. списывать можно бесконечно.
Возврат обратно в обычной форме обучения ввергнет мамочек в депрессию и они вынесут мозг молодому министру…» - пишет Дмитрий из Москвы.

 

«Умиляет то, что сейчас происходит с родителями дошкольного и младшего школьного возраста! Совершенно непостижимая и не поддающаяся пониманию ситуация... Родители на то и родители, чтоб нести бремя воспитания и обучения, ибо образовательные учреждения оказывают помощь и содействие... Никто не должен больше собственному чаду, чем мама и папа», - пишет Ольга.

 «И ничего вам учителя не должны, кроме как транслировать знания вашим детям. А если они не могут их воспринимать, то здесь к врачам - это медицинские показатели. А если не хотят - то к вам, родителям, это ваше воспитание. Невозможно научить того, кто ничего не хочет».

«Онлайн-обучение - это закат эпохи современной российской школы с ее проблемами», считает еще один  пользователь.

Вот такие разные отзывы о новой, для многих непривычной форме образования. Успокоить может только одно – эта мера вынужденная и временная. Поэтому  важно для всех заинтересованных сторон быть гибкими и уметь быстро адаптироваться к новым вызовам. Но скажу как родитель, столкнувшийся с дистанционным обучением и всеми его проблемами:  конечно, глупо  отвергать достижения технического прогресса, но в последнюю неделю, когда речь заходит об уроках,  все чаще посещает мысль: а нельзя ли доучиться эту маленькую последнюю четверть старым бабушкиным  способом –  читая  учебник и выполняя задания в тетрадях?

Марина АПЛЕМАХ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.