Вы здесь

СТАВРОПОЛЬСКАЯ «ЖИЛКА ИЕРУСАЛИМА»

Многие ставропольцы знают о целебном источнике, расположенном в десяти минутах езды от краевого центра, в лесном массиве близ села Татарка. Но мало кто знает, что его в народе называют «Жилка Иерусалима». Причем именуют его так не одну сотню лет представители многих поколений. Вот о нем-то мы и хотели бы рассказать читателям. Тем более что на прошлой неделе Татарскому роднику исполнилось 145 лет!

Но что же это за место и почему его так ценят прихожане? Об этом нам рассказали верующие, собравшиеся на торжественные мероприятия по случаю юбилея этого чудесного природного уголка. А дело в том, что слава о целебном источнике уже вышла далеко за пределы Ставрополя. Расположен источник вдали от оживленных улиц и дорог, в спокойном месте, окруженном древним лесным заповедником.

Святыня представляет собой добротно сделанную часовню, монашеские кельи, купальню для омовения, красиво оформленный вход в грот, сам источник, аккуратно убранный двор. Прихожане храма рассказывают, что икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», найденную в гроте, принесли в храм, а на утро снова обнаружили в гроте. Таким образом Господь показывал, что это особенное место. А чудотворными свойствами прославилась эта икона в 1688 году.

Первые официальные сведения о святом источнике относятся к 1872 году. Крестьянке Елене Бабичевой приснилось несколько ярких и удивительных снов, о которых она поведала сельскому старосте Абраму Беседину. Женщине приснилось, будто в поисках своей коровы в лесу она повстречала у колодца старца с медным крестом в руках. Старец наказал ей огородить колодец, поскольку вода в нем святая.

Несколько месяцев спустя, ночуя в Иоанно-Мариинском женском монастыре в Ставрополе, Бабичева повторно увидела сон, в котором трое неизвестных ей людей в священническом одеянии наказывали отслужить три молебна над этим колодцем. Елена обратилась с этой просьбой к священнику ставропольской Свято-Георгиевской церкви отцу Алексею Семенову, прикомандированному к Татарскому селению. К ее просьбе присоединились староста и жители селения.

Источник был расчищен селянами и приведен в наилучший вид. Священник Алексей Семенов три раза ходил с крестным ходом и служил молебны с водосвятием. Над святым источником поставили сруб с крышей и большой деревянный крест с двумя иконами и лампадой. Множество верующих стали приходить к источнику и получать исцеление.

Свое признание и расцвет Святой источник получил при архиепископе Кавказском и Ставропольском Агафодоре. Тогда же он и был признан чудотворным. Таким образом, в начале 20 века у святого источника построили часовню и каменные купели. Родник был закрыт в каменный грот, окованной железом дверью. Дверь в грот находилась в центре каменной стены, украшенной карнизами и многочисленными нишами для икон. Над дверью располагался большой каменный крест.

Вода из грота по глиняной трубе попадала в каменную башенку, украшенную портиком, полуколоннами и карнизами. В одной из ниш находилась скульптура Иисуса Христа. Далее по двум трубам вода сначала попадала в восьмигранный бассейн, а уже из него - в каменные купели. Каменными плитами была выложена площадка у каптажа и часть ведущей к источнику дороги. В церковные праздники здесь собирались тысячи верующих.

До революции источник далеко славится своими целебными свойствами. Молитвы на святом источнике возносились и в годы Первой мировой войны, и после революции. Несмотря на запреты большевистской власти, простые люди шли к святому месту за утешением. Набирали родниковую воду в разнообразную тару, окунались в купели, молились за своих близких. Богослужения шли на источнике вплоть до 1930-х годов. Но затем, к сожалению, прекратились.

Служил в это сложное время священник татарской Казанской церкви отец Михаил Ксенофонтов. В 1933 году он был арестован по обвинению в том, что проводил среди верующего населения контрреволюционную работу по организации кулацкого саботажа. Батюшка был расстрелян 2 апреля 1933 года. В то время святой источник и постигла печальная участь всех православных мест. Часовню закрыли, богослужения запретили, иконы и церковную утварь изъяли.

После Великой Отечественной войны вновь последовала волна гонений на Церковь. В конце 1950-х годов очередной виток антирелигиозной борьбы сказался и на Татарском источнике. Все постройки при роднике были разрушены, а сам источник засыпан мусором.

Однако в начале 1990-х годов святой источник пробился сквозь толщу земли. Люди посчитали это знамением и захотели восстановить родник. С большим трудом был обнаружен засыпанный землей каменный грот. Началось возрождение святого места силами верующих. Они сделали простенький каптаж, улучшили подъездную дорогу. Было создано несколько проектов по восстановлению святого источника. Ведь необходимо было сохранить и природный ландшафт этого места и остановить расширение оврага. Материалом для строительства был выбран желтый кирпич, соответствующий по цвету местному ракушечнику.

В 1995 году Татарский источник вошел реестр памятников архитектуры и градостроительства Ставропольского края. В 2004 было начато строительство храма и купели. Много помогали меценаты. Три года спустя храм в честь иконы Божией Матери обрел статус архиерейского подворья, обо всем этом рассказал нам настоятель подворья отец Афанасий.

На средства благотворителей в первую очередь был обустроен каптаж источника, построены купель, храм и дом для священника. Затем появились строения корпусов для монашествующих. Сегодня территория святого источника является мужским монастырем в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Сейчас территория монастыря хорошо благоустроена. За последние годы были отстроены часовня и здания для монахов, оборудована купель. Усилиями верующих территория у родника теперь выглядит чистой, уютной и ухоженной.

Желающих летом искупаться в прохладной чистой воде - всегда полным полно. Однако помимо целебных вод источника, есть здесь и другие святыни. К примеру, в местном храме находится ковчег с 33 частицами мощей, принадлежащих особо почитаемым святым на Руси - святителю Николаю Чудотворцу, великомученику и целителю Пантелеймону, благоверным князьям Петру и Февронии. Главной святыней ковчега считается частица пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

У жителей всего Ставрополья и татарский источник, и монастырь, возведенный рядом с ним, пользуются большой популярностью и доброй славой. Недаром на праздничную церковную службу, прошедшую в прошлую субботу, собрались сотни верующих разных возрастов. Ни летний зной, ни отдаленность этого места от остановок общественного транспорта не помешали людям прийти на божественную литургию. В прямом смысле этого слова, потому что многие люди именно пришли сюда пешком.

Превозмогая трудности, они шли под палящими солнечными лучами, пробирались по крутым ступеням через густой лес. Для того чтобы послушать доброе слово настоятеля подворья игумена Афанасия, причаститься Святых Даров и помолиться за долгие лета монашествующих братьев. В переносном смысле этот сложный путь к чудесному источнику для всех пришедших православных явился символом первой проповеди Христа - горной. Когда люди для того, чтобы послушать Его проповедь, должны были преодолеть над собой усилие и подняться на гору.

И тогда, две тысячи лет назад, и в наше время, молящиеся получили утешение. Так, прихожан храма «Всех скорбящих Радость» на прошлой неделе ожидал целый ряд сюрпризов. Первым и самым главным из них стал приезд высокого гостя, который и возглавил божественную службу. Это был архиерей, в свое время служивший в Свято-Троицком монастыре города Хеврона, расположенного в Палестине (подворье святых праотец Авраама и Сарры) и курирующего Иерихонское подворье Русской духовной миссии в Иерусалиме, а ныне епископ Галичский и Макарьевский Алексий.

После богослужения Владыка поздравил всех присутствующих с праздником, а также преподнес настоятелю монастыря игумену Афанасию памятный подарок. В каждом слове, в каждом жесте епископа Алексия ощущалась крепкая любовь к людям. Недаром после литургии верующие долго не отпускали его от себя. Христиане друг за другом в течение часа шли к епископу Алексию за благословением. А тот в свою очередь для каждого находил нужное слово. Кого-то утешал, кого-то подбадривал.

Отец Афанасий поблагодарил епископа Алексия за визит и совместную молитву, вручив от имени всей братии вышитый рушник. Кроме того, благотворителям обители были вручены грамоты. И был проведен конкурс картин юных художников, изобразивших в своих работах святой источник и подворье этого монастыря.

Следующим сюрпризом, подаренным организаторами праздника, была общая трапеза, устроенная на территории подворья. Всех желающих здесь угощали окрошкой, соленьями, рыбой и другими яствами. Восстановив свои силы, люди спустились к купели родника, где их ожидал третий сюрприз - выступление музыкального ансамбля «Лестница». Этот коллектив работает исключительно в народном стиле, играет на инструментах далекого прошлого и исполняет песни на религиозную тематику.

Также многие прихожане набрали свяченой и целебной воды с собой, для своих близких. Многие окунулись в воду, искренне надеясь на очищение и исцеление своих недугов.

«Татарский источник», как прозвали в народе обитель, можно посещать в любое дневное время. Сюда часто приезжают просто полюбоваться природой, побыть в тишине от городской суеты и тревожных мыслей. Само это место успокаивает нервы, приводит в порядок мысли и наполняет душу умиротворением.

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.