Вы здесь

ДЕТЯМ В БОЛЬНИЦЕ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО УКОЛЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Не первый год в Ставрополе работает волонтерский проект «Дети в больнице». Он создан в помощь пациентам детского отделения онкологии и гематологии Ставропольской краевой детской клинической больницы. А возглавляет его настоящий герой нашего времени, победитель конкурса «Что я сделал для Ставрополя» в 2016 году Елена Коробченко. Кстати, тогда весь полученный гранд участники проекта направили на закупку медицинского оборудования для онкологического отделения детской больницы.

Девизом этого относительно молодого проекта является слоган «Мы дарим тепло, свет и добро, чтобы поддержать маленьких пациентов и раскрасить больничные будни яркими красками!». А вот что он представляет собой на деле, как функционирует и в чем черпает вдохновение, нам и поведала его бессменная руководительница.

- Елена, расскажите, как вы познакомились с пациентами онкологического отделения детской больницы?

- Волею случая. Начинала я свою волонтерскую деятельность сотрудничеством с министерством образования края. Тогда я работала над проектом по обновлению базы данных детей-сирот. Вместе с талантливыми и бескорыстными фотографами мы объехали детские дома Ставрополя и близлежащих районов. Предоставляемые нами фотографии чиновники размещали на ресурсах минобра. Это делалось для того, чтобы малышей смогли увидеть потенциальные усыновители.

В те дни я и познакомилась с семьей, состоящей из молодой мамочки и трехлетней Анюты, которой нужна была помощь. Девочка болела раком, и несмотря на то, что лечение она проходила бесплатно, необходимы были средства на проезд и проживание в Санкт-Петербурге, где планировалась операция. И вот тогда я впервые увидела, что из себя представляет детское онкологическое отделение краевой больницы.

Там же я столкнулась впервые с маленьким обособленным миром, параллельно существующим с нашим. В нем царят совсем другие ценности и понятия. Я увидела десятки детей, которые находятся на длительном лечении, а значит, лишены возможности ходить в школу, посещать культурные мероприятия. Их мир начинался приемным покоем больницы, а заканчивался процедурным кабинетом.

- Вы тогда решили, что будете помогать этим детям?

- Нет. Увы, спустя какое-то время Анечка умерла от болезни. Мне было очень тяжко от этого. Наступил переломный момент в моей жизни. Полученный шок от гибели ребенка, успевшего стать для меня практически родным, пережить было непросто. Тяжело оказалось мне вновь зайти в отделение, где провела свои последние дни девочка. Невыносимо было видеть здесь других детей, понимая, что не все из них перенесут лечение.

На какое-то время я прекратила посещать детскую больницу. Но глазки больных мальчиков и девочек этого изолированного мира не давали мне покоя ни днем, ни ночью. И тогда я поняла, какая хрупкая вся наша жизнь. И насколько важно успеть сделать хоть что-нибудь нужное ближнему прямо сейчас, а не завтра или послезавтра.

- И как вы именно решили помогать детям?

- За год лечение в отделении проходят более 800 детей со всего Ставропольского края. А одновременно там их примерно три десятка. И все они, как я уже сказала, лишены возможности посещать школы и садики, детские развивающие студии и развлекательные массовые мероприятия. А ведь это их детство, которое проходит здесь и сейчас.

Знаете, мне всегда хотелось оказывать не просто материальную помощь, а подходить к волонтерской деятельности максимально качественно. Одно дело - пожертвовать деньги и вновь переключиться на наш мир, а совсем иное - быть участником того, другого мира. Сегодня, к сожалению, для многих людей словосочетание «Благотворительный проект» ассоциируется именно со сбором денежных средств. Но в моем понимании это не совсем так.

Главная моя цель в проекте - это организация постоянных занятий для детей в онкологическом отделении крайбольницы. Каждую неделю у нас проходят обучающие и творческие занятия, мастер-классы, встречи с интересными людьми.

У нас есть определенные дни и часы для посещений. Конечно же, мы учитываем режим и требования лечебного учреждения. И всегда помним, что мы - гости. Ведь есть ограничения по количеству посетителей. Обязательно надеваем в отделении медицинские маски и бахилы, не проходим в верхней одежде. И конечно же, мы не посещаем отделение в периоды эпидемий и карантина. Но это бывает крайне редко.

- Как часто вы проводите мероприятия для детей?

- Раньше мы проводили в больнице один день в неделю. Сейчас у нас появилось много помощников, так что получается проводить занятия чаще. Детки были бы рады и каждый день, но у нас есть свой регламент посещений. Также есть правило, которое запрещает добровольцу посещать больницу более трех раз в неделю. В противном случае это грозит эмоциональным выгоранием.

- А собственные нововведения у вас имеются?

- Конечно, мы внедрили в отделение такое новшество, как «коробка храбрости». Раньше подобное использовалось только в столичных клиниках. Что это значит? Дело в том, что некоторые процедуры очень болезненны для детишек. И многие из них плачут после капельниц и уколов. И вот для того, чтобы их подбодрить, в процедурном кабинете находится эта коробочка. А в ней игрушки. Поскольку мягкие запрещены, их тяжело чистить и обрабатывать специальным раствором, они деревянные или пластмассовые.

Если маленький пациент проявит мужество и не расплачется после процедуры, ему достается подарок. А так как героев здесь очень много, у них в тумбочках собираются целые игрушечные коллекции. И сестре-хозяйке постоянно приходится докладывать игрушки в эту коробочку из своей каптерки. Куда уже мы с волонтерами довозим их постоянно.

Нельзя забывать и про улыбкотерапию, за которую хотелось бы сказать отдельное спасибо нашим добрым друзьям-аниматорам: студии детских праздников «Тикиряш», «Арт-максимум», «Планета детства», «Хеппи кидс».

- А еще кто вам помогает?

- В нашем проекте принимают участие творческие люди и Ставрополя, и края, и даже страны. Конечно, когда мы только начинали, приглашали сами гостей к нам в отделение. Но чем дольше мы работали, тем больше людей узнавало о нас. И сейчас уже желающие помочь откликаются сами. И очень приятно, что есть постоянные друзья нашего проекта.

За все время нашей деятельности в гостях у ребят побывало множество талантливых людей и коллективов. Мне хочется рассказать об одном случае.
В отделении лежал очень серьезный мальчик - десятилетний Богдан, которому нравилось творчество рэпера Басты. Он был настоящим фанатом этого музыканта. И больше всего на свете мечтал увидеть его воочию.

Так совпало, что я увидела расклеенные по Ставрополю афиши, анонсирующие о скором приезде Басты к нам в город.
И благодаря настойчивости моего соратника по проекту Илоны Адошевой встреча состоялась. Подруга нашла контакт с супругой Василия Вакуленко, это настоящее имя Басты, и артист не смог отказать в моей просьбе. Поэтому сразу по прилету в Ставрополь он посетил наше детское онкологическое отделение. Вы не представляете, какую радость это принесло не только Богдану, но и всем нашим юным подопечным. Дети фотографировались с рэпером, разговаривали.

А вообще кто только уже не приезжал в гости к нам: скрипачка Евгения Ханова, художница Александра Тарасова, театр кукол «Добрый Жук», Нина Кокарева и творческий «Книжкин клуб», Елена Абрамова и студия рисования на воде «Эбру», Станислав Беспалов и детская мультипликационная студия «Лепа», мастерица обережных кукол Яна Густомясова, языковая школа «Инглиш кидс», научное «Шоу профессора Николя» и многие другие коллективы.

Даже известный музыкант Максим Фадеев передал нашим детям свою книгу. А один раз у нас в гостях был Ставропольский театр драмы имени М. Ю. Лермонтова. Его актеры проводили благотворительный спектакль в помощь нашим детям. Малышей просто зажгла таинственная театральная атмосфера, создаваемая в отделении талантливыми артистами. Они раздали каждому юному зрителю билет, выключили свет и подарили детям свое искусство.

- А что дети?

- Очень рады. Бывает, что после праздника с аниматорами спрашивают: «А заниматься мы сегодня будем? Мы не устали!» Очень любят детки всевозможные праздники, всегда радуются и участвуют по мере возможности. Главное, чтобы они не утомлялись.

- Вы помогаете детям не только организацией занятий и развлечений?

- Помимо этого мы обеспечиваем отделение крайне необходимыми средствами гигиены, теме же памперсами, пеленками, специальным мылом, влажными салфетками, детским кремом. Бывает так, что семьи оказываются в экстренных ситуациях, когда необходимо срочно приобрести необходимые препараты или найти донора. Мы всегда стараемся по возможности помогать.

- Случается ли, что вы после излечения прослеживаете судьбу ребенка?

- Бывает. Но это вовсе не означает, что у меня есть любимчики. Скорее, это ребенок выбирает меня и начинает доверять. Может звонить или писать в соцсетях. Мы много общаемся во время лечения, конечно, привыкаем и привязываемся друг к другу. И когда лечение заканчивается, бывает, что детки даже скучают по нашим занятиям и помнят, как им с нами было весело.

Конечно, судьбу каждого ребенка проследить невозможно. Да и цели такой нет. Если у родителей или самого ребенка есть желание - они пишут, звонят, шлют сообщения и фотографии. Это очень приятно, я всех помню и люблю.

А бывает, что дети уже после выписки приезжают на наши новогодние мероприятия. Для многих это единственная возможность посетить елку. Потому что они еще долго находятся на амбулаторном лечении. А мы стараемся устроить им настоящий праздник со сказочными персонажами и подарками.

Для этого накануне утренников каждый маленький пациент пишет письмо Деду Морозу с пожеланием и отдает нам. А мы в социальных сетях размещаем его и просим помочь неравнодушных людей конкретному ребенку. В итоге все малыши получают свой подарок.

- А с родителями этих детей вы проводите какую-нибудь работу?

- Да. Дело же в том, что болезнь ребенка сбивает с ног и их. Но нужно бороться, подавать позитивный пример. Поэтому профессиональная поддержка психологов необходима и детям, и родителям на всем этапе прохождения лечения ребенком. Но все не так просто.

Здесь есть несколько тяжелых моментов. Для обычного детского психолога непонятна специфика нашего контингента. Он смотрит на детишек как на обычных здоровых детей с точки зрения своего опыта. А ведь если ребенок, например, отказывается разговаривать, то это не значит, что он капризничает.

Бывает так, что ребенок после химиотерапии, ему очень плохо, и он не хочет ни с кем общаться. И странно было бы слышать, как психолог давал маме наставления, что надо делать, чтобы ребенок «разговорился».

Конечно, есть онкопсихологи, которые работают именно с онкобольными и их семьями. Но в Ставрополе их не много. Тем не менее нам удалось разыскать прекрасного психолога Анну, которая сегодня работает с нами, помогает и большим, и малым.

- Какие чувства вы испытываете после посещения больницы?

- Мне очень не хочется прожить жизнь бездумно, проесть-пропить-прогулять. Волонтерская работа дает осмысление и наполненность жизни. В проект вложена часть моей души. Я верю, что все, что с нами происходит, это не простое стечение обстоятельств.

Значит, так было нужно, чтобы я оказалась именно в этом месте и поняла, для чего. Занимаясь помощью детишкам в больнице, я чувствую себя на своем месте. Это то, чем я хочу заниматься - приносить пользу и радость.

- Что вам помогает восполнить жизненные силы?

- Для волонтеров, трудящихся в больницах, высока вероятность эмоционального, морального и физического истощения. Мы общаемся с тяжелобольными детьми, проходящими длительное и непростое лечение. Бывает так, что ребенок уходит. Это самое тяжелое в нашей работе. К этому невозможно привыкнуть и нельзя быть готовым. Если чувствуешь, что не можешь сейчас ничего дать, что ты эмоционально пуст, самое лучшее - это взять паузу.

Вообще подобное чувство для меня большая редкость. Дело в том, что, отдавая тепло и любовь деткам, я получаю его обратно еще большим количеством. Их улыбки и слова благодарности меня очень воодушевляют. Да и привыкла уже к своим мальчикам и девочкам настолько, что представить без них своей жизни просто не могу. Не слыша несколько дней их радостных голосов, я начинаю скучать.

- Чем неравнодушные ставропольцы могли бы помочь вашему проекту?

- Будем очень рады, если у кого-то возникнет желание поделиться своим талантом и умением, провести у нас занятие, мастер-класс, праздник или фотосессию. А может быть, провести благотворительное мероприятие в помощь проекту. Ждем новых идей и предложений. И конечно же, нам всегда нужны канцтовары и наборы для детского творчества, средства гигиены, маленькие игрушки для «коробки храбрости», игрушки в игровую комнату, книжки, диски с мультиками и фильмами.

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.