Вы здесь

УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ ЖИЗНИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Звуки музыки, шум дождя, шелест осенних листьев... Все это вызывает в каждом из нас какие-то ассоциации и чувства, которые мы выражаем словами и жестами. А что же делать тем, кто не может этого слышать, и, тем более, не может выразить, того, что чувствует? Особенно нелегко приходится детям. В силу своего любопытства они активно познают этот мир, но отсутствие слуха не позволяет им узнать обо всем в полной мере... Накануне Международного дня глухих «Ведомости» побывали в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 36 города Ставрополя, посмотрели, в каких условиях учатся ее воспитанники, пообщались с детьми и педагогами.

С чего все началось

Детдом-школа для глухонемых детей была открыта в Губернском Ставрополе 1 ноября 1922 года. Эта дата и считается днем рождения школы. Список первых учеников состоит всего из 16 фамилий детей 8-11 лет из Ставрополя и близлежащих сел. Через год школа обрела постоянное место. Она заняла небольшой двухэтажный дом, который находился на пересечении улиц Ленинской (ныне ул. Ленина) и Властовской (улица Маршала Жукова).

Первым директором учебного заведения был Иван Андреевич Бондаревский, глухой, но образованный человек. По основной профессии он был учителем.

Спустя несколько лет на базе мастерских Бондаревский открыл артель «Труд глухонемых». Под руководством мастеров воспитанники школы с 12 лет овладевали выбранным ремеслом, выполняли несложные заказы населения, изготавливали обувь на продажу, девочки шили постельное белье, перешивали одежду для малышей. Доходы от работы артели шли на приобретение материала для работы, инструментов, продуктов питания для детей. В начале 30-х годов в Ставропольской школе глухонемых было всего 4 класса, в которых обучалось около 50 человек. Почти все дети были пионерами или комсомольцами.

В те годы педагогический коллектив испытывал большие трудности в обеспечении учебного процесса книгами, пособиями, программами. Учителям приходилось нарабатывать собственные методики в работе с глухими детьми. Это педагоги С.А. Анурова, А.И. Тулупова, О.Н. Журавлева и другие.

С 1935 года школу возглавлял Василий Михайлович Занкович. В 1937 году он добился и осуществил переезд вверенного ему заведения на улицу Лермонтова. До 1938 года в школе было 4-х годичное обучение, с 1938 по 1951 год - восьмилетнее. В те годы рабочую специальность глухим детям давала школа, поэтому были организованы три мастерские: столярная, швейная и жестяная.

В годы Великой Отечественной войны основной педагогический состав школы ушел на фронт. Осталось только шесть учителей. Чтобы продолжать обучение, они вместе с воспитанниками уехали в Среднюю Азию. После окончания войны учителя и дети вернулись, с фронта пришли оставшиеся в живых педагоги, и школа заработала в своем обычном режиме.

В последующие годы учреждение активно развивалось, нарабатывая методики работы с детьми, многие из которых получили признание и на российском уровне. Если говорить о настоящем, то школа давно стала площадкой обмена опытом педагогов и обучения родителей. Но самая главная задача ее коллектива - обучение глухонемых ребят.

Обнимать - тоже важно

И сегодня учебно-воспитательная работа проводится по всем фронтам. Ее главной задачей является формирование всесторонне развитой личности, подготовка учеников к жизни и труду. Приходят сюда ребята не только с врожденной глухотой, но и с приобретенной в результате перенесенного заболевания.

Работа с глухонемыми детьми начинается с самого раннего возраста. В школе есть классы дошкольной подготовки, где малышей обучают распознавать звуки через движения тела и артикуляционного аппарата. Каждое движение представляет собой определенный звук. «Детям необходимо «раскрыть звук», то есть сделать так, чтобы они его прочувствовали и смогли произнести. Через движения эта работа наиболее эффективна», - рассказывает руководитель учреждения Татьяна Захарина.

Когда заходишь в группу к малышам, они всегда радостно тебя приветствуют: машут ручками, говорят слова «Здравствуйте» или «Добрый день». И, может, для нас они звучат не так идеально и правильно, как мы привыкли слышать, но вызывает радость именно то, что дети могут их сказать. И ты понимаешь, какая колоссальная работа была проделана педагогами, чтобы дети смогли произнести эти слова.

Кроме приветствия малыши всегда бегут обниматься. В школе есть правило - каждого маленького ученика необходимо обнимать минимум шесть раз в день. Это и понятно, ведь объятия очень благотворно влияют на психоэмоциональное состояние человека, а тем более ребенка. К сожалению, не у всех учеников есть полноценная семья. У кого-то она неблагополучная, кого-то воспитывает только один родитель, а кто-то приходит на занятия в школу из детского дома. Объятия позволяют ребенку чувствовать себя защищенным, любимым и просто делают его чуточку счастливее. Малыш учится доверять.

На занятиях в классах начальной школы ребята уже умеют говорить не только благодаря развитой артикуляции. Детей также учат воспринимать речь на слух. Конечно же, в этом им помогают слуховые аппараты.

Ученики средней школы уже активно изучают физику, химию, историю и другие школьные предметы. Вообще, полное обучение в школе-интернате занимает 11-12 лет и в него входит программа основного общего школьного образования. После окончания школы ребята поступают в техникумы, колледжи и высшие учебные заведения. Кроме того в самом учреждении есть программы дополнительного образования по специальностям столярное дело, швея, цветовод, оператор ЭВМ, дизайнер Web-сайтов, компьютерная графика, вычислительные компьютерные сети и телекоммуникации. Эти программы позволяют ребятам лучше подготовиться к поступлению в СУЗ и успешно сдать экзамены.

Но, конечно же, перед тем как включать ребенка в школьные занятия, его необходимо научить слышать, разговаривать, взаимодействовать с другими детьми, чем и занимаются педагоги школы.

В учреждении немало детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому с ними проводится более тщательная работа. Хотя можно ли говорить о степени тщательности, когда работа педагогов на лицо в любом случае?

О педагогах и атмосфере

Педагоги учреждения - настоящие профессионалы. Татьяна Захарина призналась: «Я не знаю, как они это делают, но результаты просто потрясающие». Все учителя проходят профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации. Три педагога имеют звание Заслуженный учитель РФ», 15 человек награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ», 9 педагогов имеют знак «Отличник народного просвещения». В арсенале учителей немало грамот от Думы СК, Министерства образования. Все это свидетельствует об их высоком профессионализме и полной отдаче своему делу.

На занятиях в школе-интернате очень позитивная и добрая атмосфера. Впрочем, как и во всем учреждении. Детей здесь очень любят. И, наверное, благодаря этой любви ребята чувствуют себя здесь как дома. Для многих ребят на время обучения школа становится вторым домом.

А потому что в ней созданы все условия, чтобы они чувствовали себя здесь комфортно. Уютные спальни, комнаты досуга, оборудованный компьютерный класс, библиотека с выходом в интернет. И столовая, которая всегда готовит для воспитанников все самое вкусное и полезное.

И артисты, и спортсмены

В учреждении часто проводятся различные мероприятия. Среди них литературные вечера, спектакли с участием актеров школьного театрального кружка «Вдохновение», различные спортивные соревнования. А в октябре в школе состоится Третий южнороссийский бал.

Отдельно хочется остановиться на системе дополнительного образования, и оно здесь тоже очень развито. В школе есть мастерские изобразительного искусства, пантомимы и пластики, хореографии, художественного слова.

Более 80 процентов учеников школы-интерната занимаются спортом. В учреждении работают спортивные секции по волейболу, футболу, легкой атлетике, бадминтону, настольному теннису, дзюдо.

За период с 2007 по 2015 годы воспитанники школы завоевали более 250 медалей разного достоинства. В 2014 году троим воспитанникам было присвоено звание «Мастер спорта», четверо стали кандидатами в мастера спорта, а тринадцать молодых спортсменов выполнили норматив I взрослого разряда.

В прошлом году в городе Саранске состоялся Кубок России по легкой атлетике (спорт глухих), на котором воспитанница ставропольской школы-интерната для глухонемых Юлия Лавриненко стала серебряной призеркой по прыжкам с шестом. Нормативы первого взрослого разряда выполнили ученики Ирина Ткачева, Ксения Крылевская и Саид Курбанов. Кстати, Ира стала финалисткой и в толкании ядра.

По итогам конкурса «100 лучших школ России» ставропольская школа-интернат для глухонемых детей стала лауреатом в номинации «Школа года 2013 - лидер спортивных достижений». Воспитанники школы-интерната № 36 также активно участвуют в различных городских и краевых соревнованиях и мероприятиях.

Видя, с каким добродушием и радостью воспитанники ставропольской школы-интерната общаются друг с другом, с преподавателями, с гостями учреждения, начинаешь понимать, что помимо профессионализма педагогов с любым недугом помогает справиться их искренняя любовь к детям. И дети ее видят, чувствуют и отдают сторицей.

Юлия ПАВЛУХИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.