Вы здесь

Обременение порядочностью

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Владимир Владимирович!
Вы сейчас в отпуске, и самое время поговорить об отдыхе. На Черном море, разумеется, в славном черноночем городе Сочи (это от «Сочи - черные ночи»), в санатории «Ставрополье».
По моим наблюдениям, отношение краевой власти к этому санаторию - своего рода проверка ее на вшивость. До вас, скажу откровенно, эту проверку никто из многочисленных ваших предшественников не выдержал. Вместо того, чтобы отладить его работу как здравницы в интересах жителей края, пытались достигать на нем какие-то свои примитивные частнособственнические интересы. Называя вещи своими именами - хапнуть пытались. Да и при вас уже, Владимир Владимирович, вверенное вам министерство имущественных отношений делает шаги прямо для санатория недружественные. И похоже, что в сторону все того же хапка у крестьян. Пусть даже и внешне законного и цивильного - легальному и именитому инвестору.
До вас было нехорошо
Но сначала о том, что было до вас. Санаторий этот построен на средства колхозов Ставропольского края, и в нем ежегодно отдыхали тысячи селян. Всем было в застойные годы хорошо. Простым колхозникам потому, что путевки оплачивали хозяйства, председателям потому, что путевки в их распоряжении были тем самым дефицитом, с помощью которого преодолевались родовые недостатки прежней командно-административной и директивно-распределительной системы. Вы, Владимир Владимирович, не можете в силу молодости лет этого помнить, а я знаю: это когда каждый кирпич, каждый рубль освоения средств проходил по так называемым фондам, записанным в план. Те, кто фондами занимался, были в шоколаде, не говоря уже о том, что в путевках. Вокруг этих уважаемых людей все и танцевали.
Однако то ли потому, что времена наступили рыночные, то ли у семи нянек, как известно, дитя без глаза, но как-то так получилось, что здравница уже в двадцать первом веке понемногу захирела. Лифты стали ломаться, крыши и трубы - течь, в окна начало дуть, двери скрипеть и т.п. Да и то сказать, четвертый десяток пошел объектам. Экономическое состояние сельхозпредприятий было на тот момент не лучшим, денег на капитальный ремонт приморской аж собственности никто давать не хотел. Раз собрались учредители, два... И тут кто-то, не иначе - черт, подсунул идею передать санаторий в собственность края. Мол, только на таких условиях его можно привести в божеский вид, соответствующий возросшим потребностям. За счет бюджета. А потом, уже арендуя помещения, вести ту же самую бурную санаторную деятельность.
Черт этот, похоже, обитал тогда в стенах правительства края. Уж очень сладкоголосо представители министерства имущественных отношений уговаривали колхозников. Самое главное - договор пользования обещали и долгосрочный, и безвозмездный, на 49 лет. В знак бесконечной, не знающей никаких границ благодарности за передачу имущества в казну. Но решающую роль, как поведал мне один старый председатель, сыграло своего рода обременение сделки так сказать порядочностью власти: «Мы рассуждали тогда так: не может же наша родная власть кинуть крестьянина. Ведь санаторий для простых людей. Из этого, из порядочности первых лиц края, и исходили, когда дарили фактически бесценный объект».
Вот такая штука, Владимир Владимирович. Власть, которую вы взяли на свои плечи, еще и порядочностью обременена. В глазах народа. Мотайте это себе на ус.
Но вернемся к нашим баранам, раз уж мы про колхозников. Наконец, где-то в году 2005 тот, что с рожками, уговорил. Собрались все члены некоммерческого партнерства, проголосовали, составили и подписали договор пожертвования. Стоимость имущественного комплекса была зафиксирована без малого сто тридцать миллионов рублей. А по рыночной цене - не менее, чем на миллиард рублей казну края прирастили. По нынешним же олимпийским ценам - там миллиардов на пять, Владимир Владимирович. Хорош подарочек простых селян казне, не правда ли?
Стали работать по-новому. И вот тут началось
Деньги на ремонт в бюджете края вроде выделялись, но заметных изменений не было видно. Да министерство и не торопилось их осваивать. Ветшал санаторий и дальше. С другой стороны, договора пользования заключались всего на год, да и то не раньше апреля, каждый год с нервами. Как при этом можно было строить долгосрочные отношения с покупателями путевок? Но главный сюрприз ждал впереди. Отмежевали и поставили на кадастр землю под санаторием, и на кого, вы думаете, положили земельный налог? Правильно, на некоммерческое партнерство. От 13 миллионов рублей в год! Многовато, вы скажете? И все так говорят. Но это все потому, что минимущества применяло самые высокие коэффициенты. Видимо, дареного мало показалось, решили за короткое время увеличить доход по максимуму. Общая сумма платы за землю, выставленная министерством санаторию за 2010-2012 годы, составила 36 миллионов (!) рублей.
Понятное дело, колхозники возмущаются. Как же так, мол, мы договаривались на безвозмездной основе! Мы же вам подарили имущество на миллиард, а теперь вы еще с нас и миллионы дерете? Упирались, не платили. В ответ минимущества подало в суд, и иск выиграло. В договоре пожертвования про безвозмездное пользование ничего записано не было, речь об этом шла только в протоколе собрания членов некоммерческого партнерства. Вот и прицепились к явной недоработке юристов.
На сегодня 13,8 миллиона рублей из заявленного минимущества долга уже утверждены решением суда.Остальная сумма предъявлена в суд ко взысканию. Заседание намечено на октябрь.
Минимущества - это было еще при губернаторе Валерии Гаевском, вдруг забыло про обещанные инвестиции из бюджета и начало откровенно искать стороннего инвестора. Того, кто бы на коммерческих началах вложил в объект деньги. Места некоммерческому партнерству, а значит и массовому оздоровлению колхозников, в тех планах не было. И только смена губернатора, похоже, не дала сбыться этим планам уже окончательного отчуждения от колхозников созданной их горбом собственности. Но и Валерий Зеренков, формально проявив внимание, ничего реально для изменения ситуации не сделал.
А при вас еще хуже
Теперь о том, Владимир Владимирович, что делается при вас.
При вас эти огромные для партнерства деньги, 13,8 миллиона рублей, начали с партнерства взыскивать. В мае этого года минимущества передает исполнительный лист, который почти два года лежал без движения, судебным приставам. Для немедленного исполнения.
Для некоммерческого партнерства взыскание всей суммы сразу смерти подобно. Оно бы в момент загнулось. Тем более что текущие платежи за землю партнерство после судебного разбирательства с 2013 года платит исправно. То самый случай, когда Боливар не выдержит. Понятное дело, побежали в суд, добились рассрочки платежей на пять лет. Когда в июле получили из министерства график платежей, заплатили за июнь-июль. Однако не тут-то было: минимущества, придравшись к тому, что за июнь заплачено с опозданием и никак не реагируя на замечания, что само виновато в задержке предоставления графика, идет в суд и отменяет рассрочку. И теперь через судебных приставов опять требует все сразу тринадцать с лишним миллионов.
Понятное дело, на счете партнерства таких денег нет. Да и не предвидится. Дела у него идут сейчас неплохо, санаторий полон отдыхающими. Тут цены ниже, чем во всем Сочи - две «штуки» с носа за сутки, включая трехразовый шведский стол. Но доходы не такие, чтобы враз найти и выложить больше тринадцати миллионов. Что будет дальше - не мне вам, Владимир Владимирович, вчерашнему производственнику, рассказывать. Плохо будет дальше.
И еще один красноречивый момент. То же минимущества до сих пор, хотя на дворе уже конец августа, не подписало с партнерством договор пользования имущественным комплексом санатория на текущий год. Откровенно тянут, хотя представители партнерства обивают пороги чуть ли не каждый день. Такое ощущение, что для министерства партнерство - отрезанный ломоть. И действительно, зачем подписывать договор с тем, кого не считаешь жильцом на этом свете?
Сознательно подводят под банкротство? Очень даже может быть. Ведь не станет партнерства - не станет и субъекта безвозмездных договорных отношений. Никто больше не будет путаться под ногами. Делай тогда с санаторием все, что захочешь.
Во всяком случае, коллектив партнерства уже в этом убежден. Иначе с чего бы это зам главного врача Сергей Панов, «ваш человек в Гаване», то есть поставленный от вашего имени присматривать за ведением дел партнерством, почему его и погоняют финансовым директором, рассказывал, что скоро здесь будет город-сад, что сюда зайдет «Газпром» или «Лукойл» и все перестроит. Нашли инвестора? Похоже, что так. Похоже, планы минимущества времен Гаевского воскрешены и некоммерческому партнерству вместе с его жаждущими дешевого отдыха колхозниками в этих планах опять нет места.
Проект поднимется, а обман останется
Инвестиционные проекты имеют такую особенность: завораживать. Их так красиво расписывают, так живописно и богато иллюстрируют, что поневоле слюнки потекут. Наверняка и проект реконструкции «Ставрополья» не из простых. Энергетические гиганты на мелочах не заморачиваются, если уж берутся за что-то, то след оставляют.
Да я, собственно, не о проекте. Я об обременении. Потому что как бы хорошо ни был реализован проект, останется плохое - обман колхозников. И непорядочный поступок власти по отношению к ним.
Порядочным в этой инвестпроектной суете было бы все же не топить партнерство. И это сегодня очень просто сделать - восстановить рассрочку платежей по задолженности. А еще лучше - отозвать иск и пересмотреть расчет платы за землю, пересчитать ее по нормальным, а не по завышенным коэффициентам. Ведь за 2013 год насчитали 2,5 миллиона рублей в год. Почему же за 2010-2012 годы аж 36 миллионов? С какого такого потолка? Помнить хотя бы, откуда есть пошло наше санаторное богатство в Сочи. А еще - так или иначе закрепить права партнерства на долгосрочное бесплатное пользование в течение 49 лет хотя бы части имущественного комплекса санатория. Того же пляжного корпуса. Есть такой в составе санатория, всего на восемьдесят мест. Реконструировать его хозяйствам как раз будет по силам. А что до богатого инвестора - он такой убыли и не заметит. Для него главная ценность - почти семигектарный земельный участок в главном курортном городе страны. Там будет, где развернуться инвестиционному творчеству.
Что же касается вас лично, Владимир Владимирович, то, рапортуя очередной раз о намолоте семи или там восьми миллионов тонн ставропольского зерна, вы всегда сможете сказать: я сделал все, чтобы авторы этого намолота имели возможность после этой самой трудной молотьбы хорошо отдохнуть. Совесть моя чиста.
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет