Вы здесь

Образование на заказ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Пожалуй, современное образование и профессиональную подготовку молодых кадров сегодня не обсуждает разве что ленивый. Одних не устраивает компетентность специалистов, другие говорят о кадровом голоде, а третьи не знают, как привлечь внимание молодежи к востребованным специальностям. При этом есть и четвертые, которые ежегодно составляют рейтинг популярных и в противовес им востребованных профессий. А пятые в это время подсчитывают процент безработицы. И, наверняка, многим приходилось неоднократно слышать, а то и самим говорить фразу: «А помните, как в советское время», при этом окружающие начинают активно кивать головой. Но, как правило, объяснить, что же было, почему поменялось и как нормализовать обстановку, не может никто.
А тем временем прогнозы относительно показателей безработицы в России начинают настораживать даже федеральных аналитиков рынка труда. Так в 2014 году Минэкономразвития прогнозирует рост количества безработных по отношению к экономически активному населению с 5,8 до 5,9 процента. Однако это только на первый взгляд все выглядит так безобидно. Ведь даже одна десятая процента в масштабах страны - это плюс еще 2 тысячи безработных граждан. А если учесть погрешность при составлении статистических отчетов, то и эта цифра может оказаться весьма скромной.
Впрочем, как только заходишь в бюро трудоустройств, берешь в руки газету или открываешь краевой сайт с вакансиями, сразу возникает вопрос: «откуда безработица?».
Ответить на него попробовал работодатель, заведующий линией по производству натуральных соков. По его мнению, принимать на работу специалиста, не имеющего представления о том, что такое флянец и заново начинать обучение, тратя на это время и деньги, как минимум неэффективно. А для малого бизнеса еще и убыточно. Именно поэтому большинство фирм предпочитают принимать на работу людей с опытом и необходимыми навыками. Но здесь подстерегает еще одна проблема, и заключается она в возрасте персонала. Как только люди, получившие опыт работы еще на советских предприятиях, уйдут на заслуженный отдых, заменить их у станка будет некем. Помните историю с курицей и яйцом? Так вот попробуйте догадаться, что же должно возникнуть первым - место работы или опыт. Хотя не все так печально.
- Изменения, которые коснулись нашей страны, и в частности нашего края, в том числе и экономические, в первую очередь отразились на системе подготовки кадров. В разы сократилось количество бывших ПТУ, за период 90-х деградировала их материально-техническая база. То есть мы практически вполовину по всей стране потеряли среднеспециальные учреждения. Часть из них прошли переквалификацию или на их базе открывались школы и различные курсы допобразования, а часть, не выдержав рыночной конкуренции или не определившись с заказом, просто перестала существовать. Но сейчас эта структура начинает изменяться. Сегодня мы видим, что государство заняло политику по сокращению неэффективных ВУЗов, которые приводят к тому, что студенты по ходу образования начинают переучиваться и получать другие навыки. Ставропольский край, как и вся Россия: реализуются новые образовательные стандарты, которые главным образом нацелены на профессиональную компетенцию выпускаемых кадров. Сегодня мы переживаем этап обновления, этап реальной модернизации, который направлен на одну основную задачу - подготовку высококвалифицированных кадров, которые бы отвечали, в первую очередь, требованиям работодателя, - говорит министр образования Ставропольского края Василий Лямин.
Современная система образования уже сегодня предлагает некоторые компромиссы в решении ряда проблем, связанных с востребованностью кадров. Обучить всех на одинаково высоком уровне - задача, конечно, не выполнимая. Но вот научить нужное число сотрудников тем качествам, которые необходимы данному работодателю, вполне реально. Или, проще говоря, проблему кадров по большому счету предлагается решать рыночным путем.
К примеру, вы заведуете каким-либо производством и вам нужны три менеджера, один слесарь и два токаря. Можно объявить набор, просмотреть пару сотен резюме, но не факт, что даже самый лучший соискатель будет отвечать всем вашим требованиям. А можно по новой системе найти колледж, обучающий данным специальностям, и заказать себе кадры в нужном количестве и с нужными знаниями. Практически, как в ателье: озвучиваете предпочтения, оставляете размеры, пару раз примеряете и - вуаля, костюм сидит как влитой. Сотрудник с первых дней идеально знает ваше производство, умеет работать на ваших станках, обладает необходимыми, на ваш взгляд, знаниями и умениями - в общем, сплошные плюсы. Причем как для работодателя, так для студента, который заведомо вытащил счастливый билет и в любом случае получит работу в заказавшей его компании. И это не сюжет из книги фантастики современного невостребованного автора. По такому пути развития пошли уже несколько обучающих заведений на Кавминводах и в Ставрополе, при этом уже сегодня они могут похвастаться положительными результатами тандема работодатель - учебное заведение. Трудности при таком расчете могут возникнуть только в том случае, если неблагодарный студент решит получить более высокооплачиваемую работу и перейти в другую фирму, которая в свою очередь готовит себе специалистов тем же путем, только в другом колледже. Но как говорят - век живи, век учись.
А вот на кого же сегодня стоит учиться, вопрос не менее занимательный. Не секрет, что далеко не все профессии считаются равнозначно ценными. И как ни странно, среди наиболее популярных, не взирая на проблемы с трудоустройством, год за годом остаются юристы и психологи. Тогда как рабочие профессии так и не находят отклика в сердцах выпускников. Максимум на что согласен сегодняшний школьник - стать инженером, ведь ниже уже якобы не престижно. Тот факт, что во время обучения в ВУЗе, студент, пропуская пары, подрабатывает именно по непрестижным специальностям и в итоге не получает достойного образования, видимо, никого не смущает.
Изучив рынок труда, специалисты федеральных агентств составили список профессий, которые будут наиболее востребованными в 2014 году. Примерно та же картина складывается и на Ставрополье. Пригодится он и тем, кто только планирует поступать в вуз, поскольку некоторые специальности остаются актуальными довольно долгое время, и тем, кто уже получив корочку для статуса, решил получить второй диплом для работы. Так, например, в 2014 году на первом месте также, как и пару лет назад, рабочие специальности: сварщики, токари, мастера по ремонту, электромонтажники и строительные специальности. Второе место на общероссийском уровне занимают врачи. Медики в России пребывают в постоянном дефиците, поэтому рынок труда с радостью готов впитать в себя новых работников, причем, неважно, какой специализации. Третье место отдано инженерам. Толковые специалисты этого профиля тоже всегда нужны. Четвертое место в век глобальной компьютеризации занимают программисты. Ну и, конечно, менеджеры. Или, если перейти на русский разговорный, то потребность в профессиональных продавцах, которые знают что предложить, как это правильно сделать и когда улыбнуться, была всегда. Однако стоит отметить, что речь идет о квалифицированных кадрах, обладающих высоким уровнем знаний. Менее востребованными по итогам прошлого года стали госслужащие, менеджеры по закупкам автомобилей и запчастей, журналисты, научные сотрудники, юристы и экономисты.
Как явствует из выше приведенного рейтинга востребованных профессий, лидирующие позиции по-прежнему занимают рабочие специальности. Однако предпочтения выпускников школ продолжают склоняться в сторону высшего образования. Сегодня на Ставрополье обучаются 117 тысяч студентов ВУЗов и только 43 тысячи получают среднее специальное образование. При этом на рынке труда востребованы 60 процентов рабочих специальностей, 20 процентов специалистов среднего звена и 20 процентов с высшим образованием.
Впрочем, есть и другие трудности. К примеру, приходит заказ из сел на подготовку кадров по растениеводческим специальностям, а вот желающих обучиться этой науке - нет. Да и держать педагогический состав ради двух-трех учеников ни одному учебному заведения не выгодно. Или вот есть рабочие места в сельских амбулаториях, и безработные студенты-медики есть, только встретиться спрос и предложение никак не могут. Зовут студентов-лаборантов на завод, на самые окраины Ставрополья, по ВУЗам руководители ездят, кадров себе разыскивают, на стажировки приглашают и заработок достойный обещают - ан нет. Не едут городские студенты трудиться на бескрайних просторах русского села. Нет перспектив, нет развлечений, нет жилплощади... Поэтому простой реорганизацией системы подготовки кадров проблему современного образования и трудоустройства, конечно, не решить. К тому же, с каждым годом все большее количество предприятий отдает предпочтение механизированному труду, где основной объем работ выполняет машина, для управления которой достаточно держать одного-двух техников. С экономической точки зрения, этот подход, безусловно, правильный. Только вот, куда при таком расчете трудоустроить подрастающее поколение, на увеличение которого направлена государственная политика, не понятно.
Но как бы там ни было, а специальность получать нужно. И руководствоваться при ее выборе большинство специалистов советуют все-таки, исходя, прежде всего, из личных интересов и способностей. Сейчас слишком быстро происходят изменения во всех сферах, и ни одна система образования в мире не успевает отвечать на эти изменения. И для того, чтобы оставаться всегда востребованным профессионалом, придется учиться в течение всей жизни. Но уже на начальном этапе, выбрав любимое дело и получив интересную, конкретно для вас профессию, добиться успеха в любой области будет гораздо легче.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет