Вы здесь

Митрофанушка по-прежнему не хочет учиться

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Не хочу учиться, хочу жениться», «дверь - имя прилагательное», «тришкин кафтан»... Кто не помнит эти бессмертные фразы из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»? Как и персонажей с говорящими фамилиями - Простакова, Скотинин, Правдин... Вот и у меня они сразу всплыли в памяти, как только я увидела расклеенные по городу афиши, оповещающие об очередной премьере в театре драмы.
Признаюсь, что на новый спектакль в наш театр я шла с двояким чувством. С одной стороны, было очень любопытно, ведь в афишах значилось - музыкальная комедия. «Недоросль» и музыкальная комедия? Как это?
С другой стороны - классика. «Недоросль» - пьеса, старая как мир. Свою блистательную комедию, знакомую всем из школьной программы, Денис Фонвизин создал 230 лет назад... Да, она давно стала бессмертной, но можно ли ее оживить, сделать нескучной для современного зрителя? Для молодежи? Оказалось, что можно.
Нужно просто убрать громоздкость и излишнюю нравоучительность, сохранив основной конфликт между невежеством и добродетелью, выбрать жанр комической оперы, которую написал известный бард Юлий Ким в соавторстве с Леонидом Эйдлиным, пригласить известного режиссера, занять в спектакле ведущих актеров и... Вот тогда и получится легкий, веселый, музыкальный спектакль, очень созвучный современности.
«Эту пьесу мы задумали поставить давно. Ведь сегодня, даже спустя столетия, она современна, как никогда. Пороки, которые автор изобличал в российском обществе, до сих пор не потеряли своей актуальности. Создается впечатление, что Фонвизин только пару лет назад написал программное произведение, призванное показать нынешней молодежи те ошибки, которые они могут допустить на пути во взрослую жизнь. Достаточно вспомнить сегодняшнюю ситуацию вокруг ЕГЭ. А кому не знакома ситуация, когда родители своей слепой любовью только портят свое чадо? - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - В общем, задумка была, но как-то все не получалось: то режиссера не могли найти, то актеров на некоторые роли подобрать. Да и чтобы поставить комическую оперу, нужна была уверенность в своих силах. Ведь этот жанр искусства в нашем театре представлен впервые».
Вообще, путь на сцену для пьесы изначально был не прост. Комедию запрещали то в Петербурге, то в Москве. Денису Фонвизину пришлось изрядно постараться и потратить несколько месяцев, чтобы «пробить» постановку. Премьера состоялась в сентябре 1782 года в Санкт-Петербурге. По словам очевидцев, успех был полный, «публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потемкин, говорят, сказал тогда: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».
Наш ставропольский зритель после окончания спектакля кошельки на сцену, естественно, не бросал, но аплодисментов, цветов и криков «браво» актеры получили сполна. И, надо сказать, вполне заслуженно. Как оказалось, две сотни лет, разделяющие пьесу и спектакль, оказались не помехой, а подспорьем для игры ставропольской труппы.
Было видно, что актерам, задействованным в постановке, доставляет удовольствие создавать галерею персонажей, а зрителям - наблюдать за ними и наслаждаться виртуозным воплощением столь знакомых образов. Благодаря этому классический сюжет «Недоросля» с первых минут превращается в занимательную, яркую историю, настоящую комедию, в центре которой - гротеск и сатира. А танцевальные и вокальные номера, поставленные балетмейстером Татьяной Глигор и музыкальным руководителем Евгенией Сафроновой, придают спектаклю динамичность и зрелищность.
Как отмечает Евгений Луганский, театру повезло, что они смогли договориться с режиссером из Минска Михаилом Ковальчиком, который является мастером музыкальных постановок. Тем более что Михаил Станиславович не понаслышке знает ставропольского зрителя: много лет он проработал худруком в Пятигорском театре оперетты, ставил музыкальные спектакли и в Ставропольской филармонии.
Если говорить о сюжете, то и он оказался вполне актуальным. Перед нами помещичья усадьба семейства Простаковых. Здесь все подчинено воле полновластной хозяйки, которая не позволяет вольности не только своим дворовым, но и родным. Единственная радость и отрада материнскому сердцу - любимый сыночек Митрофанушка, для которого ничего и никого не жалко. Живет в имении девушка Софья, которая получила большое наследство от своего дяди Стародума. Поэтому на нее начинается охота. Женихи пытаются добиться расположения девушки любыми способами. Дальше всех зашла мама Митрофана Простакова. Она организовала похищение богатой невесты, чтобы насильно выдать ее замуж за своего сынка. Но настоящий жених Софьи, Милон, предотвратит преступление. Так что, как и положено, справедливость восторжествовала. Ну чем не современные мелодрамы, которые в различных вариациях пачками идут по телевизору.
Стоит отметить, что в спектакле заняты лучшие силы театра - народная артистка РФ Наталья Зубкова (Простакова), заслуженные артисты РФ Борис Щербаков (Простаков), Михаил Новаков (Стародум), Александр Жуков (Скотинин), артисты Дмитрий Ушанев (Митрофанушка), Игорь Барташ (Правдин), Анастасия Шимолина (Софья), Людмила Дюженова (Еремеевна), Евгений Задорожный (Кутейкин), Илья Калинин (Вральман) и другие.
В героях постановки, особенно во второстепенных, много юмора, но мягкого, не злого. В каждом образе создатели спектакля постарались найти что-то привлекательное, человеческое. Чтобы герои из восемнадцатого века не выглядели монументальными и неинтересными.
Главные действующие лица, конечно же, госпожа Простакова вместе со своим сынком Митрофанушкой, чье имя давно уже стало нарицательным.
Любовная интрига, рассуждения на злободневные вопросы отступают перед темой безграничной слепой материнской любви. Да, Простакова - жестокая крепостница, властная супруга, недалекий по уму человек, но прежде всего она - любящая мать. Все, что ни делает она, - все для него, для Митрофанушки. И, когда сын ее прилюдно предает, зрителям становится ее жаль.
Митрофанушка - типичный образец самодовольства, инфантилизма, лени и ограниченности. И все же веришь, что у него есть возможность стать человеком, в отличие от его родственников, - в финале он всерьез собирается идти в солдаты.
Роль Тараса Скотинина - очередная яркая удача заслуженного артиста РФ Александра Жукова. Его Скотинин обладает, как теперь принято говорить, отрицательным обаянием. Безусловно, мерзавец, но ведь глаз не отвести.
«Мой герой - прелюбопытнейший персонаж, этакое воплощение домашнего зла. Свиней он любит больше, чем людей, и этим бесхитростно счастлив. А русская поговорка гласит: «С кем поведешься, от того и наберешься». Вот и Тарас Скотинин любит свиней так, что за какое дело ни примется, обязательно закончит свинством», - говорит Александр.
Свинство господина Скотинина хорошо проявлено не только в характере, но и в манерах. Появляется он на сцене через низкую калитку для скотины, в загоне для свинок подкарауливает Митрофана, втаскивает племянника внутрь деревянной клети и лупит, пока не поспевает Еремеевна. Надо заметить, что, несмотря на всю нелицеприятную натуру этого героя, Скотинин в исполнении Жукова настолько очаровал зрителей, что все его реплики, музыкальные и танцевальные номера неизменно вызывали смех и аплодисменты зала.
«В нашем спектакле нет проходных персонажей, - отмечает Евгений Иванович. - Посмотрите, как прекрасно справились со своими ролями актеры, которые играли положительных персонажей, а ведь положительных героев всегда труднее играть, чем отрицательных. И поэтому пока они не родились в тебе, ты не зажил их жизнью, у тебя ничего не получится. Актеры смогли уйти от схематичности положительных героев».
И у артистов, действительно, получилось. Софья - сентиментальная и мечтательная красавица. Храбр сердцем и неустрашим душой Милон, он полон решительности в своих действиях. Правдин - ироничный, прямолинейный, он предан лишь высшему начальству и своим друзьям. Стародум своими высказываниями о чести и достоинстве, о воспитании и службе Отечеству не вызывает отторжения у зрителя.
«Наш спектакль о многом заставляет задуматься. Но это не пособие по воспитанию. Здесь много музыки, образной пластики, смешных и лиричных шуток. И в результате назидательность пьесы трансформируется на сцене в живую, динамичную, уморительную комедию, построенную на ярких, гротескных образах и характерах, - говорит Евгений Иванович. - Если перевести слово «недоросль» на современный язык, то получится «тинейджер». В зал придут такие же недоросли и, смотря на Митрофана, может быть, посмеются над ним, а может, и над собой. Мы надеемся, что современный зритель, посмотрев спектакль, поймет, что это не устаревшая хрестоматийная пьеса, которую прошли в школе и с удовольствием забыли, а действительно смешная, современная история про нас с вами.
И еще... Если вы не знаете «дверь - какое имя: существительное или прилагательное», достаточно ли для прихотей одного человека всей Сибири, нужно ли учить географию и сколько будет «единожды нуль», приходите на спектакль. И тогда все тайное окажется явным».
Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет