Вы здесь

ФКС: ЛЕКАРСТВО ОТ ОТКАТОВ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

24.04.2013
ФКС: ЛЕКАРСТВО ОТ ОТКАТОВ
Руководитель ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Роман САВИЧЕВ

Россия наконец-то переходит к тому, что уже несколько лет готовилось под рабочим названием «федеральная контрактная система».
В начале апреля президент РФ Владимир Путин подписал Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в силу 1 января 2014 года. Закон придет на смену 94-ФЗ, регламентирующему государственные закупки в России c 2005 года.
Это очень долгожданный закон и он очень долго принимался - в документ за время его рассмотрения было внесено более 800 поправок.
Какие новшества он несет, кого коснется? За разъяснением мы обратились к руководителю ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Роману САВИЧЕВУ.
- Сразу отмечу, что меня обнадеживают утверждения о том, что реализация закона о федеральной контрактной системе позволит значительно сократить коррупцию в сфере госзакупок: мол, если все нормы закона будут выполнены, то откаты станут практически невозможными, - говорит Р. Савичев. - Система госзаказа дополняется важными элементами, среди которых выделяется возможность выбора разных закупочных моделей. Закупки должны осуществляться через конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. И лишь в строго определенных случаях может быть выбран так называемый единственный поставщик. Сегодня очень большой объем госзакупок осуществляется как раз у единственного поставщика, что, по сути, ставит крест на здоровой конкуренции. Кроме того, в отличие от действующего законодательства федеральная контрактная система предусматривает регламентацию вопросов планирования закупок и контроля их эффективности.
Важным для бизнеса является как раз этап планирования госзакупок. Знание о том, что в будущем будут закупать госкомпании, является стимулом к развитию конкретных рынков и оптимизации инвестиционной деятельности. Вместе с тем это не значит, что для поставщиков путь к госзаказу отныне станет прост: среди прочего появятся различные фильтры, позволяющие, например, исключить возможность манипулирования на стадии закупок или отстранить от участия в конкурсах компании, не имеющие компетенции по производству соответствующей продукции.
На мой взгляд, должно положительным образом сказаться на экономике и то, что новый закон содержит блок норм в части предоставления преференций для отечественных производителей. В настоящее время заказчики имеют право ограничивать участие иностранных производителей только по мотивам государственной безопасности. Со следующего года появятся возможности вводить ограничения на закупку импортных товаров и услуг не только из соображений безопасности, но и с целью стимулирования отечественной экономики.
Кстати, контрактную систему не обойдет и масштабно развернувшаяся в стране информатизация. Должна появиться единая информационная система, где указывается информация о планах закупок и об исполнении контрактов, содержится реестр контрактов, заключенных заказчиками, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Принципиально важно, что эта информация будет общедоступной и ее получение не потребует затрат. Потому бизнесу, рассчитывающему работать в сфере госзакупок, на мой взгляд, нужно будет пристально следить за формированием этой информационной системы, чтобы со вступлением нового закона в силу уметь полноценно ею пользоваться. Это возможность не только найти заработок, но и защитить свои права в случае нарушений интересов или некорректного поведения госоргана.
Думаю, что к теме работы федеральной контрактной системы пресса вернется еще не раз, когда закон вступит в силу. И напоследок еще раз скажу, что смысл новой системы, которую сейчас будут внедрять, в том, что регулирование начинает распространяться на все стадии закупок: от запуска самой идеи, ее обоснования - для чего нужна закупка, почему она должна быть именно такой, а не другой и сколько она стоит - до исполнения заказа. Это говорит о том, что закон сложный и требует тонкой настройки, в том числе и с помощью подзаконной нормативной документации. При этом понятно, что принятие прозрачных норм в сфере госзакупок может быть встречено сопротивлением и критикой со стороны лоббистов и чиновников, не заинтересованных в этом процессе. Хочется надеяться, что усилия лоббистских группировок в процессе предстоящего принятия подзаконных нормативных актов в итоге не изменят концепцию закона.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет