Вы здесь

Роман с жизнью

14.08.2013
Роман с жизнью
Наталья МАКАГОНОВА


Он знает значение слова «любить». Он любит свою семью, свою работу, свои роли, свой родной город, велосипед, спорт, сказки, рыбалку, редкие часы одиночества и дружеские застолья... А еще: тополиный пух, звездное небо, ночные прогулки, собак, лето - в общем, все то, что составляет нашу обыденность, на которую многие просто не обращают внимания. Это про таких людей говорят: «У него роман с жизнью».
Сегодня актер Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, заслуженный артист России, любимец женщин Александр Жуков отмечает свой 45-й день рождения.

«Я - из малышевских»
Александр Жуков из разряда тех, кого театралы причисляют к «штучным» представителям актерской профессии: это актер с ярко выраженной индивидуальностью. Его появление на сцене в любой роли - всегда заметно, его игра - всегда изюминка, придающая особый вкус театральным постановкам. А играет он так, что зритель верит, что все его роли созданы именно для него.
Более чем за 20 лет, что Жуков работает на сцене Ставропольского театра драмы, он сыграл и прожил более 40 ролей, почти все - главные. Пабло в «Дикаре», Маурисио в «Деревья умирают стоя», Барановский в «Осенних скрипках», Яков в «Чужом ребенке», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Умберто в «Филумене», Джимми Скот в «Моя жена - лгунья», Франциск I в «Реванше королевы», Паратов в «Бесприданнице», Генрих VIII в «Королевских играх», Вронский в «Анне Карениной», граф Орлов в «Царской охоте», Виктор Черметов в «Одноклассниках», Дон Жуан, Евгений Онегин, шут Балакирев... Практически все созданные им образы полюбились зрителям, проживали долгую сценическую жизнь и до сих пор находят отражение в их сердцах. Сегодня даже представить сложно, что в Ставропольском театре не было бы этого актера. Как отмечает Александр, он никогда и не думал становиться артистом и мог стать кем угодно: фермером, врачом, строителем или военным. Кстати, он и поступал в Калининградское военное училище, даже успешно сдал несколько экзаменов, а потом забрал документы. Видно, кто-то свыше распорядился иначе. Вернувшись домой, он окончил Краевое училище искусств, отслужил в армии и уже работал в парках организатором культурного досуга, когда ему позвонила Алла Евгеньевна Гольская - бывший педагог Саши по актерскому мастерству - и сказала, что у них открывается актерское отделение. Кстати, она и подготовила будущую звезду ставропольской сцены к вступительным экзаменам.
Тогда наш театр пошел на своеобразный эксперимент - набрал курс, руководителями которого стали тогдашний главный режиссер театра Алексей Малышев и народная артистка РФ Наталья Зубкова. На профессиональной сцене Саша дебютировал еще в студенческие годы - педагоги с первого курса стали выводить студийцев на сцену.
«Мне кажется, очень важно, когда курсом руководит главный режиссер, с которым тебе потом работать. Вы притираетесь другу к другу уже в процессе обучения, он знает твои сильные и слабые стороны. Находит к тебе, твоей индивидуальности, подход. И ты знаешь, что ему нужно, какими методами работы он пользуется, чтобы добиться результата, чтобы у тебя получилась роль», - отмечает Жуков.
И, наверное, он прав: уже на следующее утро, после дипломных спектаклей «Такая любовь» и «Дикарь», молодой актер, что называется, проснулся знаменитым.
«Пабло в «Дикаре» - одна из моих самых любимых ролей, - говорит Александр. - Он был мне настолько близок, что казалось, мне и не надо играть, это я сам».
После удачного дебюта роли посыпались на актера как из рога изобилия - одна другой лучше. Молодость в сочетании с талантом, актерским даром и личным обаянием, плюс доверие Алексея Малышева сделали свое дело. На профессиональном поприще за ним прочно закрепилось амплуа героя-любовника, ну а для ставропольских театралов он сразу, раз и навсегда стал любимцем публики.
Конечно же, Александр считает Алексея Александровича своим крестным отцом в профессии, с нежностью называет Папой и с какими-то неповторимыми, щемящими сердце интонациями, в которых сквозит неприкрытая гордость, говорит: «Я - из малышевских».
Именно Малышев подарил Саше возможность сыграть такие судьбы и характеры, о которых другие актеры только мечтают.
«Мне очень нравилась роль Генриха VIII в пьесе Г. Горина «Королевские игры». Этот спектакль не идет на сцене уже лет 8, а мне до сих пор жаль, что его сняли. Мне так интересно было, ведь Генрих VIII - знаменитый английский король - деспотичный, но хороший политик. Романтичный поэт, но в то же время распутник. Философ и дикарь, у которого инстинкты преобладают над разумом. Да и игры королей - такие заманчивые и ужасные, они могут подарить корону или забрать жизнь, - рассказывает Саша. - Интересен мне был и Алексей Орлов в «Царской охоте». Я ждал этот спектакль, я знал, что я там делаю, он мне был понятен. Так же было и с Паратовым в «Бесприданнице», и с Вронским в «Анне Карениной», и с Маурисио в «Деревья умирают стоя». Когда я готовился к этой роли, то даже историю сочинил про этого героя. Я пытался придумать и понять: кем он был до того, как стал директором фирмы, как он жил, что чувствовал...
С такими героями и сам проживаешь какую-то новую жизнь, открываешь что-то неизведанное для себя, но и, конечно, вкладываешь в эти роли свою душу».
Вообще, Жуков - актер разноплановый, ему удаются и комедийные, и романтические (какой он был Дон Жуан! а Онегин!), и драматические образы.
Конечно, больше всего ему удаются роли драматических и романтических героев, которых было немало в его актерской судьбе. Но с таким же мастерством, помноженным на комедийную легкость и озорной юмор, Саша играет в спектаклях менее серьезных жанров. Достаточно вспомнить его Яшу в спектакле «Чужой ребенок». Тогда на актера легла основная комедийная нагрузка. Роль была насыщена юмором, житейской мудростью, грустным оптимизмом и еще бог знает чем неуловимым и непередаваемым. Саша сыграл своего героя как представителя конкретного времени, социального слоя и национальности. Актер умудрился уловить и передать образ так тонко и достоверно, что тогда все сцены с его участием шли под аплодисменты зрителей.
Последние годы Саша стал играть уже не так много.
«По-видимому, стал меньше нужен театру», - замечает актер.
Но все его роли остаются для поклонников театра подарком. Зрители также любят и его кавалера Рипафратта в «Необыкновенных приключениях в отеле Мирандолины», и Виктора Черметова в «Одноклассниках», и Гостя в «Ночи святого Валентина», и Кассио в «Фуршете после премьеры».
Всегда, когда он появляется на сцене, по залу пробегает волна-шепот: «Жуков, Жуков...» И поклонниц у него все так же огромное количество. Просто за 20 лет они тоже повзрослели, перестали оставлять в букетах записки с номерами телефонов, перестали дежурить у служебного входа и около дома, но он по-прежнему для них - любимый актер, «на которого» они ходят в театр.
Сегодня, в день своего рождения, Саша приступает к репетиции роли Арбенина в «Маскараде» М. Лермонтова.
«Если честно, то я немного боюсь, - признается актер. - У меня давно не было таких серьезных и больших работ. Есть такие роли, когда весь спектакль завязан на тебе, без тебя и твоего героя не получится ничего, не будет спектакля. Раньше я не волновался, потому что практически все роли были такие, а сегодня... Но я надеюсь на режиссера Юрия Еремина».
Сашу часто после премьеры некоторое время называют по имени его персонажа. Так было и после «Дикаря», и после «...Онегина», и после «Бесприданницы»... Последний раз я слышала, когда про него говорили: «Смотрите, Чермет» после спектакля «Одноклассники», который уже несколько сезонов с невероятным успехом идет на сцене нашего театра. Вообще, если к актеру обращаются по имени сыгранных героев, значит, он попал в десятку, значит, у него получилось. Поэтому не удивлюсь, если и после «Маскарада» артиста некоторое время будут называть Арбениным.
Вообще, Александр Жуков - это личность, которая сама по себе способна собирать залы. И яркое тому подтверждение - два бенефиса - два личных праздника актера. Для любого артиста бенефис - событие всегда желанное, но не для каждого - случающееся. У Саши оно случилось дважды - очень редкое явление, как и то, что в 41 год он получил звание заслуженного артиста РФ. Он был и остается одним из самых молодых актеров со званием чуть ли не за всю историю нашего театра.
«Я люблю театр, - говорит Саша. - Я больше ничего не умею, да, наверное, и не хочу другой жизни». И театр отвечает ему взаимностью. Он подарил Саше любимую работу, где он нашел себя, стал востребованным и нужным, подарил славу, а еще - встречу с главной любовью в его жизни - актрисой Ириной Баранниковой.
Ирина, Маша, Саша и все-все-все
«Я счастливый человек, - говорит Александр. - У меня есть моя жена Ира и мои дети - Маша и Саша. Иногда я думаю, что я не заслужил такого счастья. Не понимаю, как я мог жить, спать, играть, зная, что меня дома не ждут Маша с очередным вопросом, горящие глазенки Саши и, конечно, Ира? Наверное, это был не я, а какой-то другой Саша».
И все-таки, значит, заслужил! Вместе Ирина и Александр 14 лет, их дочери Маше - 12 лет, сыну Саше - 3 года.
«А ведь я не сразу обратил на Иру внимание, - сам себе удивляется актер. - Ну, пришли студенты и пришли, мне не было до них никакого дела. А потом меня стало заедать, что она никакого внимания на меня не обращает...»
«Да я вообще боялась лишний раз на него взглянуть. Жуков - это уже тогда было имя, звезда, толпы поклонниц... - смеется Ира. - А потом мы сыграли вместе в спектакле «Рюи Блаз» и как-то потянулись друг к другу. Ну а после «Евгения Онегина» мы больше не расставались».
Наверное, потому зритель так тепло и безоговорочно принял этот спектакль. Тогда как-то сразу все поверили в их игру. Недаром не только Сашу называли Онегиным, но и про Ирину до сих пор говорят: «Настоящая Татьяна Ларина». Тогда молодые артисты переживали одни из самых счастливых дней своей жизни.
Это были первые спектакли, где Ира и Саша играли вместе, но далеко не последние. Часто можно слышать, что все свои самые лучшие роли актеры сыграли вместе. Да и, приходя на спектакль, если видишь в программке имя одного, то сразу начинаешь искать другого.
«Он замечательный партнер по сцене, - продолжает Ирина. - Но он не менее замечательный муж и отец - таких еще поискать надо. У него есть немало неоценимых качеств, одно из которых - сказать нужное слово в нужное время. И как-то все сразу становится на свои места, становится ясно и понятно. Я вообще за ним как за каменной стеной, мы хорошо понимаем друг друга, у нас много общего, у нас замечательные дети. Саша скуп на слова, но его поступки говорят сами за себя. Я каждый день чувствую себя любимой и счастливой. Он детям не только папа, но и большой друг. Маша ему первому доверяет свои девичьи секреты, он для нее беспрекословный авторитет. Я думаю, что так происходит еще и потому, что он с ними общается на равных, и с Сашей тоже, хотя ему только три года».
«Когда родилась Маша, я только тогда узнал, что такое настоящий страх. Я стал бояться за нее, что не дай бог с ней что-нибудь случится, - рассказывает Александр. - Она у нас девочка из «советских», из тех, кто читает книжки - Майн Рида, Жюля Верна... Думаю, ей не очень легко будет в жизни. А Саша... Я недавно влюбился в него заново. Мои девчонки уезжали в Одессу, а мы остались вдвоем, очень много времени провели вместе, и я вдруг понял - какой это человек. Да, ему три года, но он просто... слов нет».
Кстати, маленький Саня тоже любит, когда ему читают книжки, что не удивительно. В семье, где все читают запоем, по-другому и быть не могло.
«Для меня читать - как дышать, - говорит Александр. - Во втором классе я упал в люк и повредил спину. Пришлось лежать в постели, делать было нечего, и я стал читать сказки - осетинские, немецкие, русские... Я их до сих пор люблю. Не могу вспомнить такого дня, когда я не прочитал бы хоть страницу. Я даже на рыбалку с собой хоть газету, но беру.
Рыбалка - это одно из Сашиных увлечений, наравне со спортом. Он занимается волейболом, футболом, настольным теннисом, пейнтболом. Как отмечает сам актер, в последнее время результат игры перестал его интересовать. Ему все равно, выиграла его команда или проиграла, ему стал интересен сам процесс.
Он любит Ставрополь и никуда не собирается отсюда уезжать.
«Я ничего никому не хочу доказывать, - говорит Саша. - Когда-то я спросил Иру: если я снимусь в трех сериалах, ты меня что, больше будешь любить? Ответ был отрицательный. Поэтому никуда я не поехал раньше, а теперь тем более не поеду. Мне комфортно в этом городе, здесь моя семья, мои друзья, моя работа».
Он обожает свой велосипед и передвигается по городу исключительно на нем в любое время суток, и зимой и летом. Жуков на велосипеде - это вообще неотъемлемая часть краевого центра, как сквер около театра или Солдат на Крепостной горе. В последнее время вместе с Машей они полюбили поездки по ночному Ставрополю.
Актер как магнитом притягивает к себе людей, у него много друзей, с которыми он дружит долгие годы. В числе его товарищей - представители самых разных профессий и сфер деятельности. Он очень хороший друг, и дружба для него - понятие круглосуточное.
Вообще, когда смотришь на него на сцене, видишь на волейбольной площадке или довольным после удачной игры в пейнтбол, складывается впечатление, что Саша - абсолютно счастливый человек, бесконечно влюбленный в жизнь. Так оно и есть, не зря он сам говорит: «Я счастливчик!», но...
Не бывает артиста без страсти. И не бывает артиста без боли. Ошибочно думать, что люди такого склада, как Александр Жуков, не знают сомнений, разочарований и живут исключительно победами и достижениями. Саша не любит демонстрировать окружающим свои душевные метания, не терпит, чтобы его успокаивали и жалели. Для сокровенных разговоров у артиста есть семья и есть чуткие, понимающие друзья, которым можно доверить и довериться.
Когда в конце встречи я спросила, о чем он мечтает, Саша ответил:
«Я хочу быть нужным. Нужным семье, театру... Ведь когда ты кому-то нужен, у тебя крылья за спиной вырастают, ты стараешься сделать еще больше, еще лучше. А когда ты никому не нужен - это страшно».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет