Вы здесь

БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Александр ЕМЦОВ

Начало в СГВ № 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 2012 г.
Вторая группа врагов была самая опасная для Гаевского. Это силовики. Когда под предыдущим губернатором зашаталось кресло, претендентом на него оказался начальник тогда еще краевой милиции Николай Гончаров. Но то ли потому, что время генералов на посту руководителей субъектов федерации кончилось, то ли по какой другой причине, но с назначением он пролетел. Гаевский оказался удачливее. Генерала торжественно проводили депутатом Федеральной думы, но это было, конечно, не то назначение. Для его сторонников, и прежде всего из силовиков, испачкать и свалить Гаевского, доказать, что центр с назначением ошибся, стало делом чести. Против некоторых самых близких к новому губернатору членов правительства завели или пытались завести уголовные дела. По двум таким делам мне пришлось даже делать статьи, защищать, как это ни покажется странным, людей Гаевского. От полиции, к большому неудовольствию ее начальства. Защищать Бестужего мне никто не предлагал, хотя в окружении Гаевского утверждали, что уголовные дела против него - из того же ряда. Но я и не взялся бы. Я-то знал, что как раз тут силовики копают по делу. Потому, наверное, и не предлагали. Сами, верно, догадывались, что по делу. Парадоксальным образом я имел в критике Бестужего в числе своих союзников силовиков.
Силовики ненавидят Бестужего. Мне это было известно не понаслышке. И дело тут даже не в преданности генералу, бывшему начальнику. Ненавидят в первую очередь потому, что он мешает им довести уголовное дело до конца, мешает делать свою работу. А значит, и получать премии, поощрения. Моральное удовлетворение от работы, наконец. Они от одного разваленного уголовного дела сатанеют, а тут уже два - по Тугулуку и налогам. Не считая тех, что пока в разработке и которым он всячески препятствует. Эта ненависть тем более усилится сейчас, когда из-за спины Бестужего на них пошли жалобы. Что и говорить, очень недальновидный шаг с жалобой Ромась, очень недальновидный.
И третья группа врагов - арашуковцы. Руководитель «Межрегионгаз-Ставрополь» «Газпрома» Рауль Арашуков известен у нас как крупный частный собственник. Его клан владеет промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, крупными земельными участками сельхозназначения, гостиницами, ресторанами, автомойками и прочим. Поговаривали, что он создал изощренную систему перекачки средств из госкомпании в свой бизнес. За счет чего его и развивал. В общественном мнении Арашуков ассоциируется со своим кланом, у которого устойчивая репутация чужого для края. Порой клан действует с вызовом для общественности. О каждом новом приобретении собственности становится широко известно. Оно с помпой обмывается в каком-нибудь ресторане всей компанией Арашукова. При этом газовое хозяйство отличается постоянным ростом тарифов. Люди не без основания считают, что виноват в этом именно клан. Хотя тарифы утверждаются в Москве централизованно, и сам он к их росту прямого отношения не имеет. Арашуков мертво сидел на своем месте уже десять лет. В Интернете писали о нем много плохого, но не наблюдалось даже попыток возбудить в отношении него уголовные дела.
Прежний губернатор Черногоров, поговаривали, имел от Арашукова свой интерес. И тот к нему входил запросто, что называется, ногой дверь открывал. Гаевский же с первых дней дал Арашукову от ворот поворот: мало того что не принял в своем кабинете, но и публично сказал, что никогда не примет. Понятное дело, тот обиду затаил. Но будет ли Арашуков открыто бороться с Гаевским? Вряд ли. Для него главное - не политика. Для него главное - деньги.
Но по большому счету все эти так называемые враги были для Гаевского не опасны. Просто каждая в отдельности группа в политическом отношении слаба. А объединиться они не могут уже хотя бы потому, что являются антиподом одна другой. На судьбу Гаевского, на то, быть или нет ему губернатором, может повлиять только центр. А он может отстранить от должности только в случае серьезных проколов. Или - при крайне низкой популярности в народе.
На снижение популярности и работали враги Гаевского с первых дней его назначения.
Самый сильный удар нанесли, когда разместили в Интернете подлую статью о нем, как убийце егеря. Статью перепечатал «Ставропольский репортер», что не подняло главного редактора Машу Коробко в моих глазах. Грязному сливу не место в приличной газете. Убийство будто бы случилось на охоте и поставило Гаевского в неприятную зависимость от Бестужего. И случилось еще семь лет назад. Гаевский вроде стрелял в кабана, а попал в стоящего на следующем номере егеря. И убил. Бестужий, который тоже был в числе незадачливых охотников, как человек предельно практичный и циничный, сделал все, чтобы патрона выгородить. Грех взял на себя его шофер. Парня осудили, дали три года за убийство по неосторожности. За это Бестужий купил его семье квартиру и вообще хорошо помог материально. Случайно или нет, но в зоне шофер погиб при странных обстоятельствах - на него упало бревно. Получилось, что концы в воду. И статья, и рассказчики этой истории, а таких сейчас навалом, с пеной у рта доказывают ее подлинность тем, что все остальные участники той кровавой охоты оказались сегодня в команде Гаевского. Один - министром, другой заместителем министра, третий руководителем крупного госпредприятия... Все, мол, теперь рядом и никто не оказался обижен ни должностью, ни зарплатой.
Признаться, я этой истории особо не верю. Хотя бы потому, что кадры такого уровня, как губернатор, перед назначением органы просвечивают похлеще, чем рентгеном. И с таким пятном, будь оно на самом деле, никогда бы не пропустили. К тому же история с егерем всплыла только через четыре года после случившегося, тогда, когда Гаевский занял кресло губернатора в Белом доме. Сразу же после убийства никто на него пальцем не показывал. В уголовном деле фигурировал только шофер, Гаевский не проходил даже подозреваемым. Да и вся версия вины Гаевского в указанной выше статье строится только на том, что пыжи из его ружья упали по направлению к убитому. Ничего другого нет. Когда все палят, да еще эти все под градусом, охота ведь (а какая охота на Руси без водки?), - пуля может прилететь откуда угодно. А пыжи... Пыжи может и ветер снести. В конце концов, ответы на такие вопросы должна давать экспертиза, но ссылок на нее не было. Похоже, не проводилась. Ну а то, что участники той охоты сейчас рядом с губернатором... Не будь они сейчас рядом, с таким же успехом говорили бы, что он их разогнал, как нежелательных свидетелей, по дальним углам. Убийство на охоте по неосторожности во все века не такая уж редкая вещь. Подобные случаи еще в романах девятнадцатого века описаны. Да и у нас в крае их можно найти с десяток. Вешать дохлую собаку на Гаевского только потому, что он стал губернатором, - не убедительно. Я уж не говорю о том, что некрасиво и даже подло.
В общем, еще одна история, построенная на небылицах и слухах. Интересная только потому, что в ее центре крупный чиновник. Будь кто попроще - она бы сразу умерла. А может, и не родилась как таковая.
Однако история жила, пересказывалась и даже перекочевала в другие, размещаемые в Интернете, в этой зоне абсолютной безответственности, статьи. Перченые, но с душком.
Кому-то в нашей профессии кажется, что мы должны питаться, или хотя бы подпитываться, слухами. Но такое - вряд ли про журналистов в подлинном смысле этого достойного слова. Слухи - это настоящий антипод того, чем должна заниматься настоящая журналистика. Журналистика - это ведь не литературная работа. И не фантазии, не домыслы. Поиск правды, факта в журналистике - главное. И продажа правды, как это ни странно звучит. Это же наш бизнес. На который мы живем. Не будет правды - перестанут покупать газету. В слухи о первых фигурах во власти никогда не верю, тем более что знаю их природу и источник. В свое время шесть лет проработал во властных коридорах. Природа - зависть, непонимание того, чем занимается первое лицо. Источник - секретарши, водители начальников и всякая другая мелкая челядь в чиновничьем аппарате. Которая мается от безделья и чешет языки. Чтобы поднять свою значимость, быть интересными для окружающих, эти людишки придумывают небылицы про своих боссов буквально на ходу. И шепчут дружкам-подружкам на ушко. А потом молва множит их в геометрической прогрессии и поворачивает в выгодной плоскости. Не исключено, что и миф о губернаторе-убийце родился в среде водителей ВИП-персон. После новости о гибели коллеги в зоне. Такие пострадавшие покойники из убийц сразу превращаются в героев. Ну а политики его подхватили. Им только дай повод.
Но... Мы, журналисты, живем среди слухов. И, куда деваться, должны считаться с ними. Проверять и использовать, если там правда. А если нет - даже опровергать. С другой стороны, бывает и так, что слухи дают хорошую наводку на тему. Ничего абсолютно бесполезного под солнцем нет.
Федор вроде ни к какой группе врагов Гаевского не примыкает. Так, средний бизнесмен, стрижет по-мелкому. За его предложением, скорее всего, желание небольшой группки обиженных застройщиков отомстить. Из тех, кого Бестужий заставляет ходить к нему на поклон, кому мешает спокойно делать бизнес. Если так, то ничего страшного нет.
Сразу же прикинул объем будущей книжки. Благо, что все статьи о Бестужем располагались в компьютере на отдельном файле. Всего статей, которые достойны попасть в книгу, тринадцать. Если добавить две, которые будут в следующем номере, все пятнадцать. Получалась брошюра объемом около ста страниц. Хотят кому-то пощекотать нервы - пусть раскошеливаются. А редакция на этом что-то заработает. Будет на зарплату.
Тут же перезвонил Федору. Назвал сумму. Уже через пять минут ответный звонок:
- Запускай в производство. Надо очень и очень быстро.
Вот так. Видимо, припекло. Вот тебе и тихий незаметный бизнесмен.
Кто же будут те самые «ребята», которых Бестужий «достал» и которые «скинутся»? С шапкой по кругу собирать мятые червонцы Федя, разумеется, не пойдет. Скорее всего, это будет не более пяти-шести человек. Для богатого человека найти несколько тысяч или даже десятков тысяч - не проблема. На благое дело раскошелиться никогда не жалко.
16
Вечером надо было ехать на редакторский междусобойчик.
Эти мероприятия уже имели свою историю и назывались ни много ни мало заседаниями клуба «Дербент». Давным-давно состоялась совместная редакторская вылазка в этот красивый древний город Дагестана, с тех пор и повелось. Собирались, как правило, в каком-нибудь ресторане. Повестки дня никогда у заседаний не было. Просто встречались, говорили о том о сем. И такое личное общение не позволяло скатываться к перебранке на газетных страницах или, там, в эфире. Работа такая, что интересы редакций неизбежно сталкиваются. То война компроматов затевается кем-то на газетных страницах или в эфире, то рекламные бюджеты не поделим. Леонтьеву, успевшую отличиться безудержной поносной критикой в адрес коллег, в клуб не приглашали. Не бывала там по молодости своего редакторского стажа и Коробко. А так собирались в основном все.
Вот и на этот раз собрались все. Был и сюрприз в виде гостя - нового руководителя управления налоговой службы по краю Владимира Воронкова. Василий Балдицын, председатель клуба, - он был избран им, еще когда редактировал «Ставропольскую правду», да так и остался, хотя перешел зампредом правительства края к Гаевскому, - пригласил его для знакомства с коллегами. Молодой, на вид - где-то около сорока. Из местных, до назначения работал руководителем одной из крупных налоговых инспекций в крае. Впечатление произвел неплохое. Тему неуплаты Бестужим налогов я поднимать не стал. Чтобы не загонять гостя в угол. Да и место не то. Ресторан - место для тостов, а не для ГОСТов. В смысле - не для правильных речей. Другие тоже деликатно промолчали. Хотя я так и не понял, с какой это стати нас с ним вдруг так плотно, с тостами и славословием, познакомили.
Когда закончили знакомство и обмен любезностями, распрощались с гостем и вышли на улицу подышать воздухом, разговор с коллегами как-то сполз на Бестужего. На то, что он никак не ведется ни на уголовное дело, ни на критику, держится уверенным бодрячком. И единственной его реакцией на разоблачения стало большее желание появляться на экране. Все признались, что чуть ли не ежедневно пресс-служба администрации звонит и предлагает сделать сюжет или поместить информацию об очередных деяниях своего шефа на благо народа. При этом главу города Колягина, который по рангу вроде и должен пиариться, ведь именно на нем представительские функции, никто в эфир и на газетные страницы не тащит. А вот главу администрации - тянут бульдозером. В результате он как клоун - весь вечер на арене.
- Наверное, все это делается для противовеса, - предположил Миша Цыбулько. - Ведь если верить газете Сан Саныча, его все время сопровождают то уголовные дела, то всяческие жалобы с разборками. Сплошная чернуха. Перебить ее можно только позитивом. Вот пресс-служба разработала такую стратегию и старается.
Редко в какой компании не говорят теперь о Бестужем. Уж чего-чего, а славы ему сейчас не занимать. Вот только какой?
Герострата тоже ведь до сих пор помнят. За то, что храм спалил. Хотя жил, мерзавец, еще в дохристианские времена.
На обложку новой книжки, озаглавленной по названию одной из статей «С петлей на шее», вынесли виселицу с огромным оранжево-желтым котом в петле с сосисками на шее. Так мы иллюстрировали одну из моих статей, рассказывающую о визите Владимира Путина в край. На вопрос ведущей местного канала «РЕН ТВ» Ольги Тимофеевой на пресс-конференции «Что делать с коррупционерами?» премьер сказал: «Вешать надо!», а потом спохватился и добавил, что это не наш метод и следует бороться с ними с помощью правовых механизмов. Но птичка вылетела, мы тогда и поставили на первую полосу газеты эту виселицу с котом, обыграв, что люди восприняли совет Путина буквально и решили потренироваться на коте, только что стырившем в магазине сосиски. В комментарии была масса намеков на главного городского начальника, и читатели все поняли. Во всяком случае, на одной из пресс-конференций депутаты краевой думы говорили об этом прямо, назвав публикацию «хитом сезона».
Станет ли вся эта книжка хитом сезона? Посмотрим. Хорошо уже то, что конкретных адресов для следователей в ней предостаточно. Пусть и они, и народ еще раз освежат их в памяти. На это, видимо, и надеются заказчики тиража.
17
Федор уже на другой день привез акт налоговой проверки Бестужего. Какой же молодец! Наверное, его «одноклассница» оказалась смелее.
Акт насчитывал полсотни страниц и сработан оказался на совесть. Видно было, что делался без права на ошибку. Еще бы, на кого замахнулись! Тут наверняка все лучшие умы налоговиков, все их самые сильные юристы проверяли каждую строчку, каждый аргумент!
Проверялось три года, период до работы Бестужего в администрации города. На том, что по улице Маршала Жукова, 5а, Бестужим продан новодел, и что на доход с него должен быть уплачен налог, не подпадающий под вычет, налоговики зацикливаться не стали. Они нашли свою, более обоснованную причину налогового правонарушения. Кроме того, что Бестужий в тот период был руководителем «Согаза» и еще руководил хозяйством в Тугулуке, он умудрился еще зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Это чтобы подоходный налог с доходов, помимо зарплаты, платить не тринадцать, как все, а всего шесть процентов. Так поступают многие. Но не многие продают недвижимость за 135 миллионов. И это сыграло с ним дурную шутку. Потому что на индивидуального предпринимателя, да еще и сдававшего ранее проданное здание в аренду, правила налогового вычета, будь то новодел или здание, находящееся в собственности более трех лет, не распространяются.
В акте к уже известному факту продажи здания по Жукова, 5а, добавились доходы от сдачи Бестужим в аренду помещений этого же здания до его продажи. Арендной платы набежало почти десять миллионов. И налоги с них, как и с продажи недвижимости, также не были уплачены. То, что продажа состоялась, подтверждалось документами из Госреестра, а что арендная плата вносилась арендаторами - протоколами их допросов и выписками из банков о перечислении платежей. Поскольку доходы ИП Бестужего за год перевалили за пятнадцать миллионов рублей, максимально допустимых для тех, кто на «упрощенке», налоговики пустили его по общей системе налогообложения. Вышло, что наш «герой» не заплатил уже не 15 миллионов, как раньше подозревали следователи и о чем я писал в своей статье, а все 44 миллиона рублей. С пеней, а также с обязательным в таких случаях двадцатипроцентным штрафом вся сумма долга Бестужего государству перевалила за 64 миллиона.
Продолжение в следующем номере.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет