Вы здесь

«МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА», ИЛИ КАНКАН НА СЦЕНЕ ФИЛАРМОНИИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА», ИЛИ КАНКАН НА СЦЕНЕ ФИЛАРМОНИИ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В Государственной Ставропольской краевой филармонии состоялась необычная премьера: впервые на сцену старинного зала вышел новый жанр - мюзикл известного ростовского композитора Игоря Левина «Шарман-канкан, или Заведение для нелегальных танцев».
Это уже второй яркий и мощный музыкально-сценический проект, осуществленный коллективом краевой филармонии. Первый - оперу Рахманинова «Алеко» по пушкинским «Цыганам» - жители и гости краевого центра увидели полтора года назад и были покорены и удивительной по красоте музыкой, и зрелищной постановкой, в которой участвовали симфонический оркестр, камерный хор, вокально-хореографический ансамбль «Слобода» и солисты-вокалисты. Тогда же в зале филармонии была специально сделана и оборудована оркестровая яма. И вот новый спектакль, который, как и первый, поставил на ставропольской сцене главный режиссер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера», заслуженный деятель искусств РФ Михаил Ковальчик. «Жизнь, - сказал Михаил Станиславович на пресс-конференции после премьеры, - заставляет расширять палитру жанров. И с этим смелым проектом, «безумная» идея которого принадлежит директору краевой филармонии Валентине Викторовне Куникиной и в котором приняли участие не только филармонические коллективы и солисты, но и студенты факультета искусств Ставропольского госуниверситета, и краевого колледжа искусств, - ставропольцы справились отлично. Тут еще надо учитывать, что мюзикл создавался в предельно сжатые сроки - за месяц и двадцать дней, но все работали настолько самозабвенно, что спектакль получился ярким и органичным».
Напомним, что самый первый мюзикл - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, инструментальная музыка и, конечно, хореография, - прошел в Нью-Йорке почти полтора столетия назад. Он вобрал в себя лучшие черты таких жанров, как оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск, шоу, варьете и даже цирк с его спецэффектами. Не все тогда, как в США, так и тем более в чопорной Европе восприняли канкан положительно. К примеру, после первого же его исполнения в знаменитом кабаре «Мулен-Руж» так называемая Лига нравственности запретила танец и закрыла кабаре. Но зажигательный, динамичный канкан постепенно завоевал сердца зрителей по всему миру. И хотя мюзикл считается жанром легкой музыки, он вовсе не легок для исполнения, ведь артистам нужно петь, говорить, танцевать, быть пластичными и нарядными. Данный жанр сложен в постановочном отношении и потому дорогой. Об этом говорил и Михаил Ковальчик: «Нет безвыходных ситуаций, есть безвыходные люди. На мой взгляд, в условиях более чем скромного финансирования директор краевой филармонии Валентина Куникина сотворила просто чудо».
Чудеса перевоплощения показывали на сцене краевой филармонии и все артисты, и студенты. И прежде всего исполнители пресловутого канкана - танцоры «Слободы». Как рассказала балетмейстер ансамбля, дипломант международного конкурса Людмила Панина, артистам пришлось полностью поменять в этом спектакле свое амплуа. За последние семь лет, помимо концертных программ, где «Слобода» исполняет разнообразные танцы народов мира, артисты поставили несколько новогодних сказок, освоив театральный танец, который полностью противоположен народным танцам. Много дало им и участие в опере «Алеко». Ну а в нынешнем сложнейшем проекте «Слобода» еще раз показала свой огромнейший хореографический потенциал. Немало сложностей пришлось пережить и музыкантам симфонического оркестра, которые из-за нехватки времени, по словам дирижера-постановщика Андрея Абрамова, день и ночь расписывали партии для инструментов, и сразу же нужно было их разучивать. Конечно, привыкшим к классическим произведениям артистам оркестра сначала было нелегко исполнять совершенно иную музыку с элементами джаза, но мюзикл Игоря Левина настолько хорош, что все это они преодолели.
В «Шарман-канкане» много действующих лиц, причем все они должны не только петь, говорить, но и показать свою пластику, умение танцевать. Главные герои - хозяйка прачечной, а ночью ресторана Мари и бывший прокурор Аристид - молоды, активны, и в этих сложных ролях замечательно показали себя новая солистка филармонии Марина Сивцова и студент факультета искусств Ильяс Батчаев. А солисты филармонии Александр Вечеркин (Мустафа) и Мария Юрьева (Клавдин) раскрылись в совершенно непривычном для себя, да и для зрителей комическом плане. Артисты же камерного хора, которые уже привлекались режиссером для драматических ролей в «Алеко», увлеченно работали в мюзикле и в массовых сценах, и в небольших, но интересных ролях судьи, доктора, секунданта, адвоката, полицейского, официантки. По заверению руководителя хора Александра Островерхова, к насыщенной творческой обстановке, которая царила в эти дни в филармонии, вполне подходят слова известной песни: «Музыка нас связала, тайною нашей стала...»
И, конечно, большой школой спектакль стал для ставропольских студентов. Их участие в мюзикле - одна из важных составляющих в большой просветительской программе, которую ведет краевая филармония. «Мы сегодня воспитываем, - сказала директор филармонии Валентина Куникина, - своего будущего зрителя, даем детям уроки толерантности (например, в композиции «Сказки седого Кавказа»). У нас успешно работают детская и студенческая филармонии, заключены договоры сотрудничества со Ставропольским педагогическим институтом, Ставропольским госуниверситетом, краевым колледжем искусств. Если мы сможем заинтересовать их выпускников работой, хорошей зарплатой, иногородних - общежитием, то творческая смена нам обеспечена». Об этом же говорила ассистент режиссера, завкафедрой факультета искусств СГУ, народная артистка РФ Ольга Мещерякова: «Наше время требует свободы жанров. В этой постановке великолепно сработали все цеха филармонии. Весь коллектив полностью отдавался работе, и наши студенты варились в этом творческом котле. Молодому вокалисту выйти к симфоническому оркестру - это очень непростая задача. И спасибо руководству краевой филармонии, которое дает нашим студентам такую уникальную возможность».
Остается добавить, что репертуар Государственной Ставропольской краевой филармонии, которой в этом году исполняется 110 лет, пополнился ярким, задорным, зрелищным (а какие красивые для артистов костюмы и необычные декорации создал художник-постановщик Леонид Черный) спектаклем, ставшим уже заметным явлением в культурной жизни краевого центра.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет