Вы здесь

Преступность с детским лицом

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Преступность с детским лицом
Елена ЧУРЮДА

Дети - цветы нашей жизни. Расхожая фраза, применимая к благополучному ребенку. Но если этот «цветок» нарушает закон, то для общества он больше не ребенок. Законодательство дало ему другое имя - несовершеннолетний преступник.
Последнее время на Ставрополье участились преступления, совершенные подростками. Общественности известны лишь два резонансных случая, просочившиеся в прессу, в которых несовершеннолетним придется ответить перед законом за убийство родных им людей. На фоне таких страшных преступлений мелкие кражи, грабежи, разбои как-то незаметны. К тому же они настолько вошли в привычное сознание обывателя, что уже не считаются нашумевшими криминальными историями, а, между прочим, по данным управления по делам несовершеннолетних ГУ МВД РФ по СК, за шесть месяцев этого года детьми Ставропольского края и с их участием совершено 738 преступлений. Кража - самый распространенный вид детских правонарушений (за полгода их произошло 454), за ними идут грабежи (95). Замыкают тройку лидеров угоны автомобилей (31). Надо отметить, что детская преступность выросла, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 10 процентов, что, конечно же, не может не тревожить, и составила 6 процентов от общего числа криминала.
Так, в конце апреля в г. Ставрополе совершеннолетний гражданин вместе с 17-летним подростком через незапертую дверь тайно проник в домовладение, откуда забрал лежавший на виду сотовый телефон и деньги в сумме 300 рублей, а в Буденновском районе 17-летний молодой человек украл с пастбища овцу, тем самым причинив ущерб владельцу на 3000 рублей. Но бывают ситуации, когда нарушают закон подростки из вполне благополучных семей. Например, 15-летний житель г. Кисловодска с территории автомойки станицы Ессентукской угнал автомобиль, принадлежащий сотруднику полиции, а двое 16-летних жителя краевого центра на спор сняли с сушилки, расположенной между первым и вторым этажом дома №8 по
ул. Буйнакского, два велосипеда. В таких случаях, казалось бы, зачем они идут на преступление, когда у них и так все есть?
«Откуда все это?» - вопрошают многие. Первое, что ответят вам сотрудники УВД, которые занимаются трудными подростками: в этом виноваты родители и неправильное воспитание. Конечно, не обходится и без влияния окружающей среды.
- Как только в обществе, в стране возникает какая-то нестабильность, все сразу же отражается на детях. Например, когда у родителей возникают проблемы, их дети становятся заложниками ситуации: на них срывают свои отрицательные эмоции, им не дают денег на карманные расходы. А ведь вокруг столько соблазнов, им все хочется попробовать. К тому же свое дело делают и жестокие компьютерные игры, телевидение. Вот и получается, что многие идут на преступления или вымещают злость на других людях.
В детстве мы все любили мультфильмы. Гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи для ребенка - реальность, и он верит, что все как в жизни по ту сторону голубого экрана. И если советские мультики учили дружбе, самостоятельности, хозяйственности (например, «Каникулы в Простоквашино»), любви к родителям («Мама для мамонтенка»), обретению семьи, любимого человека, друга («Золушка», «Чебурашка»), любви к животным («Доктор Айболит»), то в по-следние годы мультфильмы приближены к реальной жизни, где те же проблемы (деньги, борьба за власть, преступления). Некоторые мультфильмы достаточно реалистично воссоздают непосредственные отношения между детьми и взрослыми. И тут, безусловно, стоит задуматься о том, насколько адекватно детям показывают те или иные стороны жизни, насколько допустима демонстрация насилия. «Существует мнение, что детская психика не выдерживает показ большого количества взрослых проблем в мультфильмах» - утверждают психологи.
Кроме того, родители должны проявить повышенное внимание к играм детей, ведь именно в них скрыты глубинные процессы, определяющие становление и развитие личности ребенка. Как только в игре начинает проявляться жестокость, отрешенность от реальности в такой степени, что ребенок не может разграничить вымысел и истину, требуется незамедлительное вмешательство взрослых, которым необходимо, во-первых, узнать, какого персонажа копирует ребенок и почему. Во-вторых, поинтересоваться, что привлекает ребенка в данном мультфильме или компьютерной игре. В третьих, объяснить ребенку, что дружбы со сверстниками, хороших оценок, поощрения родителей, красивых или желанных игрушек при плохом поведении добиться невозможно.
- Немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения играют средства массовой информации, - считает секретарь комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Ставропольского края Светлана Алферова. - Я не понимаю, зачем показывать или детально расписывать факты изнасилования и жестокого обращения с детьми. Это нормальные граждане воспримут информацию в правильном контексте, вынесут нужные уроки. Но телевизор смотрят и читают газеты люди с психическими отклонениями, а также несовершеннолетние, у которых еще не сформировалось собственное мировоззрение, поэтому они считают, что поступать подобным образом в порядке вещей. Думаю, что больше надо говорить не о преступлении, а о наказании, которое понесет человек за такое зверство.
Природа не дала человеку при рождении всех необходимых форм поведения, поэтому он овладевает ими на протяжении всей жизни. А поскольку в настоящее время ценностные ориентиры размыты и получение острых ощущений уже немыслимо без унижения и причинения физической боли другому человеку, в итоге мы получим потенциальных преступников. «Сильный - всегда прав», «украсть проще, чем заработать», «за обиды надо платить» - на таких «истинах», приобретающих в устах старших товарищей еще более извращенное значение, к сожалению, формируется молодое сознание.
Судебная практика показывает, что подавляющее большинство осужденных подростков за те или иные преступления совершали их впервые. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которые уже ранее направлялись в спецшколы, освобождались от отбывания наказания и вновь совершали преступления.
Выходит, оступившиеся в детстве и прошедшие «криминальную школу» в местах лишения свободы, где правила для сломленной детской психики кажутся вполне справедливыми и оттого усваиваются предельно легко, через несколько лет станут частью преступного мира?
Однако, как показывает та же статистика, на Ставрополье количество преступлений, совершенных ранее судимыми подростками, сократилось на десять процентов (со 146-ти до 131-го). В крае есть воспитательная колония для несовершеннолетних преступников, которая расположена в г. Георгиевске, где на сегодняшний день находится 64 подростка. Сотрудники колонии стараются не только перевоспитать ребят, но и вернуть их к нормальной жизни.
По словам психолога учреждения Ольги Скибитской, многие ребята, попадая в места лишения свободы, имеют опыт пребывания в специализированных закрытых учреждениях, в центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей либо в детских домах и приютах. Жизнь вне дома для них знакома и привычна, и, оказываясь в воспитательной колонии, острого стресса они не испытывают. К тому же до вынесения и вступления в законную силу приговора дети проводят от 2-х до 6-ти месяцев в следственных изоляторах.
- При прибытии в воспитательную колонию с подростками проводится целенаправленная и всесторонняя работа по обеспечению их успешной адаптации к новым условиям, - рассказывает О. Скибитская. - Изучается их прошлый образ жизни, социальные связи, характер взаимоотношений с другими осужденными, выявляются проблемы, проводятся медицинские обследования, психодиагностика, разъяснительная работа по социально-правовым вопросам отбывания наказания, психокоррекционные мероприятия. Одним из наиболее ярких тому подтверждений является судьба несовершеннолетнего Петрова, который дважды освобождался из нашего учреждения. Петров из многодетной семьи, в которой шесть детей. Родители развелись, когда мальчику было 9 лет. Мать лишена родительских прав, а отец привлечен к уголовной ответственности за убийство. Кстати, в свое время он также отбывал наказание в нашей колонии. Брат судим за кражу. С 2003 года мальчик не жил дома, четыре раза находился в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). С августа 2008 года - в детском доме. Но в условиях жестко регламентированного режима воспитательной колонии, надзора со стороны сотрудников его поведение стало стабильным, контролируемым. Режим содержания он не нарушал, посещал школу, ПУ, работал в столовой. Склонность к употреблению психотропных веществ не проявлялась. То есть складывается такое впечатление, что в местах изоляции от общества подросток научился нормально жить. А на свободе слишком много соблазнов, меньше контроля, нет поддержки семьи, социализация нарушена, нет положительного опыта жизни в человеческих условиях, и результат, к сожалению, печальный - очередная судимость.
На самом деле масштабность и серьезность ситуации осложняется тем, что необходимость срочного принятия мер назрела давно, но, что конкретно делать, не знает никто. Определенной статистики, отражающей реальное количество детей, обитающих на улице, нет. Разные ведомства приводят разные цифры и предлагают свои варианты решения. Полиция борется с детской преступностью, минздрав - с наркоманией и целым букетом болезней, являющихся неотъемлемыми спутниками уличной жизни, минтруда - с безнадзорностью, минобр - с безграмотностью.
Каждый, несомненно, решает вопросы, касающиеся беспризорности, но почему-то никто не вспоминает, что ребенок - это, в первую очередь, личность, глубоко несчастное существо, имеющее все основания обидеться на общество. При этом необходимо начать работу со взрослых, чьи дети уже оказались на улице, или имеется высокий шанс развития событий по такому сценарию. Начать необходимо с семьи, она должна стать носителем и проводником великой русской культуры и нравственности. Также необходимо что-то менять в сфере наказания несовершеннолетних преступников, их нельзя помещать надолго в тюрьмы или колонии, с ними должны работать психологи и ювенальные служащие.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет