Вы здесь

НАПИШИ ЗАКОН САМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НАПИШИ ЗАКОН САМ
Ольга ТЫШЛЯР

В декабре на всеобщее обсуждение был вынесен новый проект закона «Об образовании». Его первая редакция была выставлена в Интернете и редактировалась представителями различных министерств, депутатами, ректорами вузов. Сейчас на сайте «Законопроект 2010» представлена новая, сокращеннная и уже доработанная версия законопроекта.
Что вызвало необходимость реформы ясно всем, система образования, сохраненная еще с советских времен, перестала отвечать требованиям современного общества. В итоге мы имеем переизбыток одних специалистов и острую нехватку других. Те, кто все же устроился по специальности, вынуждены уже в ходе работы переучиваться, потому что преподают у нас в вузах и техникумах часто далекие от практики вещи. О кризисе школьного образования и говорить не приходится.
Кроме таких заметных факторов, есть еще и ряд бюрократических несоответствий, которые также способствовали началу обсуждения реформы. Дело в том, что на сегодня существует множество документов, регулирующих образовательную сферу. Два из них - основные: это законы «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года. Сколько же принято различных актов и приказов, точно сказать никто не может. Что интересно, они иногда даже входят в противоречие с новым законотворчеством. Так, например, в старом законе «Об образовании» предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг для педагогов, проживающих в селе, а в сфере ЖКХ они уже отменены. Поэтому на преподавателей, ссылающихся на закон, руководители коммунальных предприятий подают в суд и выигрывают дела. Их тоже можно понять, ведь государство не компенсирует им потребление услуг учителями. Чтобы свести воедино все нормы, сделать их современными и предложили на суд граждан проект нового закона.
Обсуждение в Интернете идет активно и очень эмоциально. Мы решили выяснить, что же больше всего волнует людей, какие поправки они предлагают. Прежде всего отметим, что к выходу второй редакции в законопроект добавили непрописанную сначала возможность домашнего дошкольного образования, мотивировав это почему-то необходимостью сохранения традиций воспитания, а не острой нехваткой мест в детских садах.
Новая версия оставляет много вопросов. Так, большое количество людей, принявших учатие в обсуждении проекта, отмечают, что не указаны размеры стипендий, пособий, выплат учителям на учебно-методическую литературу. А надо бы жестко привязать их к минимальной оплате труда, а не оставлять на усмотрение властей на местах, тем более, что во многих регионах денег остро не хватает.
Не менее животрепещущим оказался вопрос о мерах дисциплинарного воздействия на детей - нарушителей порядка. Предлагается детям старше 14 лет выносить выговор, а с 15 лет даже отчислять, но при условии, что ребенок освоил общеобразовательную программу. Соответственно, против детей, мешающих ведению уроков, никаких мер у педагогов так и не появится. Участвующие же в обсуждении предлагают отчислять ребенка или переводить его в коррекционное заведение уже с девяти лет, ведь дисциплинарная - это даже не административная ответственность. «Нужно проработать часть закона, касающуюся малолетних правонарушителей, которые зачастую превращают жизнь учеников и учителей в ад без всяких для себя последствий», - такими призывами полон сайт «Законопроект 2010».
Граждане предлагают законотворцам узаконить пятидневную рабочую неделю для учителей, закрепить возможность привлечения к труду детей в рамках учебного процесса. Иначе придется брать письменное разрешение родителей, чтобы попросить ребенка стереть с доски. Многие поддерживают необходимость введения в школах бесплатного питания для всех детей, а не только льготников, но этого, к сожалению, законом не предусмотрено.
Самый неоднозначный пункт проекта касается поборов в школах. Закон четко прописывает, что педагогам учебного заведения запрещается брать деньги за дополнительные занятия с детьми, обучающимися здесь же. При этом на стадии общественного обсуждения самой необходимости реформы образования предлагалось узаконить именно дополнительные занятия в школе, которые, естествено, проходят за отдельную плату. Мнения родителей по этому вопросу однозначны: лучше заниматься со «своим» учителем, который знает требования конкретной программы и научит тому, что нужно. Опять-таки ребенку и ходить далеко не придется. Естественно, такое «дополнительное» образование лучшим образом сказывается на успеваемости ребенка по предмету. Поэтому, даже заперещенное законом, вряд ли оно прекратит свое существование.
Еще одна немаловажная особенность нового закона, которая действительно изменит процесс обучения, - это законодательное закрепление зачетно-модульной системы образования. Введена она будет прежде всего в среднем и высшем образовании. На сегодня в Ставропольском крае уже существуют профессиональные учебные заведения, в плане эксперимента работающие по новой системе.
Что же означает зачетная единица, или кредит? В законе сказано, что это унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающихся, которая включает все виды учебной деятельности. Если честно, не очень ясно.
Сейчас зачетно-модульная система образования уже прописана в стандартах третьего поколения для вузов и, более того, принята Министерством образования РФ. То есть следующее поколение абитуриентов будет поступать на обучение уже по новой программе. Как объяснил нам профессор одного из ставропольских вузов, зачетные единицы, которые предусматриваются новым стандартом, обозначают объем материала, который необходимо усвоить. Один кредит будет равен 30-36 часам. За каждую дисциплину, предусматриваемую федеральным стандартом (то есть преподающуюся не по выбору вуза или учащегося), студент сможет получить 4-6 зачетных единиц. За год учебная нагрузка составит шестьдесят кредитов.
Поскольку стандарт третьего поколения уже принят, независимо от нового закона «Об образовании», он будет внедряться в практику. Его положительный момент - соответствие западной системе образования. Нашим студентам будет теперь легче выезжать на обучение по обмену за рубеж.
Судя по отклику, который вызвал новый проект закона, образование - та область, которая волнует сегодня многих. Широкое обсуждение в Интернете, возможно, единственный способ донести свою позицию до властей предержащих, реально повлиять на то как и чему будет учиться ваш ребенок.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет