Вы здесь

МОЛОЧНЫЕ ПОРОГИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

МОЛОЧНЫЕ ПОРОГИ
Нина ЕВТУШЕНКО

Кто живет на селе, тот знает, как это приятно - с удовольствием выпить утром кружку парного молока! В этот момент в тебя как будто входят живительные силы, которые потом поддерживают организм целый день. Слава Богу, буренки на ставропольских подворьях еще не перевелись, так что дети всегда могут отведать вкусный и полезный напиток. Ведь сегодня на Ставрополье основное количество молока - 80 процентов производится именно в личных подсобных хозяйствах.
А что же наши колхозы, СПК и СХП - неужели на них приходится только пятая часть молочной индустрии? На заседании правительства края, где стоял вопрос о развитии отрасли, министр сельского хозяйства Александр Манаков привел явно «ностальгическую» цифру: два десятилетия назад в крае производилось более миллиона тонн молока в год. Александр Васильевич не дал никакого комментария по поводу того, необходимо ли нам было такое количество продукции или нет. Но, если вспомним, тогда очень большую роль играл его величество «вал», открывавший путь к разного рода поощрениям.
Хотя Краснодарский край и сейчас выдает в год 1,4 миллиона тонн молока. Но там настолько развита переработка и так напористо ведется рыночное продвижение продукции, что нам с ними соперничать не по силам. Не сходящую с телевизионных рекламных роликов «Кубанскую буренку», наверное, знают даже на Северном полюсе. Но это уже вопрос из другой «оперы»...
Что касается Ставрополья, то у нас в прошлом году было получено 624 тысячи тонн молока. Если в 1990 году на каждого жителя его приходилось 438 кг, то сейчас почти вдвое меньше - 230 при медицинской норме 392 кг. Но даже с такими результатами край в прошлом году вошел в число 20 российских субъектов - основных производителей молока и занял среди них 14 место. А в ЮФО он фигурировал на почетном третьем месте после Краснодарского края и Ростовской области.
Хотя средний надой на одну буренку у нас, ну, очень скромный - 4888 кг. Надо сказать, что краснодарцы, занявшие в округе первое место, опередили наш край на 500 кг. Правда, есть и у нас рекордсмены - в Красногвардейском районе от коровы надаивают более 6500 кг, а в ООО «Привольное» - 8370.
Отрасль дала серьезный сбой в начале 90-х годов - не вписалась в рыночные отношения. Реализация молока и мяса резко сократилась. Стремясь снизить затраты, хозяйства пустили под нож десятки тысяч коров. Поскольку животноводство приносило одни убытки, от него большинство руководителей пыталось избавиться. Сегодня в крае лишь 14 процентов сельхозпредприятий занимается производством молока. Только в 21 муниципальном районе сохранились МТФ с буренками. В десятках хозяйств вообще не стало коров как вида, дети могут их узреть только на собственных подворьях.
Куда ни шло, если бы это были восточные районы, но как понять, что животных не стало в Грачевском районе? Что в десятки раз уменьшилась их численность в Георгиевском и Кировском районах? Ведь в скором времени здесь не будет своей продукции, чтобы кормить детей и стариков - почти все молоко завозное.
Главы администраций Грачевского и Кировского муниципальных районов Владимир Кухарев и Владимир Лукинов на заседании ПСК рассказали о принимаемых мерах, но вряд ли они удовлетворили членов правительства.
А министр сельского хозяйства А. Манаков, говоря о нежелании руководителей многих СПК заниматься животноводством, сослался на такой факт. Представители израильской фирмы, решившие создать у нас молочную ферму, побывали в шести районах и нигде не встретили понимания, интерес к их идее проявили только новоалександровцы.
Конечно, не все так просто. Любой председатель СХП в условиях рынка будет развивать те направления, которые приносят прибыль, а не убытки. А ставропольские МТФ давно технически устарели, не обеспечивают ни количество, ни качество продукции. Необходима модернизация, новые технологии, а все это требует больших финансовых вложений. Хозяйствам такие затраты не по карману. В крае ведется строительство и реконструкция животноводческих помещений, в ряде районов создаются мегафермы. Но меры государственной поддержки, как отмечалось на заседании ПСК, явно недостаточны. А найти иностранных инвесторов - дело не простое.
Есть и другой резерв - создание семейных ферм, которые уже появились в ряде российских регионов (существует специальный пилотный проект). Особенно преуспела Ульяновская область, там даже возникла очередь из семей, желающих работать на новых или реконструированных мини-фермах. Дайте им 100-150 буренок, и у них будет все: и корма, и порядок, и молоко высокого качества, а главное - ни один рубль не пропадет.
В нашем крае такой формой уже заинтересовалась семья из 19 человек, проживающая в Труновском районе. А задача ставится - иметь такие фермы в каждом районе.
Может, это и правильно. Сколько у нас было понастроено крупных комплексов, которые теперь превратились в руины и сохранились как памятники нашей бесхозяйственности? А когда коллектив небольшой, да еще связан родственными отношениями - ему легче добиться результатов и выплыть в «рыночном море».
Но одним из больных вопросов, безусловно, остается низкая закупочная цена на молоко, она делает СПК и колхозы убыточными. Говоря об этом, министр А. Манаков выделил два момента. Во-первых, опять же, нужна господдержка сельхозпроизводителей, и министерство будет на ней настаивать. Дескать, когда в 2008 году такие меры были предусмотрены, в отрасли сразу стало заметно оживление - на МТФ началось строительство, велся ремонт помещений...
Так-то оно так, но, если почитать розданную участникам заседания ПСК пояснительную записку, кстати, подписанную самим министром, то печальная получается картина. Из бюджета края на поддержку производства молока в виде субвенций в прошлом году было выделено почти 132 миллиона рублей. Это вдвое больше, чем годом раньше. А уровень рентабельности составил ... минус 7,6 процента. Выходит, деньги ушли в песок?
Во-вторых, надо снижать себестоимость молока за счет кормов. Нормы уменьшить на 20-30 процентов, но давать животным не бросовые, а качественные корма. Сегодня доходит до абсурда: стоимость кормовой единицы подскочила до шести рублей. В ней что, черная икра «заложена», вопрошает министр.
Вероятно, ему лучше знать, из чего складывается цена... Но, скорее всего, здесь срабатывает традиционный подход к отрасли: раз животноводство убыточно - за счет этого все можно списать. При таком отношении трудно будет вывести отрасль из прорыва.
Однако проводивший заседание первый зампред ПСК Юрий Белый выразился очень определенно: молоко - это тот продукт, который всегда должен быть в достатке на столах жителей края.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет