Вы здесь

ОБЛОМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОБЛОМ
Александр ЕМЦОВ
В недавней статье «Полгода совсем в никуда?» я задал мэру Ставрополя
Н. Пальцеву вопрос: «Да и не пора ли городской власти рассказать обо всех обстоятельствах смутного «троллейбусного дела»? Кто и почему троллейбусный парк продал, какую выгоду поимел или хотел поиметь, какую понес за это ответственность?».
На него последовала совсем неожиданная реакция одного из читателей: «А что вы спрашиваете? Тут не вопросы нужны, а ответы. Сами бы журналисты давно раскопали и рассказали».
По большому счету, читатель прав. Выполняю его просьбу. Тем более, что это сделать нетрудно: аппарат администрации города не сопротивлялся и предоставил все необходимые документы. Только криминала не ждите. Все намного проще, глупее, а потому и страшнее. Потому что уж лучше бы воровали, да хорошо управляли. Это если откровенно, без дураков.
ВСЕ ЗАВЕРЧЕНО ДО ПАЛЬЦЕВА
Еще в 2006 году Ставропольское муниципальное унитарное троллейбусное предприятие (СМУТП) накопило огромные, свыше шестидесяти четырех миллионов рублей, долги. В результате суд начал рассматривать заявление о признании предприятия банкротом.
В возможность неожиданного банкротства муниципального предприятия, тем более транспортного, от которого зависит жизнь города, поверить невозможно. Иначе что же это за власть, которая не видит, что происходит у нее под носом? С другой стороны, если даже такое и случилось, городская казна всегда в состоянии долги погасить. Не так уж они и велики по сравнению с массой бюджета. Но - не увидела, не погасила. Что позволяет подозревать ее в намеренном доведении до банкротства.
Увеличивают эти подозрения последующие действия назначенного судом внешнего управляющего А. Жиденко. СМУТП - это не контора по заготовке рогов и копыт, где только стол и стул, да еще директор по отсидке. Это, прежде всего, солидная материальная база: производственные помещения, склады, тяговые подстанции, линии контактной подвески. Сами троллейбусы, наконец. Все то, чем можно было расплатиться с кредиторами. Можно было, наконец, рассчитаться с ними другим, менее важным для города имуществом. Или даже деньгами напрямую из казны - с согласия депутатов, разумеется. В конце концов, можно было продать предприятие с публичных торгов более эффективному собственнику на определенных условиях, например, с запретом перепрофилирования. Но из девяти возможных вариантов, которые предусматривает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» для оздоровления предприятия в ходе внешнего наблюдения, внешний управляющий, с согласия кредиторов и городской власти, выбрал самый экзотический, крайне редко применяемый на практике. А именно - размещение дополнительных обыкновенных акций с последующим замещением активов должника.
КАК СЛЕПИЛИ ДВОЙНИКА И ПОТЕРЯЛИ МИЛЛИАРДЫ
Стоп, скажет внимательный читатель. Муниципальное предприятие по закону не вправе выпускать акции. Это дело - акционерных обществ. И будет абсолютно прав. А СМУТП акции и не выпускало. Выпустило их ...ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие». Да, да, в городе вдруг появился двойник троллейбусного парка. Его учредило само СМУТП, и учредитель ОАО в лице внешнего управляющего Жиденко назначил самого себя, любимого, А. Жиденко, генеральным директором ОАО. Адрес регистрации - тот же самый, что и у СМУТП: Ставрополь, ул. Доваторцев, 30. И имущество то же самое - все те же производственные помещения, склады, тяговые подстанции, линии контактной подвески, сами троллейбусы, наконец, - всего около двухсот объектов на сумму 99 миллионов 321 тысячу рублей. Их внешний управляющий Жиденко передал самому себе - директору ОАО Жиденко по актам от 1 января 2008 года. Его же внес в уставный капитал ОАО. И под этот уставный капитал выпускает акции обыкновенные бездокументарные копейка в копейку на ту же сумму - 99 миллионов 321 тысячу рублей.
Может быть, кому-то проделки Жиденко покажутся верхом хозяйственной изобретательности, но, по-моему, тут самая настоящая афера. Инициированная городской властью. Ведь делает это Жиденко не самостоятельно, а вооружившись решением Ставропольской городской думы от 24 октября 2007 года №160. Там черным по белому написано: «Внести муниципальное имущество, закрепленное за СМУТП на праве хозяйственного ведения, в уставный капитал создаваемого ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие». Сделала это дума в соответствии с планом внешнего управления СМУТП и на основании обращения главы города Д.Кузьмина. Подписано решение, кроме Кузьмина, тогдашним председателем думы В.Заярным.
Вопрос первый - то ли к бывшим депутатам и главе, то ли к нынешним, а может, к кому-то еще: а почему именно 99 миллионов 321 тысяча? На основании какой оценки такая цифра? Нет ответа, потому что нет акта перекрестной независимой оценки. Объект ведь по-своему штучный, и не мешало бы ее провести. Вопрос второй: почему в сделке ни слова о земле? Ведь СМУТП занимает фактически в центре города ни много ни мало 7,5 гектара земли. Рыночная цена ее - два миллиона рублей за одну сотку. Умножим. Что получим? Ого, больше миллиарда рублей! Почему было не выставить на продажу с землей? То есть, почему накануне всей этой сверхудачной для покупателя операции не передать участок в хозяйственное ведение СМУТП? И уже с ним проводить и оценку, и акционирование? Ведь по закону земля эта все равно уйдет из городской казны: покупатель муниципальной собственности автоматически становится и хозяином участка, на котором она расположена. В эти 7,5 гектара не входит земля под тяговыми подстанциями, павильонами на конечных остановках троллейбусов. Это еще на миллиард. Вопросы, вопросы....
А теперь убеждайте меня, что все это не было расписано, как по нотам, еще задолго до подачи заявления о признании СМУТП банкротом.
ИСПОРЧЕННАЯ ОБЕДНЯ
Дальше на сцене на короткое время появляется некое ООО «Ставлайн». Именно оно побеждает 27 февраля 2008 года на аукционе по продаже указанных акций (не знаю как вы, читатели, а я что-то широкого объявления подобного аукциона не помню - но это так, к слову). 11 марта его директор С.Бабич подписывает с Жиденко договор купли-продажи акций. А уже 13 марта - дополнительное соглашение о том, что «право собственности на ценные бумаги переходит к ООО «Ставропольторг».
Самое удивительное, во всяком случае, для меня, происходит дальше: новый собственник добросовестно оплачивает всю стоимость акций. На расчетный счет СМУТП поступает 99 миллионов 400 тысяч рублей.
Выходит, не только не приобрели, а потеряли на сделке 79 тысяч рублей. Прямо китайский бизнес. Но если впереди маячат миллиарды, можно какими-то 79 тысячами и пожертвовать. Но почему же от куша так легко отказался «Ставлайн»? Не знаю как у читателей, а у меня в ходе анализа обширной документации возникло ощущение, что у кого-то разрушилась сложная, многоходовая комбинация и все срочно возвращают назад. Что вышел банальный облом. Я здесь только высказываю предположение, и не больше. За «Ставлайном», поговаривают, стоит небезызвестный Джамал, депутат федеральной Думы Д. Гасанов. Эта уверенность основывается на датах - все действо совпало по времени с разгоном городской верхушки, а также на его умении скупать за бесценок перспективные объекты - тот же кинотеатр «Экран» в центре города, сейчас это его недострой, тот же бывший ресторан «Горка», те же сельхозпредприятия по краю.... Так вот, когда городскую администрацию разогнали, перспективы с получением земли померкли. Ведь была явная опасность попасть, как руководство города, под горячую руку уголовного преследования. Уж Гасанов, вхожий в московские круги, не без участия которых разгоняли команду Д. Кузьмина, этого не мог не понимать. Тогда и начали неуклюже отыгрывать назад.
Полученными деньгами СМУТП полностью закрывает кредиторскую задолженность. И новую, образовавшуюся за период нахождения предприятия на внешнем управлении. Хотя не совсем понятно, откуда у СМУТП набежали несколько десятков миллионов новых убытков. Ведь весь хозяйственный оборот шел уже по другому предприятию. 17 июля арбитражный суд, ввиду полного удовлетворения требований кредиторов, прекращает производство по делу о банкротстве СМУТП. Таким образом, оно остается в реестре юридических лиц.
Потом руководство «Ставропольторга», понявшее, очевидно, что тут ничего не светит, и кроме головной боли троллейбусное предприятие ничего не даст, начнет продавливать через прежнее краевое правительство идею его покупки краевой казной. Предложение «спасти» таким образом троллейбусное предприятие выносится на краевую Думу. Его горячо поддерживал прежний губернатор края А. Черногоров. Депутаты выступили против, и губернатор, ввиду прекращения полномочий, додавить до конца не успел.
ПЕРЕХОДЯЩАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
Напомним, что Пальцев приходит на город именно в июле прошлого года. То есть именно ему теперь приходится разрешать проблему с нахождением на одной территории двух предприятий - СМУТП и ОАО, да и вообще - развязывать весь этот муниципально-акционерно-троллейбусный узел. Он вроде начинает разрешать. Хотя и очень робко. Во-первых, заключает соглашение о намерениях выкупить у «Ставропольторга» пакет акций ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие». Под это краевое правительство даже выделяет сто миллионов рублей. А во-вторых, отменяет постановление главы 2008 года о ликвидации СМУТП и принимает документ о его реорганизации путем присоединения к нему еще одного муниципального предприятия - СТО «Ветеран». Это чтобы у СМУТП хоть что-то из собственности появилось. А то кроме печати ничего не осталось.
Я говорю «робко», потому что сейчас нужны пожарные методы решения проблемы. Надо незамедлительно переводить парк троллейбусов и имущество из ОАО назад в СМУТП. И вырабатывать механизм компенсации убытков. Потому что новое предприятие - ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие», как и предшественник, оказалось в самом критическом финансовом положении. За считанные месяцы ввалилось в долговую яму. И грозит повторить путь «отца», попасть под процедуру банкротства. По итогам прошлого года оно «наработало» 35 миллионов рублей убытка. Да еще девять миллионов - за первый квартал этого года. Убытки эти в перспективе закрыть будет очень трудно. Уже упоминаемые правительственные 100 миллионов пришлось пустить на закупку новых автобусов. Реакция довольных горожан показала, что это было правильное решение.
Виной всему - чрезмерно «прожорливый», устаревший подвижной состав. С одной стороны, наши морально устаревшие троллейбусы расходуют слишком много электроэнергии, а с другой - их оборудование не позволяет реально контролировать ее расход. Вкупе со значительным ростом тарифов на электроэнергию это загоняет электротранспорт в угол. Расходы на электроэнергию составляют чуть ли не половину всех затрат.
Воскресшее СМУТП же, поскольку освободилось от бремени расходов, сегодня имеет положительное сальдо - само должно 219 тысяч, а ему должны полтора миллиона. К тому же имущества имеет на 3 миллиона 184 тысячи рублей.
Сейчас к идее выкупа акций вроде бы вернулись, но на других условиях. План администрации предусматривает, прежде всего, освобождение ОАО от долгов за электроэнергию путем заключения договоров переуступки прав требования. Их возьмут на себя городские энергетики, которым, в свою очередь, компенсируют их путем передачи бесхозных электролиний. Таких в городе, оказывается, немало. Перед тем, правда, их нужно решениями судов признать собственностью города. И самое главное, процесс будет венчать подача искового заявления о признании сделки по выпуску акций ничтожной. В случае успеха предусматривается
погашение задолженности перед «Ставропольторгом» городским имуществом. Причем возвращать предполагается имущества всего на 60 миллионов, поскольку ОАО уже имеет долгов на сорок с лишним миллионов, и они перейдут на СМУТП, то есть городу. И вроде руководство «Ставропольторга» на эти условия согласно. Оно, кстати, не так давно отозвало из суда исковое заявление о понуждении администрации к регистрации имущества СМУТП за ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие». Да, да, хотя имущество и перешло в новое предприятие, перерегистрация его за новым собственником так и не проведена. И уже, видимо, не будет проведена.
Как тут не сказать: одно бестолковое, если не хуже, управленческое решение порождает столько тяжелых последствий, что их приходится преодолевать десятком других.
ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
Но главное для нас, горожан, разумеется, не в том, сколько будет троллейбусных предприятий и как они станут называться. Да и как будут погашаться долги - нам не очень интересно. Сами наломали дров - сами и расхлебывайте. Преемственность власти - не пустой звук. Главное - чтобы троллейбусы ходили. Чтобы этот сравнительно дешевый, экологически чистый, привычный для нас транспорт в полном объеме вернулся на городские улицы и не только не исчезал, а развивался вслед за городом.
Специалисты говорят, что мало вернуться к прежней организационно-правовой форме управления, мало навести порядок с собственностью. Нужно еще и сделать предприятие жизнеспособным. А для этого необходимо заменить подвижной состав, то есть купить новые, современные троллейбусы. Новые модели сегодня и более экономичны, и, что самое важное, оборудованы каждый счетчиком потребляемой энергии. То есть показатели расхода считываются не на входе на тяговую подстанцию, а в каждой машине. Все вместе это дает экономию до половины сегодняшнего потребления. К тому же - имеют устройство автономного хода, то есть в случае обесточивания на аккумуляторах, а не с тягачом, могут вернуться в парк. Все это открывает, опять же, только по расчетам, возможности рентабельной работы предприятия.
То есть покупкой новых машин можно повторить тот эффект, который дали новые автобусы, которых сейчас в городе уже полсотни. Именно на их базе за полгода возрождено еще вчера дышавшее на ладан муниципальное автобусное предприятие. Сегодня оно рентабельно именно по причине экономичной работы подвижного состава.
Даже при относительной дешевизне новые троллейбусы - это десятки и десятки миллионов рублей. Каждый стоит шесть миллионов, чтобы получить эффект, надо хотя бы десяток. Итого шестьдесят миллионов. Кто их даст? Кроме краевой казны - некому. Пойдет ли на это губернатор края? В нынешней финансовой ситуации - еще вопрос. Впрочем, ему пока такой просьбы не поступало. Да и вообще, такое ощущение, что троллейбусный вопрос ребром пока никто не ставит. А пора бы. Ведь каждый месяц - это, напомню, девять миллионов рублей убытков.
Как бы там ни было, а городская власть, похоже, только в начале долгого пути возрождения городского троллейбуса. Будем надеяться, что она пройдет его до конца.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет