Вы здесь

Ставропольцы - на политехнической выставке

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Ставропольцы - на политехнической выставке

30 мая (12 июня) 1872 года в Москве открылась первая в России политехническая выставка, на основе которой был создан Политехнический музей, насчитывающий ныне более 40 тысяч экспонатов.

О том, как принимали участие в выставке наши земляки в те далекие годы, поведало дело «Циркуляры ставропольского губернатора о предоставлении изделий на политехническую выставку в г. Москву», хранящееся в Государственном архиве Ставропольского края.
23 декабря 1870 года на имя ставропольского губернатора Г.К. Властова пришло письмо: «Ваше Превосходительство Милостивый Государь Георгий Константинович, Императорское Общество Любителей Естествознания, Антропологии, Этнографии приступило к устройству состоящей под председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича политехнической выставки, открытие которой с Высочайшего Государя Императора соизволения должно произойти в Москве в 1872 году ко дню празднования двухсотлетнего юбилея рождения Императора Петра Великого».
В письме определялась цель выставки: «...ознакомить публику со всеми приложениями естественных и технических наук к практике, промышленности и потребностям обыденной жизни, что является задачей чрезвычайно важной в народно-образовательном отношении».
Предполагалось представить «коллекции местных произведений природы и продуктов, от них получаемых, с показанием самих способов их производства и обработки».
В заключение письма, упомянув о внимании и энергичном содействии, оказанном ставропольским губернатором при устройстве Всероссийской этнографической выставки 1867 года, Общество обратилось с просьбой об оказании помощи в организации нового начинания.
С интересом знакомишься с приложенной к посланию брошюрой, где более подробно раскрываются цели и задачи предстоящей выставки. Говоря о необходимости технологического образования в промышленности, которому призвана способствовать политехническая выставка, авторы брошюры привели весьма поучительный анекдот из времен Петра Великого.
Неугомонный император задумал завести в своем громадном царстве фабрики и заводы и, чтобы скорее привести в исполнение свою благую мысль, пригласил разных немцев все организовать и научить рабочих и крестьян. Фабрики устроились живо, и русские мужики принялись за дело. Хозяева не нахвалятся русскими фабричными, работа кипит на славу, из русских пахарей вышли такие мастера, что среди немцев еще поискать таких. Государь, слыша похвалы русским, призывает к себе то одного, то другого и спрашивает: «А что, сможешь ты сам содержать фабрику, денег я дам, только возьмись за дело». Но от всех, кого призывал государь, слышит одно: «Работать мы знаем, немцам не уступим, да начать не умеем, начала хозяева нам не показывают». Наконец, явился к государю один русский мастер и говорит: «Царь-государь, я могу вести фабрику, я выучился начинать». «Как же ты выучился, - спрашивает государь, - хозяин, что ли, смиловался над тобою и показал, как начинать?» Мастер на это ответил: «Нет, батюшка государь, наш немец не смилуется, да я сам подсмотрел, проковырял дыру в его комнату и подглядел, как он, запершись, начинает дело, и теперь сам умею начать». Царь, разумеется, похвалил догадливого мастера и дал ему средства открыть свою фабрику, которая вышла на славу, и догадливый мастер сделался большим богачом...
Автор брошюры, изданной 135 лет назад, делает вывод, что этот анекдот до сей поры верно изображает нашу промышленность, «где начинать мы не умеем без иностранных руководителей, изредка разве кто подсмотрит в дыру, да, разумеется, путем и не досмотрит». Может, и сегодня из этого анекдота следует извлечь урок: самим учиться «начинать» и меньше оглядываться на иностранцев.
Но вернемся к 1870 году. Для того, чтобы предметы, заслуживающие быть выставленными, не имели случайного характера и представляли бы действительную картину местных промыслов и производительности, наблюдение за выбором экспонатов для выставки было возложено на Ставропольский губернский статистический комитет. Ему же поручалось описание представленных образцов и подготовка статистических данных о размерах того или иного промысла.
Из программ по различным отделам выставки приоритет был отдан сельскохозяйственной, как так промышленность в губернии только начинала развиваться. На места направили циркуляры губернатора, в которых предлагалось «волостным и сельским правлениям в виду важности для них самих, чтобы вся Империя ознакомилась с местными производствами края, собрать и представить образцы хлебов, маслянистых, красильных, прядильных и других растений, которые и доставить мне около половины октября1871 года, в прочных ящиках для отсылки в Москву».
Листая архивное дело, узнаем, что в сборе материалов для выставки приняли участие жители сел Михайловского, Надеждинского, Татарского, Старомарьевского, Новогригорьевского, Бешпагирского, Обильненского, Солдато-Александровского и др. Были представлены культивируемые в губернии рожь, ячмень, овес, просо, лен, конопля, гречиха, горох, фасоль, кукуруза и образцы почв, на которых они произрастают; продукты переработки: льняное и конопляное масло, солод, холст, сукна, овчины; предметы быта: ковры, посуда, изделия из металла, гончарного производства, вязаные вещи.
Приставства кочующих народов, входящих в губернию, прислали продукцию овцеводства и образцы национальной посуды – калмыцкую чашу для жареного мяса /«табук»/, сосуд для чая, нечто вроде самовара /«донджик»/, сосуд для водки /«арке-кедык бортога»/.
Известному на Ставрополье зоологу Николаю Яковлевичу Диннику, в те годы члену-корреспонденту Ставропольского статистического комитета, было поручено составить гербарий флоры и коллекцию фауны окрестностей г. Ставрополя и района Минеральных Вод; собрать образцы почв и подпочв Ставропольского и Пятигорского уездов; коллекцию горных пород из района г. Пятигорска; изготовить эскиз хутора, как характерный образец местных степных построек. За короткий срок Н.Я. Диннику удалось создать коллекции из 215 минералов, 128 насекомых.
По просьбе губернатора учитель Ставропольской классической гимназии В. Миловидов предоставил для выставки собранный во время летних экскурсий гербарий из 300 растений, произрастающих в Ставропольском уезде, и коллекцию из 75 штук яиц сорока семи местных видов птиц.
Инспектору Ставропольской мужской гимназии А. Лилову было поручено объявить учащимся о подготовке работ для выставки в Москве, что встретило живейший отклик. Учениками гимназии были изготовлены столярные изделия, чертежи машин, карты. Среди работ гимназистов обращает на себя внимание Евангелие в бархатном переплете, изготовленное учеником 3-го класса К. Хетагуровым, впоследствии известным осетинским поэтом и просветителем.
В мастерской гимназии были также переплетены несколько томов изданий Ставропольского статистического комитета, которые отправлялись на выставку.
Имеющимся в губернии фотографам предлагалось представить «виды замечательных памятников и местностей». С этой целью были привлечены ставропольцы Волков, Нагарничевский, Гюль-Эмир.
К участию в выставке были приглашены и купцы, промышленники. Купец 2-й гильдии М. Месинев прислал десять фунтов солода, производимого на принадлежавшем ему пивоваренном заводе в г. Ставрополе. Купец 1-й гильдии Ф. Стасенков – продукцию своей фабрики: табак, папиросы, сигары. Кирпич, черепицу, кафельную плитку отправил заводчик И. Крутинский, который за хорошее качество выпускаемых изделий будет награжден серебряной медалью выставки.
Ознакомившись с делом, в котором на 256 страницах отражена вся подготовительная работа к политехнической выставке в г. Москве, можно сказать, что в далеком 1872 году наши земляки «не ударили в грязь лицом».
24 февраля 1872 года ставропольский губернатор Г.К. Властов получил благодарственное письмо от комитета по устройству выставки, возглавляемого князем Голицыным, с извещением о том, что все экспонаты доставлены.
Впрочем, не обошлось и без недоразумений. Но это уже со стороны организаторов выставки. А дело вот в чем. За участие в выставке крестьянин села Новогригорьевского Пятигорского уезда Ставропольской губернии Михаил Горькавый был награжден похвальным листом и бронзовой медалью «за распространение правильной размотки шелка на Кавказе». Но оказалось, что награжденный о шелке и понятия не имеет, а посылал лен и пеньку. Новый же метод размотки шелка изобрела крестьянка Новогригорьевской волости Татьяна Сосунова. Завязалась переписка, которую венчал благополучный конец. В письме из Москвы от 20 ноября 1874 года читаем: «Имею честь препроводить диплом за политехническую выставку на имя крестьянки Татьяны Сосуновой, вместо написанного на имя крестьянина Горькавого. Вместе с сим считаю нужным сообщить, что сама медаль может быть выдана по получении следуемых в уплату за нее двух рублей серебром. Секретарь Общества Н. Зенгер».

Е. ГРОМОВА,
ведущий археограф Государственного архива Ставропольского края.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет