Вы здесь

ВодоКАНАЛЬИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Под всероссийский шумок о введении 100-процентной оплаты коммунальных услуг, краевое правительство увеличило тарифы на техническую воду для изобильненцев на 365 процентов.
Беспринципное постановление
Поначалу казалось, что над изобильненцами в начале года просто неудачно пошутили: шутка ли, предложили тарифы на техническую воду увеличить в три с лишним раза!
Однако оказалось, что все на полном серьезе. Самым ответственным документом - Постановлением правительства края «О тарифах на услуги систем водоснабжения и канализации» от 26 января с.г. тарифы на техническую воду в Изобильненском районе увеличены с 3,6 до 13,17 рубля за один кубометр.
Подчеркиваю, в три с лишним раза. Подчеркиваю, на техническую, то есть не питьевую воду. Питьевой в станицах Староизобильной и Рождественской, селах Птичьем, Найденовском, Московском - а к ним фактически и относится это постановление, в остальных населенных пунктах вода питьевая и там другие расценки, - попросту нет. В кранах вода только техническая. Ее и пьют, ею и огороды поливают. Если раньше средний сельский двор платил за воду где-то до сотни рублей в месяц, то теперь будет выкладывать чуть ли не четыреста. Платежи за воду одним росчерком чиновничьего пера сразу стали вторыми после газа - за него выходит по восемьсот рублей. Так то газ, его же из далекой Тюмени качают, понятно, почему дорогой. Но вода? Она же местная, из вырытого самими же сельчанами каптажа течет или из соседнего канала! Для сравнения, в Ставрополе питьевая вода, доставляемая, а точнее, поднимаемая на высоту почти двести метров насосами из неблизкого Сенгилеевского водохранилища, стоит меньше - 10,59 рубля за кубометр.
Без всякого смущения правительство рекомендовало органам местного самоуправления утвердить эти тарифы. Такой порядок: если местное самоуправление утвердит их ниже, чем краевая власть, то обязано компенсировать разницу водоснабжающему предприятию.
Разумеется, лишних денег у сельской власти никогда не водилось. И она стала перед непростым выбором. Не утверждать тарифы - значит, взять на себя непомерные расходы и фактически разорить небогатый поселенческий бюджет. Утверждать - разорить своих и без того бедных жителей, а в худшем случае - спровоцировать их на акции протеста.
10 февраля в адрес губернатора края А. Черногорова ушло кричащее обращение, подписанное главой администрации Изобильненского муниципального района П. Яковлевым и главами советов и администраций муниципальных образований указанных выше населенных пунктов. Они утверждали, что принятие тарифа экономически необосновано и не может быть утверждено, и просили пересмотреть постановление правительства края.
Ответ хотя и заставил себя долго ждать, но все же пришел. 15 марта заместитель председателя правительства министр А. Орешков подтвердил позицию правительства: «увеличение тарифов экономически обосновано» потому, что ... «тарифы не пересматривались с 2001 года»! (Где Ваша логика, господин министр! Ну так и просится из школьного учебника: «Подъезжая к Таганрогу, у меня слетела шляпа!» - А. Е.). И далее: «Обращаю внимание, что вместо разъяснительной работы среди населения о том, что увеличение тарифов компенсируется субсидиями и в бюджете Ставропольского края заложены необходимые средства для предоставления гражданам льгот и субсидий, в Изобильненском районе нагнетается обстановка...»
О субсидиях мы еще скажем ниже, а сейчас вернем шар Орешкову - отошлем его к документу, который он-то в силу своего служебного положения был обязан прочитать. К Постановлению правительства РФ «Об основах ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства». В нем, между прочим, написано, что основными принципами установления цен и тарифов являются: а) баланс экономических интересов обеих заинтересованных сторон: организаций, оказывающих коммунальные услуги, и потребителей, а также: б) открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения, в) доступность услуг для потребителей и г) защита их прав. А теперь вдумаемся, какой же баланс интересов, когда водоканальцы буквально грабят население? Какая же открытость информации и порядка утверждения цен, когда даже для районной власти они свалились как снег на голову? Какая же доступность услуг для потребителей, когда их цена почти в четыре раза выросла и составляет чуть ли не треть от прожиточного минимума? Таким образом, краевое постановление не соответствует федеральному в главном - в принципах, мы имеем дело в буквальном смысле слова с беспринципным постановлением краевого правительства... Странно, что его несоответствие федеральному закону не заметила краевая прокуратура.

Зарплата у сантехника - как у министра
Теперь об экономической обоснованности новых тарифов, о которой говорит министр. Постановление российского правительства действительно указывает метод экономической обоснованности расходов как главный метод установления цен и тарифов. Тут же написано, что основанием для установления новых цен является изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов организации. Поскольку в нашем случае цены выросли на 365 процентов, надо полагать, расходы выросли на столько же? Но этого не может быть, потому что не может быть никогда: за три года с 2001-го, когда последний раз пересматривались цены, инфляция даже по оценке пессимистов не перевалила за 50 процентов. Откуда же тогда рост?
Может быть, построены сооружения очистки, и качество подорожавшей воды изменилось? Нет, она как была техническая, так и осталась и является практически постоянной угрозой массовых кишечных инфекций. Вероятно, в последние три года по водохозяйству указанных сел были проведены какие-нибудь заметные ремонтные работы? Ничего подобного. Сельскую тишину давно уже не тревожит рев водоканальских экскаваторов. В лучшем случае чистились каптажи. Ни водоводы не менялись, ни разводящая сеть, ни очистные сооружения не строились. А потому нет и роста затрат. Откуда же удорожание себестоимости?
Наконец, почему всех под одну гребенку? Населенные пункты довольно разные, разные в них и условия водоснабжения, и затраты на доставку воды. Если Московское, Найденовское и Рождественская питаются из каптажей, то Птичье - из оросительного канала, Староизобильное - из водовода. Почему же цена для всех одна?
Удивительно, но узнать себестоимость ее доставки до каждого населенного пункта оказалось проблемой. Руководитель местного участка крайводоканала В. Баркалов, от которого, по большому счету, «ноги» в этой истории с повышением растут, молчал, как разведчик: «Это коммерческая тайна». На мою просьбу предоставить в соответствии с законом о СМИ такую информацию Баркалов ответил, что данными не располагает: «Подготовьте письменный запрос...» Прямо скажем, странная неинформированность директора. Или явное намерение заволокитить ответ? На запрос замглавы администрации Изобильненского муниципального района С. Ионкова он все же дал ответ, но такой, который вызвал еще больше вопросов. Себестоимость технической воды в Рождественской, где она идет самотеком из каптажа, оказалась 13,27 рубля за кубометр, а в Староизобильной, где три станции подъема воды, - 12,54 рубля. Из чего сложилась такая чудная себестоимость - опять не сказано.
В то же время даже та небольшая информация, которая имеется в распоряжении авторов письма губернатору, говорит о явно нескромных аппетитах изобильненских водоканальцев и искуственном завышении затрат. Ну, например, средний размер зарплаты по участку составляет 12144 рубля в месяц - такие данные предоставила налоговая инспекция. Не слабо? Для сведения, чуть ли не такая же зарплата - у министра Орешкова. По краю, если кто не знает, средняя зарплата чуть больше трех с половиной тысяч, в Изобильненском районе - и того меньше. Получается, жируют за счет сельчан?
Изобильненцы попытались найти ответ на интересующий вопрос в крайводоканале. Тщетно. Тарифы экономически обоснованы - повторил его генеральный директор Н. Хадзакос. И ни слова - чем же они обоснованы.
Тогда изобильненцы предложили создать рабочую группу по проверке обоснованности тарифов. Хадзакос и это отмел. Мало того, нисколько не церемонясь, написал в своем последнем ответе на запрос главы Изобильненского муниципального района А. Чурикова: «Согласно п.4 131-го Федерального закона вопросы, связанные с водоснабжением, являются вопросами местного значения для органов самоуправления поселений... Создание рабочей группы выходит за пределы Ваших полномочий и полномочий совета Изобильненского муниципального района». Формально это вроде и так, хотя в другом месте этого же закона написано явно противоположное. Эта явная двусмысленность закона будет, видимо, устраняться - на то он и эксперимент. Но кто уж точно не обозначен 131-м законом среди ответственных за организацию местного водоснабжения, так это краевое правительство и структуры типа крайводоканала. Это еще раз дает основание предложить краевой прокуратуре проверить вышеуказанное постановление краевого правительства о повышении цен на воду на соответствие его федеральному законодательству.
Но пока постановление действует. И сомнения в экономическом обосновании повышения цен остаются. Если в целом крайводоканал работает прибыльно - а это, как видно из заключения Комитета Ставропольского края по ценам, действительно так, то четырехкратное увеличение тарифов на техническую воду можно объяснить только желанием получать сверхприбыли. Действительно, почему бы под всероссийский шум о переходе на стопроцентную оплату коммунальных услуг и не взвинтить цены? Наши граждане все проглотят.
Это удивительно, но утвержденные тарифы прошли экономический и финансовый аудит в Комитете Ставропольского края по ценам. Да, комитетчики «проявили принципиальность» - снизили представленные крайводоканалом затраты почти на два миллиона рублей. Утвержденные правительством тарифы - уже с учетом этого исключения, иначе они были бы еще выше. Зарплату, кстати, комитетчики не урезали - по их заключению, она соответствует отраслевому тарифному соглашению. Ну и ну!
- Другого выхода просто нет, - сказал председатель комитета Г. Колягин. - Если бы правительство края утвердило тарифы ниже экономически обоснованных, то обязано было бы по закону возместить разницу хозяйствующему субъекту - крайводоканалу. Таких денег в бюджете нет. Они заложены в статье «Предоставление субсидий населению на возмещение коммунальных затрат».
Помните, эта же ссылка прозвучала и в ответе министра Орешкова? Он еще там обвинял районную власть в нагнетании политической обстановки и недостаточной разъяснительной работе. Может быть, все действительно так просто. Дорогая в селе вода? Ничего, пишем заявления и получаем субсидии на компенсацию. Может еще и лучше станет. Увы. Очередная сказка про белого бычка...

К медали «За получение субсидии» представляются...
Чтобы получить субсидию на возмещение коммунальных затрат, жителю надо сначала написать заявление на имя главы муниципального поселения. Тот, проверив, ходатайствует в отдел субсидий муниципального района. Там затребуют кучу справок - из БТИ, о зарплате всех членов семьи, об имуществе. При этом, если у вас в семье автомобиль, хоть «Запорожец», не говоря уже о тракторе, или о втором доме, квартире в городе, субсидии вам не видать. Если у вас в семье хотя бы один безработный - тоже... О том, что вам предстоит побегать за дюжиной справок несколько недель, а то и месяцев, я уже и не заикаюсь. Надо ли говорить, что по этим критериям по меньшей мере половина сельчан субсидии не получит даже теоретически. Без машины на селе нельзя - бегает даже последний железный хлам на колесах. Отказываться от нее ради двухсот-трехсот рублей? Да больше потеряешь. Безработица высокая - на то оно и село, чуть ли не в каждом втором доме безработный. Не говоря уже о том, что ходить за субсидиями - это унижение. И не всякий с ним согласится. Одним словом, куда ни кинь, везде клин.
И не случайно как в районе, так и в целом по краю, коммунальными субсидиями в прошлом году воспользовались всего несколько процентов населения. При том, что за чертой бедности у нас 40 процентов. Да и тем, говорят, впору медаль выдавать - «За получение субсидии».
Как это у нас водится, переложила власть все свои проблемы на головы граждан, предложила формальный выход в виде субсидий и успокоилась. Будет ли работать - никто даже не задумался.
Правительство края давно кичится тем, что у нас действует единая тарифная система на коммунальные услуги. Как великое свое достижение оно подавало возрождение расформированных в ходе приватизации краевых коммунальных структур, в том числе - крайводоканала. Логика развития реформ в стране показывает, что это был тупиковый путь. Мы в очередной раз не угадали, куда пойдет страна. Как мы уже говорили, 131-м Федеральным законом организация водоснабжения поселений отнесена к вопросам местного значения поселений. Закон приговорил крайводоканал фактически к расформированию. По духу закона, в каждом селе или станице должно действовать свое водоснабжающее предприятие, не велика, в конце концов, сложность - трубы в землю закопать. К этому, очевидно, изобильненцы в скором времени и придут - жизнь заставит. А точнее - жители. Уже сейчас понятно, что народ не сможет платить за воду по новым ценам. И раньше в районе населением оплачивалось всего 69 процентов счетов, теперь и подавно.

Кому - слезы, кому - бизнес
Но уже очевидно, что будут на этом пути сюрпризы. Самый первый и очевидный - кое-кто в крае поворот в русло 131-го закона попытается превратить в бизнес. В своем ответе главе Староизобильненского сельсовета С. Коту генеральный директор крайводоканала Н. Хадзакос предлагает органу местного самоуправления, в случае несогласия с тарифами, взять на баланс села системы технического водоснабжения. Но при этом, как бы между прочим, добавляет автор письма, «будет передаваться сумма кредиторской задолженности» и стоимость оборудования, приобретенного по договору лизинга, - всего на 851 тысячу рублей.
- В свое время забрали даром, а теперь хотят впарить за хорошие деньги,- возмущается Станислав Владимирович. - Хотя это пустое. Несерьезно все. Понимают, что у нас таких денег в принципе не бывает. Потому и предлагают.
- Все это лукавство, - считает и глава администрации Изобильненского муниципального района П. Яковлев. - Предлагают, зная, что без специализированного предприятия станица не сможет прожить. Там три станции подъема воды. Почему-то селу Московскому, где вода идет самотеком и где никаких особых затрат не надо, не предлагают.
У администрации есть идея создать свое районное многоотраслевое муниципальное предприятие со специализированными участками, в том числе водоснабжения и канализации. Это согласуется и со 131-ым законом. Пойдет ли на это краевое правительство? Сейчас усиленно прокачивается в общественном мнении идея приватизации краевых коммунальных служб. Если отбросить все красивости, которые употребляют для ее обоснования авторы, в том числе и Н. Хадзакос, то смысл ее в следующем. За хорошие деньги продать то, что в свое время взяли в районах бесплатно, и что в исторической ретроспективе, те же каптажи, строилось колхозами, совхозами, а зачастую и на общественных началах дедами и отцами живущих сегодня изобильненцев. Понятно, что в бюджеты муниципальных поселений вырученные деньги никогда не вернутся. Понятно, что меньше всего при этом думают о главном - будет ли в населенных пунктах нормальная дешевая вода.
Нет, не шуты писали то постановление краевого правительства. Плуты...

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет