Вы здесь

Где взять деньги?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Где взять деньги?

Денежный вопрос - самый наболевший для многих российских семей. Приходится его решать и краевой власти. Как наполнить краевой бюджет, чтобы построить дороги, провести газ и воду, обеспечить лекарствами наших ветеранов? Вариантов ответа, увы, немного.

Вариант первый – получить деньги из федерального центра. Ставропольский край, как и большинство других субъектов Федерации, является дотационным регионом. Ежегодно до 8 млрд. рублей финансовой помощи поступает к нам из федерального бюджета. Деньги немалые, и нашему краю, несомненно, нужны. Увеличить внешний финансовый поток, конечно, неплохо, но федеральная помощь – дело тонкое и ненадежное. Много здесь политики и межличностных отношений. Всем не угодишь. Кроме того, ориентация на Москву неизбежно расхолаживает и порождает иждивенческое настроение. Как говорится, на дядю надейся, а сам не плошай.
Вариант второй – собрать побольше налогов и наполнить ими краевую казну. За всеми субъектами Федерации закреплены единые и постоянные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, которые остаются в региональных бюджетах. В краевом бюджете возникает постоянная часть собственных доходов, которая не может быть изъята законом о федеральном бюджете на очередной год. Это позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов субъектов Федерации, создает определенные стимулы для развития региональной экономики и укрепления налогового потенциала.
Однако таких налоговых поступлений явно недостаточно для эффективного выполнения расходных обязательств. Короткий финансовый поводок центральной власти продолжает действовать. В этой ситуации бюджетное регулирование оказалось (в основном) сориентированным не на развитие экономики, а на обеспечение текущих расходов. В конечном счете – на проедание собственных доходов и финансовой помощи извне. Так, в бюджете Ставропольского края на 2006 год общий объем текущих расходов определен в сумме 23,8 млрд. рублей, а капитальных расходов, которые призваны обеспечить инвестиции в развитие экономики, всего лишь 2,06 млрд. рублей. В бюджете города Ставрополя на 2006 год текущие расходы составили 2,6 млрд. рублей, а капитальные расходы – 184,9 млн. рублей. Бюджет развития не формируется ни в краевом, ни в местных бюджетах. Хотя в прежние годы предпринимались отдельные, причем далеко не безуспешные попытки формирования бюджетов развития в рамках краевого и некоторых местных бюджетов.
Краевая налоговая политика, если она вообще существует, сводится к решению сиюминутных фискальных задач и не направлена на налоговое стимулирование развития приоритетных отраслей краевого производства. Главной задачей считается собрать как можно больше налогов и не допустить выпадающих доходов.
В результате сложилась печальная картина. Из 330 муниципальных образований Ставропольского края один лишь Ставрополь не получает дотаций из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и может считаться обеспеченным бюджетными ресурсами. Не лишне напомнить, что в 1996 году таких муниципальных образований было восемь. Налицо негативная динамика в социально-экономическом развитии края за последние десять лет.
Что делать в такой ситуации? Я не врач, чтобы выписывать лекарство. Однако считаю, что необходим иной вариант решения денежного вопроса. Мизерные инвестиционные ресурсы довольно быстро тратятся, вновь и вновь возникает необходимость в дополнительной порции подкормки. Надо не раздавать рыбу, а соорудить сеть для ее постоянной ловли. Таким образом, нужна новая краевая налоговая политика.
Вариант третий – новая краевая налоговая политика. Налоговая политика Ставропольского края должна оживить экономику края. Главными ее целями необходимо провозгласить стимулирование развития краевой экономики, поддержка у промышленного и сельскохозяйственного производителя. И лишь на этой основе – формирование бездефицитного бюджета.
Такой опыт у нас имеется. В бытность депутатом Государственной Думы Ставропольского края первого созыва мной был разработан Закон Ставропольского края «О налоговой политике в Ставропольском крае». Производители освобождались от налога в части бюджета края (а не только краевого бюджета) по прибыли, получаемой:
от прироста промышленной продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
от реализации вновь освоенных изделий, перечень которых ежегодно утверждался при принятии краевого бюджета;
вновь вводимыми производственными предприятиями и вновь вводимыми производствами (эти льготы в порядке эксперимента Указом президента РФ были распространены и на федеральную часть налога на прибыль);
сельскохозяйственными предприятиями от реализации продукции из сырья, произведенного этими предприятиями.
По приоритетным направлениям развития экономики края, которые определялись ежегодно при утверждении краевого бюджета, устанавливалась пониженная ставка налога на прибыль в части бюджета края (17 % вместо 22%), а ставка налога на имущество понижалась на 50%. К числу приоритетных направлений относились, например, производство товаров детского ассортимента, хлебобулочных изделий, лекарственных средств и медицинских препаратов, специального оборудования для инвалидов.
Освобождались от уплаты налога на имущество в части краевого бюджета основные средства ремонтных, ремонтно-технических предприятий, используемые для обслуживания сельскохозяйственных предприятий по списку, утверждаемому при принятии краевого бюджета. Подобная льгота позволила сохранить разваливавшуюся ремонтную базу сельскохозяйственного производства, что особенно актуально для нашего аграрного края.
Закон закрепил стимулирующую налоговую политику, которая, серьезно поддерживая производителя, позволила сдвинуть экономику края с мертвой точки, привлечь инвестиции из других регионов. Неслучайно Ставропольский край в 1998 году (в год дефолта!!!) впервые за постсоветский период вошел в число шести наиболее эффективно развивающихся регионов страны (темп роста промышленного производства составил 104%), а в 2001 году занял по этому показателю второе место в Российской Федерации (123%). Такие результаты, наряду с другими объективными факторами, во многом обусловлены принятием и реализацией краевой налоговой политики. К сожалению, в дальнейшем под давлением федерального центра (где это видано, чтобы дотационный регион предоставлял налоговые льготы?) этот важнейший краевой закон признан утратившим силу, многие положительные крупицы забыты или утеряны в бурной политической жизни последних лет.
В настоящее время научным и экспертным сообществом все более осознается необходимость разработки новой налоговой политики с учетом современных реалий и потребностей дальнейшего развития экономики Ставропольского края. Другого выхода просто нет.

Виктор ЧЕРЕПАНОВ, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет