Вы здесь

НА КАЖДОГО ВАНДАЛА НЕ НАПАСЕШЬСЯ КУЛЬТУРЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В марте 2018 года вандалы разрушили питьевой бювет «Бодрость», расположенный под Кисловодском в районе Малого седла. Проходящие мимо туристы решили попить воды в привычном месте, но увидели забитую мусором трубу. А на улице Манкевича ими были испорчены новые дорожки, когда на еще не успевшем застыть бетоне появились надписи и следы неизвестных авторов. Спустя несколько дней объектом внимания хулиганов стал и антивандальный тренажер. Показывая свою молодецкую то ли удаль, то ли дурь, неизвестные вырвали спортивный комплекс из цементного крепления и бросили неподалеку от площадки.

Подверглись нашествию варваров и Ессентуки, где была изуродована беседка «Случайные встречи», находящаяся в центре Курортного парка. Как отмечают горожане, это белоснежное резное произведение искусства имеет богатую историю, поскольку было любимым местом встречи дореволюционного «водяного общества». Однако нынешней весной жителям и гостям курорта хулиганы преподнесли неприятный сюрприз - беседку повредили. Выехавшая на место происшествия комиссия управления ЖКХ обнаружила там сломанные деревянные опоры кровельной части и вырванные электропровода верхней подсветки.

Этим же летом в Железноводске входная дверь музея русского интерпоризма была заляпана красной краской. В Георгиевске новые деревянные скамейки, расположенные рядом с памятником Георгию Победоносцу, не простояли целыми и года.

В Ставрополе в ночь с 27 на 28 июля неизвестные изуродовали каменные изваяния, стоящие у входа в краеведческий музей-заповедник имени Г. Прозрителева и Г. Праве. Также в подземном переходе в районе площади 200-летия, который воедино связывает парк, Налоговую службу, Водоканал, ПФР, с зимы не работает подъемник для инвалидов. Чем он помешал хулиганам, непонятно. Но зато теперь людям с ограниченными возможностями стало проблематично добираться до социальных объектов. На «умных остановках» далеко не везде работают и интерактивные карты, розетки для подзарядки гаджетов и телефонов.

Однако... Ломать - не строить. Здесь особого умения не нужно. И весьма примечательно, что все это проходит на фоне, когда федеральный, краевой и муниципальный бюджеты выделяют огромные средства на благоустройство прилегающих территорий, улиц и скверов в городах и селах того же Ставрополья. А мы? Что мы? То-то и оно, что вместо того, чтобы бережно относиться к новым объектам, накапливая их и сохраняя функциональные качества, включаем первобытное «круши-ломай», а после, топая ногами, кричим: маловато будет! Живем, понимаешь ли, на отшибе цивилизации, когда и фонтанов нужно побольше, и цветочных клумб покраше, и светильников поярче. А еще современных детских городков у нас нет, и велосипедных дорожек, и зеленых фигурных скульптур раз-два и обчелся!

А знаете, и слава богу! Нет и не надо. Не надо нам красивого и бесплатного. Не надо ультрасовременного и упрощающего повседневный быт. Ибо не заслужили. Ибо не умеем ценить. И главное, что не учим этому подрастающее поколение.

Недавно прохожу мимо многострадальной фигуры велосипедиста, установленной рядом с парком Победы. Возле нее - очередная семейная пара с ребенком. Точнее, возле муж и жена, которые пытаются умостить на нее - в велосипедную корзинку - своего карапуза. По «креативной» задумке мамы, взгромоздясь наверх, сын должен скрестить ножки, сделать пальцами знак V и улыбнуться для бабушки. Малыш же отчаянно сопротивляется и не хочет никуда лезть. Ему неплохо и на земле. И он отчаянно не понимает, что не так с кадром, где он просто стоит рядом с красивой скульптурой. Оказывается, что это «фу, как скучно. Такое фото есть у всех. А Мироша у нас какой? Самый модный!».

И не беда, что потом из таких «мирош» вырастают игореши, ванечки, манечки, катеньки, давно преодолевшие пубертатный период в своем физическом, но никак не духовном развитии. Что, собственно, и позволяет им без зазрения совести сушить одежду и жарить сосиски возле Вечного огня, изрисовывать памятники героям своей страны, фотографироваться, оседлав дуло танка, сражавшегося в годы Великой Отечественной войны, или на руках, на плечах, головах памятников писателям. Они же модные! Они же дети! Они же, используя метод осязания, приобщаются к великой истории своей страны, знакомятся с ее культурным наследием, пробуждают в себе патриотическое начало. Или убивают его на корню? Поскольку знакомиться нужно через слово, а не через панибратство, через ту же книжку «Маленький принц», где «есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Но нет... Мы предпочитаем метод Людовика ХV, когда после нас хоть потоп.

И этот потоп особенно явно прослеживается на детских площадках и на тех же антивандальных комплексах, где пройдись по городу - у половины сломаны или выдраны сидения.

- Мам, смотри, как я могу, - скачет на одной ноге, стоя на сиденье турникета, мальчишка.

- Ты сейчас ногу поранишь, - восклицает мама.

- Да нет! Вот! Смотри, - спрыгивает он на землю. - Хочешь, еще раз покажу?

Вместо того, чтобы остановить ребенка и объяснить, что сидения - это не взлетная площадка для прыжков и потом на них сядут другие люди, которые испачкают одежду, мама кивает головой.

Второй раз приземление оказалось не очень удачным. Дуя на содранную коленку, и чтобы успокоить ревущего на всю улицу прыгуна, женщина предлагает:

- Сыночек, а давай сейчас найдем камень и ударим эту противную железяку!

Сыночек соглашается. И пока с воодушевлением колотит тренажер, от слез не остается и следа.

В соседнем дворике на 50 лет ВЛКСМ года два назад появился яркий красочный городок, ставший центром сбора всей местной ребятни. Двухлетние карапузы катались на качелях, кому не хватало места - исследовали горку, малышня постарше осваивала канат и балансирующий мост из деревянных реек. В общем, при деле были все. Что сейчас?

Нет, наш городок по-прежнему стоит и функционирует. Вот только былая красота заметно подувяла. Крепления расшатаны. Спинки качелей разрисованы. Опоры истыканы колющими предметами. Где-то остались следы затушенных сигаретных бычков. По всему пластмассовому периметру нацарапана и вечная классика молодежного жанра от «Саша + Маша» до «Ванька - козел». Нет, понятно, что додельными бабушками из подъездов все это вытирается и убирается, чтобы к утру следующего дня вместе с бутылками из-под пива, пластиковыми стаканчиками появилось снова.

А еще недавно во всех подъездах нашего дома покрасили лифты. Покрасили из рук вон плохо и безобразной темно-синей краской, цвет которой вызвал большое недовольство среди жителей дома. Но, как говорится, сделанного не воротишь, да и, если быть совсем честной, не нашлось желающих брать кисточку в руки и менять этот мрачный декор. Зато нашлись желающие его испортить. Уже утром следующего дня на внешней и внутренней стороне створок лифта по еще не высохшей краске было написано пожелание жильцов в адрес председателя ТСЖ: «Тварь, перекрась заново». Правда, денег на закупку новой краски рядом не лежало. Так и живем с исписанными дверями, к которым добавились изжеванные жвачки по потолку лифта. Как ни крути, а теорию разбитых стекол никто не отменял.

Это кто там говорит, что подменяю понятия, путая вандализм с бытовым пакостничеством? А разве одно не является следствием другого, его логическим продолжением? Сегодня молодежь рисует матерные граффити на стенах своего подъезда, завтра сделает это на стенах вашего дома, а потом и вовсе пойдет экспериментировать со стилем на общественных зданиях. Сегодня у ребенка не хватит сил сломать со злости тренажер, а завтра он вывернет его с корнем. Сегодня он прыгает с лавочки и топчется по ней ногами, а завтра обос..., пардон, справит нужду на нее или вовсе сожжет!

Может, я и ошибаюсь, но по мне, вот эта прокатившаяся по городам серия мелкого вандализма не что иное, как перчатка, брошенная детьми своим отцам, взрослому миру. Почему молодежью? Как правило, пик «круши-ломай» приходится на юные годы. У взрослых же подобные проявления себя больше свидетельствуют о серьезных проблемах с психикой. А тут же налицо попытка быть услышанным. Наверное, именно поэтому молодые вандалы портят не свои вещи, а чужие, безобразничают в общественных местах. Дело не в том, что свое жалко, а чужое - нет. Просто какой смысл портить «свое», если не будет отклика и резонанса. А за общественным же имуществом, будь то транспорт, школа, остановка или урна у этой остановки, всегда стоит фигура взрослого. И теперь важно понять, что с этой перчаткой делать?

Сделать вид, что не заметили? Но застарелую болезнь лечить гораздо труднее. Поэтому лучше профилактическая прививка. Вот только осталось определиться, где брать целебную вакцину, когда само государство в этом педагогическом аспекте хромает, как та лошадь на трех ногах. Право, найти вандала сегодня не является такой уж нерешаемой проблемой, когда в крупных городах повсюду устанавливаются камеры наблюдения. Гораздо важней другой вопрос: как быть с наказанием? Ведь несмотря на то, что новостные сводки красноречиво говорят о том, что в нашей стране вандализм является довольно распространенным преступлением, я что-то не припомню такого же количества заведенных уголовных дел и вынесенных судебных приговоров.

Хотя в УК РФ для вредителей есть специальная статья, предусматривающая как административную, так и уголовную ответственность за вандализм. Согласно российскому законодательству, вандализм проявляется в действиях, которые носят оскверняющий характер. Они могут выражаться в издевательстве над чувствами верующих, глумлении над моральными ценностями общества или историческими событиями. К вандализму относятся расклейка плакатов аморального содержания, непристойные надписи или рисунки в людных местах, частичное или полное разрушение памятников архитектуры, культуры и искусства.

Если аморальные надписи нанесены на зданиях или сооружениях в малолюдных местах (например, в гаражном кооперативе), то такие действия не считаются вандализмом. Злоумышленников привлекут к административной ответственности по ст. 7.17 КоАП РФ. При этом владелец испорченного имущества может взыскать с «художников» полученный ущерб в порядке гражданского судопроизводства. За повреждение чужого имущества грозит административный штраф от 300 до 500 рублей.

К уголовной ответственности за вандализм можно привлечь любого дееспособного человека в возрасте от 14 лет. По статистике, наибольшее количество таких преступлений приходится на лиц в возрасте до 20 лет. «Простой» вандализм (без отягчающих признаков) подпадает под ч. 1 ст. 214 УК РФ. Нарушителю грозит штраф до 40 тысяч рублей, общественные работы от 360 часов до 1 года либо арест до 3 месяцев. Штраф за несовершеннолетнего вандала будут платить родители.

Если вандалов было несколько, а само деяние совершено по мотивам ненависти или вражды (религиозной, расовой, идеологической, политической), то преступление квалифицируется по ч. 2 ст. 214 УК РФ. Виновным в этом случае грозит более суровое наказание, вплоть до реального тюремного срока. Им могут ограничить свободу, отправить на принудительные работы или в колонию на 3 года.

Словом, кнут есть. Нет только у него хозяина, искренне желающего навести порядок в городе. Причем нет хозяина ни среди правоохранительных структур, ни среди муниципальных служб, что отчетливо показал наш редакционный звонок в администрацию города Ставрополя с предложением сделать совместный материал о разрушенных или испорченных вандалами объектах.

Казалось бы, чиновники за эту идею должны были схватиться с воодушевлением, ведь проблема на острие иглы - огромные деньги, по сути, тратятся впустую. А тут свободная площадка для диалога с читателями, целое информационное поле для маневров. Ан нет, не тут-то было! Первое, что попросили от нас в пресс-службе муниципалитета, - предоставить письменный запрос в администрацию за подписью редактора, в котором подробно изложить свое предложение, а потом ждать ответа в установленные законом сроки. Извините, господа чиновники, но так дела не делаются. Мы или проблемы решаем, или занимаемся бумагомарательством. И здесь, видимо, наши взгляды разошлись.

А посему продолжаем разводить руками и ждать новых «подвигов» от молодежи. Ведь на каждого вандала не напасешься культуры, зато можно запастить средствами для ремонта последствий от этих подвигов.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.