Вы здесь

Будет ли юбилей музея?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В краевых средствах массовой информации муссируются слухи о том, что музею музыкальной и театральной культуры при Федеральной филармонии на Кавминводах грозит закрытие. Причем в большинстве публикаций в конфликте, разгоревшемся между генеральным директором филармонии Светланой Бережной и директором музея Борисом Розенфельдом, пострадавшей стороной является именно последний.
Но так ли это?

В декабре нынешнего года уникальному музею, где собраны ноты, книги, предметы, связанные с пребыванием на Кавминводах выдающихся российских деятелей культуры, исполнится 40 лет. Все эти годы им руководит заслуженный работник культуры РФ, музыковед, писатель Борис Матвеевич Розенфельд. Он-то, в основном, и собирал коллекцию, где все экспонаты рассказывают о Глинке, Алябьеве, Сафонове, Шаляпине, Собинове, Комиссаржевской в тот период, когда они лечились или просто отдыхали в городах-курортах Кавмингруппы. Постепенно в музее появились «Театральные субботы», которые с блеском проводил тот же Розенфельд. Гостями музея были приезжавшие сюда знаменитости, здесь с удовольствием выступали и местные артисты, литераторы, художники. Все на бесплатной основе. Постоянно работал директор музея и с периодическими изданиями, которые списывались каждые пять лет в курортной библиотеке Кисловодска. Кропотливо выискивал интересные факты, делал вырезки, собирал и делал подшивки «Музыкальной жизни», «Музыкального обозрения», других газет и журналов, связанных с культурой и искусством России... И вдруг в ноябре этого года как гром среди ясного неба - приказ (от 02.11.05) генерального директора филармонии о вынесении Розенфельду выговора и запрещении ему заходить в музей без специального разрешения гендиректора Светланы Бережной. Борис Матвеевич тут же «поднял на ноги» и местную прессу, и общественность, а сам ушел на больничный. И пошло: «Мой музей закрывают», «От меня хотят избавиться», «Гендиректор хочет отдать подшивки периодических изданий в центральную библиотеку филармонии, куда взяла на работу свою мать - В.М. Бережную»...
Внешне все правильно. Но что стоит за выговором Розенфельду? Почему возник сам конфликт?
Светлана Бережная генеральным директором стала примерно год назад, когда вовсю шла борьба коллектива филармонии за право иметь прежний, федеральный статус. Дело дошло до того, что поддерживающие администрацию филармонии Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Министерство культуры и массовых коммуникаций России, комитет по культуре Государственной думы обращались с этой просьбой непосредственно к председателю правительства России М. Е. Фрадкову. Федеральный статус филармонии на КМВ отстояли. Но и ответственность, и отчетность за средства из федерального бюджета тоже ужесточились. Как и требования ко всей документации организации. И потому с начала 2005 года все службы и отрасли Федеральной филармонии прошли инвентаризацию и проверку своей деятельности. Все, кроме музея музыкальной и театральной культуры. Оказалось, что полного пакета документов в музее просто нет. Нет описи музейного имущества, нет регистрации фонда, нет картотеки. Где что находится, знает только сам Борис Розенфельд. Гендиректор Светлана Бережная издала приказ сначала о реорганизации работы филармонии, а позже, как следствие, конкретный приказ, где Розенфельду было предписано представить всю документацию и отчет о работе музея за истекший год. Отчет он представил, все остальное - нет.
А тут еще в «огонь» конфликта были подкинуты новые поленья. Филармония, создала новое подразделение - сводную музыкальную библиотеку. Насколько она нужна большому коллективу Федеральной филармонии на КМВ - говорить не приходится. Крайне нужна. В отремонтированном помещении теперь будут не только ноты, монографии, клавиры, но и фонотека, пианино для проигрывания материала, столы, ксерокс. Работа библиотеки, как и всех других отделов филармонии, полностью компьютеризирована. Многие музыкальные организации могут об этом только мечтать... Как бы не так! Борис Розенфельд категорически отказывается отдать в сводную библиотеку подшивки музыкальных газет и журналов. Он считает, что там все это будет в меньшей сохранности, чем в музее. «Но ведь теперь из библиотеки запрещено выносить материалы, для того и купили ксерокс», - говорят ему. Не верит. Да еще и ссылается на то, что все это делается из-за того, что теперь в библиотеке работает редактором-методистом мама гендиректора - Виктория Михайловна Бережная (кстати, музыковед по профессии). Ну что тут скажешь? Ведь в музее под началом Розенфельда трудится тоже его близкая родственница - супруга Татьяна Евдокимовна. Была здесь и третья сотрудница. Так что вполне можно было составить и картотеку, и опись всех экспонатов.
Не может, скорее всего, смириться Борис Матвеевич и с тем, что Светлана Бережная, знающая жизнь филармонии как единого организма не понаслышке (она сама - солистка филармонии, великолепно играет на органе, несколько последних лет работала художественным руководителем филармонии), хочет кое в чем изменить и деятельность музея. Время-то идет, пора обновить интерьер музея, пополнить коллекцию новыми материалами. Нужен и четкий график работы музея, план экскурсий, возобновление договоров с экскурсионными бюро КМВ. Есть идея создать специальный детский музейно-концертный абонемент. В филармонии уже существует и детский музыкальный театр, и детская филармония. Нужно расширять просветительскую работу среди молодежи.
Ну а насчет подшивок газет и журналов речь заходила еще два года назад, когда Борис Розенфельд сетовал на то, что места мало и материалов много, куда бы все это передать... Теперь же он заявляет: «Лучше я все это сожгу»... Где логика? Пока же конфликт в прежней стадии. Розенфельд на больничном, а юбилей музея приближается неотвратимо. И администрация филармонии все же надеется, что он состоится и Борис Матвеевич будет на нем главным действующим лицом.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет