Вы здесь

Земное и небесное

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Отношения между Православной церковью и Советской властью с самого начала, мягко говоря, не сложились. Вождь большевиков Ульянов-Ленин призывал своих соратников расстреливать и вешать побольше попов. А народ-богоносец и сам, без подзуживаний и понуканий, с превеликим удовольствием грабил и разрушал монастыри и храмы. За это (хотя и не только за это) большевиков сильно не любил писатель Михаил Булгаков, между прочим, сын профессора Духовной академии. Большевики отвечали Булгакову взаимностью, травили и притесняли как могли.

Булгаков умер, не дождавшись даже малейшего намека на приход справедливости. Православной церкви повезло больше. Она пережила Советскую власть и теперь берет реванш по всем направлениям.
Церкви, как и положено в правовых государствах, возвращают незаконно отнятое: за последние годы только в одном Центральном округе Москвы были безвозмездно возвращены свыше полутора тысяч строений. Это не может не радовать. Но порой деятели церкви требуют то, что ей никогда не принадлежало, и возникают конфликты, которые не идут на пользу никому. В этом смысле показательна история с музыкальной школой имени С.И. Танеева в самом центре Москвы. Школа носит имя замечательного русского композитора и педагога не случайно: Сергей Иванович ее создал в своем собственном доме, который семья Танеевых занимала с 1866 по 1919 год и в котором в гостях у композитора бывали разные замечательные люди, начиная со Льва Толстого и Чайковского и кончая Рахманиновым и Скрябиным. А по соседству располагается рабочая резиденция Московской патриархии. И вот теперь патриархия обратилась к московскому мэру с просьбой передать ей здание музыкальной школы. Мотивирована просьба была простодушно: за 15 лет число храмов и монастырей в столице выросло в 10 раз, а стало быть, увеличился и управленческий аппарат - надо же ему где-то размещаться!
Если бы не восстала музыкальная общественность, так бы все и случилось: школу уже распорядились выселить из родного дома и подыскали ей новый адрес, верстах в пяти-шести от прежнего. Окрестным ребятишкам (лауреатам, между прочим, всяческих конкурсов), бегавшим в альма-матер пешком, теперь предстояло добираться до нового места обучения на перекладных. Но скандал получился громким, и патриархия свою просьбу отозвала.
А вот выдержка из заметки директора одной из московских школ в «Известиях»: «Минувшим летом наша школьная маломерная флотилия приближалась к Валааму. Немедленно нарисовались батюшки на мощном катере. Стоянка запрещена. Для остановки необходимо получить благословение. Благословение стоит 100 рублей с человека». Во всем мире детей пускают в музеи бесплатно или с большой скидкой - стоит ли отступать от гуманной традиции?
Наивно требовать от служителей церкви, чтобы они были лучше, чем миряне - они люди, и ничто человеческое им не чуждо, в том числе и стремление к материальному. Но неразумно пренебрегать уважением народа: оно ведь тоже материальная сила.
Согласно российской Конституции церковь отделена от государства. Это разделение на пользу обоим: уж слишком разные задачи у священника и чиновника. Но в последние годы беспокоит слишком уж активное влияние РПЦ на государственную политику. Когда президент России, единственный из глав великих держав, не поехал на похороны Иоанна Павла Второго, это вызвало в мире немало вопросов. Да, папа-славянин был католик. Но он сделал для нашей страны много доброго. Неужели не столь уж существенная разница в обрядах важнее общего служения единому Богу? Или, во что очень не хочется верить, президент не был полностью свободен в своем решении?
Тревожит, что РПЦ уже который год старается внедрить в школьный курс обучения предмет под названием «Основы православной культуры». Педагоги сопротивляются: может, лучше историю религий? Но служители церкви не отступают. Противники предлагаемого предмета упирают на то, что наша страна многонациональна и, соответственно, многоконфессиональна. Но разве дело только в этом? Почему-то никто не вспоминает о том, что на протяжении семидесяти лет граждан СССР из-под палки воспитывали в духе атеизма. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Но миллионы людей, став атеистами не по своей воле, не находят в себе достаточно цинизма, чтобы срочно объявить себя верующими. Но и чувствовать себя изгоями в своем светском государстве не хотят.
Отношения церкви и культуры всегда были непростыми: достаточно вспомнить скандальное отречение от церкви величайшего русского писателя Льва Толстого. Казалось бы, в нынешней демократической России можно и не вспоминать то, что вспоминать не хочется. Но как быть, если во время телевизионной дискуссии человек в рясе утверждает, что такой писатель России не нужен?
А теперь приходится вернуться к Михаилу Булгакову. Его, оказывается, тоже следует отлучить. Не только от церкви, а, желательно, и от читателей. Потому что «Мастер и Маргарита» - произведение бесовское. Об этом на страницах газеты «Труд» рассуждает ученый-богослов и по совместительству литературовед Михаил Дунаев. Рассуждает подробно, наукообразно, да только от науки той веет средневековьем, дымом костров, на которых сжигали книги. Несколько раньше господин Дунаев подверг экзекуции еще одного Михаила - Лермонтова, причем, по случаю юбилея гениального поэта.
Чтобы один маленький Михаил так ополчился на двух великих - это, знаете ли, употребив термин Булгакова, какая-то «дьяволиада».
Толстой, Лермонтов, Булгаков. Кто следующий? Пушкин с его «Гаврилиадой» и «Балдой»? Блок, Есенин, Маяковский? Им ведь тоже будет трудно выдержать цензуру господина Дунаева...
Любой читатель имеет право на любое мнение о любом писателе, даже классике, даже гении. Но нельзя забывать, чем является для нашей страны великая русская культура. Некоторые церковные и светские политики нынче утверждают, что именно православие отличает и скрепляет воедино народ России. Как человеку верующему, мне это слушать лестно. Но так ли это? Греки и сербы тоже православные - но ведь не россияне. А татры или буряты - россияне, но не православные. Между тем они законно обладают всеми без изъятия правами граждан России. И всех россиян, как народ, отличает, скрепляет воедино и возвышает в мире великая русская культура, принадлежавшая нам всем, независимо от духовных предпочтений. Великая культура, свой бесценный вклад в которую внесли все народы России и все действующие в ней конфессии.
У живой церкви огромное поле деятельности - человеческая душа. Вот уж где сеять и сеять разумное, доброе, вечное! А временным пусть занимаются политики - это их епархия.
Когда небесное мешают с земным, от этого страдает и то, и другое.
Николай МАРЬИН.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет