Вы здесь

Ловцы жемчуга в мутной воде

Как обманывают в Интернете, рассылая сообщения о «выигрыше»

Кто хочет стать миллионером? Странный вопрос. Сродни разве что полярному - кто хочет прозябать в нищете. Понятно, что даже при втором раскладе найдутся оригиналы, кто будет уверять, мол, рай в шалаше способствует возрождению духовной культуры, но черт возьми, я бы все же не отказалась думать о духовном, развалившись на мягком диване и попивая кофе в швейцарской гостинице премиум-класса.

Поэтому когда на почту стали приходить электронные сообщения о недавно почившем гражданине Америки с почти что аналогичной фамилией, сильно призадумалась. А вдруг? Вдруг на самом деле есть некий наследный принц Джон, застрявший где-то на водной глади Индийского океана, откуда и подает мне, ставропольчанке, заманчивое «SOS». Мол, время идет, срок вхождения в наследство истекает, он вернуться раньше не может, и чтобы миллионы не перешли государству, нужно оформить ряд бюрократических процедур: открыть счет в банке, оплатить услуги юриста, налоги и т.д. Понятно, что все это стоит денег и отнимает кучу времени, но мне все это потом вернется сторицей, поскольку наследничек готов отдать ровно половину дядюшкиных миллионов. Правда, думать нужно быстрее. Ибо не одна я имею звучную фамилию Кандрашкина, а следовательно, кто первый успел, тому и откупоривать «Вдову Клико».

Что я? В принципе не жадная, но зато ленива-а-а-а-я. Как представила: жара, офис, очередь - и такая зевота меня одолела, что решила, мне и отечественного, российского мильона хватит. Тем более что за ним и идти-то никуда не придется. Вон он, родимый, в телефоне меня ожидает. Точнее в приложении, мигает огромными буквами, дескать, крупнейший банк страны раздает всем желающим деньги. И нужно-то всего лишь - ответить на несколько вопросов. Причем чем ни зауряднее интеллект, тем больше будет сумма выигрыша. В общем, почти что реалити-шоу «Кто хочет стать миллионером», только вопросы рассчитаны не на общий кругозор, а потребительский. ЧТО покупали, ГДЕ и чем расплачивались, КОГДА.

А я ж не просто ленивая, но еще и шопоголик. Поэтому IQ зашкаливал и ответы выскакивали, словно пулеметная очередь из автомата Калашникова. В итоге не прошло и 10 минут, а меня уже извещают, что сумма выигрыша составила... 320 тысяч рублей. Первая реакция? Эй, принц земноморский, ты еще ищешь русскую красавицу? Вторая - в принципе, 320 тысяч тоже на дороге не валяются. А впереди школа у старшей дочери, детский сад у младшего сына и круглогодичная ипотека. Поэтому обижаться и сетовать на судьбу будем позже, а пока...

Пока читаем, что «в связи с лимитами платежных систем перевод будет отправлен двумя равными частями в течение 10 минут. Чтобы моментально и в полном размере получить выплату, необходимо заплатить закрепительный платеж, когда с вашей карты будет списано 242 рубля». А дальше зелененькая кнопка с надписью, нет, не «Добро пожаловать в рай». До Эдема нужно было совершить еще один клик мышкой - как «Оформить платеж».

Что такое 242 рубля по сравнению с парой сотен тысяч? Мелочь! Но именно это меня остановило. Да-да, не элементарные вопросы «для чайников», изобилие хвалебных отзывов, мол, «Не жадничайте. Это работает!», а именно тот самый необходимый платеж снял с глаз застилающую пелену жадности и вывел на первое место тревожный звоночек, зазвучавший набатом.

Думай, думай, твердил он: с каких это пор банки проводят такие ярмарки щедрости? Как правило, коммерсанты бьются за каждый рубль потенциального клиента и буквально в июне до последнего не понижали многодетным семьям ставку по ипотеке, пока государство не профинансировало проект, а тут же вдруг все для народа? С чего бы? Плюс, в России свыше 140 миллионов жителей. Основная часть активов банка - вклады клиентов и деньги инвесторов. Даже если в опросе участвует лишь 1 процент населения при условии минимальных выплат (менее 10 тысяч рублей), полученная сумма в разы превзойдет объемы годовой прибыли банка. И для чего банкам подобные глобальные затраты, когда необходимую информацию по опросам можно собрать бесплатно? Да и уж, коль на то пошло, если бы коммерческие структуры проводили подобную акцию, неужто стали бы открещиваться от нее? Это ж какой пиар-ход по привлечению потребительских симпатий! Меценатство тоже должно быть обоснованным и коммерчески окупаемым. Плюс, как уверяют завсегдатаи опросов, ни одна из проверенных и надежных компаний более 80 рублей за опрос не начисляет. Средняя такса и вовсе колеблется в пределах 50 рублей.

Да и с этими 242 рублями тоже не все гладко. Ежу понятно, что в современных реалиях каждый банк имеет довольно разветвленную и серьезно защищенную базу данных о своих клиентах. Пара личных вопросов, и без двух сотен станет понятно - кто есть кто по ту сторону монитора.

Словом, быстро сказка сказывается, жаль только, что богатство так стремительно никому на голову не падает. И как бы нам этого ни хотелось, очевидное - что просто так никто деньги незнакомым людям не дарит, а вероятное - что как раз забрать их у доверчивых россиян всегда найдутся желающие. О чем свидетельствуют и отзывы людей в социальных сетях, кто попался на удочку мошенников, став жертвой финансовых авантюр.

«А меня развели как лохушку))). (Орфография и пунктуация здесь и далее сохранены.) Вот дуреха, нет бы сначала узнать, что это, эх...»

«Только что я выиграла типа 103 000 рублей. Теперь мне срочно нужно закинуть на кошелек в одной строке 162 рубля, в другой 152 рубля для авторизации. Интересно, а почему нельзя эти деньги списать с выигрыша? Уж не потому ли, что выигрыша никакого-то и нет. И почему для вывода денег только полчаса? В общем, ЛОХОТРОН - он и в Африке ЛОХОТРОН».

«Отдал только 2500 руб. Остановился... Но веришь, потому как приходят реальные СМС от банка с кодом подтверждения! Можно ли вернуть деньги?»

«Капец, я в такие штуки не верила никогда, но тут в инстаграме один из любимых блогеров посоветовал поучаствовать, якобы «ответил на пару вопросов и получил деньги». Думаю, она-то не будет обманывать подписчиков. Ага, конечно, никому нельзя доверять»

«Я от безденежья попробовала отвечать на вопросы. Стыдно. Я вообще не верю во все это, но уже так прижимает, скоро по помойкам пойдем, поэтому и клюем. А им должно быть не то что стыдно, я даже не знаю, как назвать. В кого превратились. Ведь это наша Родина. Извините, что я такая дура и верю в бесплатный сыр в мышеловке».

И это лишь несколько отчаянных отзывов от пользователей социальных сетей. Хотя на самом деле их даже не сотни, а тысячи. И намного чаще, чем в Интернете, людей «разводят» на деньги по телефонам. Хотелось бы написать «последняя», но скорее всего, все же очередная история произошла недавно в Невинномысске, куда в местный отдел МВД обратилась 66-летняя местная жительница с заявлением о мошенничестве. Женщина сообщила, что на ее мобильный телефон поступил звонок от неизвестной, которая под предлогом выплаты компенсации за приобретенный несколько лет назад некачественный крем убедила потерпевшую перевести около 340 тысяч рублей. Пенсионерка выполнила указания звонившей, однако спустя время не получила обещанных выплат и, осознав обман, обратилась в полицию. По данному факту возбуждено уголовное дело. Полицейские проводят необходимые мероприятия по установлению личностей участников преступления.

Полиция Ставрополья призывает граждан к бдительности при общении с незнакомцами и переводе денег. Да и не только полиция. Вот уже и специалисты Роскачества на прошлой неделе дали россиянам рекомендации, которые позволят им вычислить телефонных мошенников. «В 2018 году количество зарегистрированных фактов мошенничества, совершенных с использованием средств мобильной связи, выявленных правоохранительными органами, составило около 43 тысяч случаев. Способы, которые порой применяют телефонные мошенники, поражают своей изобретательностью и техническим исполнением. В большинстве случаев за данными действиями стоит целая группа подготовленных и технически подкованных, грамотных людей, именно поэтому так трудно бывает отличить сотрудника колл-центра банка от мошенника», - говорится на сайте ведомства.

А далее перечисляются наиболее распространенные признаки того, что собеседник является мошенником.

1. Неизвестный просит вас сообщить CVV (код сзади карты) банковской карты, кодовое слово или код из смс? Как только вы услышали эту просьбу - на линии мошенник. Спокойно прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок.

2. Вам указывают реквизиты для перевода? Ни в коем случае не переводите по ним средства, даже если легенда кажется вам убедительной. Проверяйте любую легенду! Уточняйте ФИО звонящего и детали, которые не может знать посторонний человек, обязательно свяжитесь с родными, если речь идет о них. Конечно, может произойти все, что угодно, но пара минут ничего не решит.

3. Вас просят предоставить какие-либо личные сведения? Обязательно уточняйте, для чего это необходимо. Если вы сомневаетесь, что на линии банковский сотрудник, не озвучивайте ничего, что связано с вашими банковскими счетами, паролями, паспортными данными, кодовыми словами, а также другие сведения, разглашение которых может привести к финансовым потерям.

4. Вам звонят с целью предупредить о мошеннической операции с вашим счетом? Выглядит все примерно так: вам звонит «сотрудник банка», клиентом которого вы являетесь, и говорит, что с вашего счета неизвестные пытаются списать некую сумму денег. Звонящий может даже рассказать вам, сколько денег у вас на счету и когда в последний раз была произведена операция по вашему счету, но это далеко не гарантия подлинности - к сожалению, даже такая информация может попасть в руки мошенников. Запомните - это «развод»! Обычно в подобных случаях банк автоматически блокирует все движения денежных средств по карте, и сам клиент звонит для разблокировки и называет свои данные.

5. Вы на 100 процентов не уверены в том, откуда исходит звонок? Попросите собеседника перезвонить позднее, ссылаясь на занятость и невозможность разговаривать в данный момент. В данной просьбе есть две положительные стороны: во-первых, у вас будет время проверить номер телефона, с которого был осуществлен звонок, в интернете (если это мошенник, наверняка кто-то уже отметил данный номер на различных форумах как потенциально опасный), а во-вторых, аферисты далеко не всегда перезванивают повторно, предпочитая решать все задачи за один звонок.

6. Сотрудник банка отказывается называть свои ФИО, должность и рабочий номер телефона? Вряд ли звонок действительно поступает от банка. Если собеседник представился сотрудником банка, лучше перезвоните в банк самостоятельно и уточните, действительно ли звонок поступил от его сотрудников, попросите перевести на него и продолжите диалог. Звоните только по телефону, указанному на сайте или на карте, а не по номеру, который продиктовал вам собеседник или который поступил в смс.

7. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Если вам обещают легких денег или выгоды без усилий - очевидно, вас хотят обмануть. К примеру, вам могут рассказать о том, что вы выиграли в лотерее или вам сейчас будет осуществлен денежный перевод, однако от вас требуется либо информация по карте, либо некий взнос.

8. На вас давят, чтобы вы быстро приняли решение, описывают пугающие сценарии? Запомните - две минуты ничего не решат. Спокойно разберитесь в ситуации, задавайте уточняющие вопросы, не позволяйте тревоге затмить здравый смысл. Велика вероятность, что ничего не произошло и это мошенник «сгущает краски».

9. Объявите, что вы записываете разговор. Собеседника пугает ваше предупреждение? Действительно, в большинстве случаев именно это заставляет преступников пойти на попятную.

10. Собеседник торопит вас? Велика вероятность, что на линии мошенник. В спешке многие теряют бдительность и не успевают обработать информацию, именно поэтому преступники используют этот прием.

11. Вас просят никому не рассказывать о данном разговоре и о том, что вас просят сделать? Сразу прощайтесь с собеседником, ведь на линии мошенник.

Куда жаловаться на телефонных мошенников?

«Если звонок поступил якобы от сотрудника банка, но вы «раскусили» мошенника или даже просто подозреваете - свяжитесь с банком, от имени которого был совершен звонок, и продиктуйте им данный номер. Далее банк будет самостоятельно принимать меры по блокировке номера мошенника. В случае, если вы столкнулись с подобной ситуацией или даже по какой-то причине «клюнули» на удочку аферистов - обращайтесь в ближайшее отделение полиции с заявлением о преступлении. Пригодятся все факты, которые вы запомнили», - поясняют в Роскачестве.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 2 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.