Вы здесь

«ФИРС» ОТКРЫЛ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На прошлой неделе Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова открыл очередной сезон. По традиции - премьерой, по традиции - ярко и смело и почти по традиции - спектаклем, где постановщик - известный московский режиссер, народный артист РФ Юрий Еремин.

Про оккупацию души человеческой

Нынешняя премьера - это шестая режиссерская работа Юрия Ивановича в ставропольской драме и, наверное, самая непростая и загадочная. Одно название чего стоит - «Фирс». Первое, что приходит на ум - несчастный чеховский персонаж, старый слуга из «Вишневого сада», которого оставили умирать в заколоченном доме. Но нет. В спектакле действительно главное действующее лицо - помощник по хозяйству или, если по-простому, слуга Борис. Вот только очень уж он далек от привычного, из классической литературы, образа преданных людей, почти членов семьи, которые за хозяина и в огонь, и в воду. Уж очень его услуги похожи на дьявольские...

А как все хорошо начиналась. Начало 2000-х годов, Москва. Богатый молодой человек возвращается из Америки на родину в Россию. В его новой жизни есть все: роскошная двухуровневая квартира, успешный бизнес, старые друзья, девушка, на которой он собирается жениться, и огромная любовь к комфорту. Настолько громадная, что всенепременно нужен слуга, чтобы уж совсем жить, как новый русский, а еще лучше, как старый - по-барски. И вот в квартире по объявлению появляется человек. Манеры его безупречны, впрочем как и внешность, голос - мягкий и обволакивающий, кулинарный талант - исключительный, а услужливость не знает границ. Мечта, а не слуга. У молодого человека начинается жизнь из разряда - барствуй лежа на боку. Вот только последствия такого барства оказались непредсказуемые и печальные...

Два часа зал завороженно следил за трагедией, разворачивающейся на сцене. Попытка слуги безгранично властвовать над своим подопечным, установить свою абсурдную реальность и свою меру вещей не могла не заинтересовать зрителей, как и актеров, которые играли в спектакле. Невероятно сложная роль Фирса в блестящем исполнении почетного деятеля искусств СК, актера Игоря Барташа - одна из несомненных удач постановки. Он создал образ героя-антигероя, к которому у каждого зрителя свое отношение. Возможно, двойственное: его можно и любить, и ненавидеть. Возможно, резко отрицательное, но что неравнодушное - совершенно точно.

«Столкнуться с таким персонажем невероятно сложно, но интересно. Всегда любопытно играть отрицательного героя, - говорит Игорь. - Посмотрите, как он обманывает Артема, как он обманывает зрителей. С каким невероятным упорством он идет к своей цели, отваживая от своего подопечного любимую девушку, друзей, превращая его в зависимое существо, которому становится неинтересна сама жизнь. Как он, не дрогнув, отдает барину свою женщину, как получает удовольствие от своей власти. Я счастлив, что мне удалось сыграть такой образ, неоднозначный и противоречивый. И очень благодарен Юрию Ивановичу Еремину, который утвердил меня на роль. Работа с таким режиссером обогащает и профессионально, и человечески».

У Игоря действительно получилось. Можно было только удивляться, как на глазах из милейшего услужливого человека он превращался в охотника за чужой душой, страшного и беспощадного.

Впрочем, все роли в «Фирсе» сыграны мастерски. Интересный персонаж получился у Александра Кошелевского. Ему удалось показать падение своего героя, сильного и успешного в начале и абсолютно уничтоженного в конце.

Бурных и продолжительных аплодисментов заслуживают актеры Оксана Винникова и Олег Хомутов. Вот уж чисто по-русски - если близкий и дорогой человек попал в беду, то спасать и бороться за него будут отважно и до конца. Спасти Артема у них не получилось, но здесь они не виноваты, ведь одного их желания в таких ситуациях маловато. Надо, чтоб и сам человек захотел. А он не пожелал, ведь куда как проще, когда тебе завязывают шнурки на ботинках, ужин готовят по заказу и подают на подносе, за сигаретой бегают среди ночи, а в твоей спальне без малейшего усилия оказывается молоденькая хорошенькая горничная. Кстати, у Бэллы Шахназарян получился замечательный образ хитрой, расчетливой, но чертовски соблазнительной и обаятельной искусительницы мужских сердец.

Конечно, спектакль «Фирс» рассчитан на думающего зрителя. В нем много глубоких смыслов, а современная новаторская режиссура не дает готовых ответов, зато дает богатую пищу для раздумий. В спектакле много вопросов, а ответы - у каждого свои. Но разве это не замечательно, когда есть такие спектакли, после которых зрителям трудно собрать мозги в кучу? Ведь задавать вопросы и пытаться на них ответить - в этом и есть процесс жизни.

Кстати, Юрий Еремин не только режиссер премьеры «Фирс», но и сценограф, и художник по костюмам, и автор пьесы. Правда, выступает он под псевдонимом Георгий Сорокин. Как рассказал директор театра Евгений Луганский, «Фирс» - это абсолютно новая работа Еремина. И первая постановка должна была быть на сцене Театра имени Моссовета. Но в силу ряда причин в Москве над спектаклем работу отложили, и ставропольская драма первая в стране поставила эту пьесу.

А впереди - череда премьер

Уже на следующий день после спектакля «Фирс» зрителей ждала встреча с героями А. Островского. Премьера «Грозы» была показана зрителям только один раз - в день закрытия прошлого театрального сезона. И увидеть эту самую громкую постановку последних лет удалось не многим. А это было нечто особенное. «Катарсис», «гром среди ясного неба», «у меня нет слов», «вот это да! Вот это завершение сезона...» - именно так характеризовали после просмотра зрители работу режиссера Натальи Зубковой и актеров Ирины Баранниковой, Михаила Новакова, Оксаны Винниковой, Евгения Задорожного и других. И если кто-то думает, вспоминая школьную программу, что это скучно и неинтересно, то ошибается. Нынешняя «Гроза» - это не про «темное царство», а про самую настоящую любовь, очень разную, такую, как бывает в жизни. Именно она поднимает спектакль на такую высоту, что понимаешь - иногда все-таки люди летают, как птицы.

В конце октября зрителей ждет еще одна премьера - комедия по пьесе Кена Людвига «Примадонны». Сюжет спектакля отдаленно напоминает известный фильм «Джентельмены предпочитают блондинок». Два молодых безработных актера случайно узнают, что богатая дама преклонных лет разыскивает своих потерявшихся в детстве племянниц, чтобы отдать им свои миллионы. Те самые совсем не лишние миллионы, ради которых можно рискнуть, переодеться в женское платье и попытаться обмануть тетушку. Режиссер Валентин Бирюков вместе с актерами Игорем Барташом, Ильей Калининым, Еленой Днепровской и другими обещают уморительную комедию, яркую и полную сюрпризов.

В ноябре поклонников Мельпомены ждет еще одна премьера. Режиссер Наталья Зубкова работает над пьесой П. Гладилина «Вышел ангел из тумана». Жанр - не то чтобы комедия. Стоит отметить, что пьесы Петра Гладилина популярны не только в нашей стране, но и за рубежом.

«Это очень ясная и простая семейная история. Но в канву спектакля вкраплены элементы и драмы, и комедии, и философской притчи, - говорит Евгений Луганский. - Я уверен, что о серьезных вещах можно рассказать в игровой, веселой форме, развлекая. Смешное и грустное, мистическое и бытовое, правда и вымысел - все переплелось в этой удивительной, щемящей душу истории о вечных ценностях - мире в семье, терпении, прощении и любви друг к другу». В спектакле заняты народная артистка РФ Наталья Зубкова, заслуженные артисты РФ Александр Жуков и Михаил Новаков, актеры Владимир Петренко, Полина Полковникова и другие.

Но это будет не единственный сюрприз ноября. Настоящий подарок готовит театр для своих зрителей, особенно зрительниц. 23 ноября состоится бенефис заслуженного артиста России Александра Жукова, который в августе отпраздновал 50-летний юбилей. «Мужской разговор» - так будет называться праздничный вечер, который соберет друзей и поклонников любимца ставропольской публики. Надо отметить, что у Александра нынешний бенефис - третий за его творческую биографию. Согласитесь, далеко не каждому актеру выпадает такая честь. Саша заслужил. Недаром про него говорят: «Он - глыба, ему подвластна любая роль, любой образ».

Декабрь в ставропольской драме будет месяцем подготовки большой новогодней кампании. Для маленьких ставропольцев будет подготовлено представление у елки и спектакль «Волшебное колечко для Снегурочки». Автор пьесы, как и много лет подряд, заслуженный артист РФ, актер театра Михаил Новаков.

После Нового года в планах театра постановка мюзикла «Голубая Камея», композитор Ким Брейтбург. К творчеству известного российского композитора ставропольская драма обращалась не раз. Мюзиклы «Леонардо» и «Дубровский» прочно заняли свое место в репертуаре театра.

«Голубая Камея» - история давно минувших лет. Но от этого не менее интересная. Да и как может быть скучной подлинная драма, которая развернулась в конце 18 века в Санкт-Петербурге. Тогда императрица Екатерина Вторая получила секретное донесение из Италии, в котором сообщалось, что некто Елизавета Тараканова, особа неизвестного происхождения, выдает себя за дочь императрицы Елизаветы и объявляет себя претенденткой на российский престол. Историю княжны Таракановой театр уже рассказывал несколько лет назад. Драма «Царская охота», в которой блистали Александр Жуков и Ирина Баранникова, с оглушительным успехом шла несколько сезонов. Сегодня творческий коллектив вновь возвращается к событиям, которые более двух веков назад всколыхнули Россию, но уже в другом жанре.

Ближе к весне зрители увидят спектакль по пьесе Сергея Найденова «Дети Ванюшина». Свою пьесу автор сочинил на заре XX веке, и тогда публика, включая критиков, приняла ее на ура-. Как отмечают в театре, сегодня такой спектакль нужен как никогда. Хоть и прошло не одно десятилетие, а ситуация не изменилась, и рассказ об отношениях «отцов и детей», где у каждого свои личные заботы, очень актуален. Увы, дети перестают заботиться о родителям, родители о детях. Пропадает уважение, доброта, в доме начинается разлад. Устои рушатся, рушатся семейные узы, и в конечном счете рушится то, что должно быть вечным и крепким - отчий дом.

Но и это еще не все

«В репертуарном портфеле театра ждут своей очереди еще несколько постановок. Есть предварительная договоренность с режиссером, художественным руководителем Белорусского музыкального театра Михаилом Ковальчиком, который готов поработать со ставропольской труппой над пьесой английского классика Джона Флетчера «Награда женщине, или Укрощение укротителя». Также наш давний друг Юрий Еремин не против еще поработать с нашими актерами. Пока мы остановились на пьесе «Дальше тишина» американского драматурга Вины Дельмар, - отмечает директор театра. - Сезон только начался. Впереди у театра новые спектакли для детей и взрослых, встречи со зрителями, интересные творческие проекты. Надеюсь, что жители и гости Ставрополья увидят и откроют для себя что-то новое. Ведь в театр приходят не только чтобы развлечься, но и за ответами. В наших постановках будут поднимать не просто вечные темы, а те проблемы, которые существуют в нашей сегодняшней жизни. Дорогие зрители, ждем вас!»

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 13 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.