Вы здесь

«...А В ЭТОМ МЕСТЕ ПО-ДРУГОМУ НЕ ПРОЖИТЬ...»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Таких спектаклей в Ставрополе еще не было. Музыкально-криминально-социальную драму с элементами комедии о лихих 90-х годах прошлого столетия представил на днях творческий коллектив Театра на Гагарина. И хотя художественный руководитель и режиссер-постановщик Тамерлан Коченов отмечает, что премьера - это не совсем спектакль, а больше киношный проект, суть от этого не меняется.

Скажу честно, то, что вы сейчас читаете - это моя ...надцатая попытка рассказать о новой постановке гагаринцев. Несколько дней я не могу подобрать слова, не знаю, с чего начать, у меня нет ни одной мысли, а есть только эмоции, душевное потрясение и практически круглосуточное прослушивание группы «Чайф». Кстати, одна из песен этого коллектива с одноименным названием звучит в конце премьеры в живом исполнении Ильяса Батчаева, солиста ставропольской филармонии.

В этом спектакле вообще много музыки из 90-х. Любимой и актуальной, серьезной и не очень, лирической и бьющей наотмашь, но безумно популярной и тогда, и сейчас. Что-то актеры исполняют сами, а где-то звучит фонограмма. Но музыка в спектакле - тоже персонаж, причем равноправный, а где-то у нее и главная роль.

А еще здесь много драк и бандитских разборок - всего того, что стало главной приметой времени, в котором жили мы всего два десятка лет назад. Все бои показаны очень профессионально. Тамерлан, спортсмен и каскадер, подготовил ребят по высшему разряду. Абсолютно было незаметно, что драки не настоящие, а постановочные.

И конечно же, в этом спектакле есть все, что так важно в жизни: любовь, верность, дружба, чувство долга, ответственность, верность. Есть и то, чего всем хотелось бы избежать, но, увы, мало кому удается: жестокость, предательство, равнодушие, ложь, бесправие, беззаконие...

Это вообще самая трагическая пьеса из всех мною виденных. Шекспир со своими трагедиями, включая самую печальную историю на свете, отдыхает по сравнению с зарисовками из жизни бездомных собак.

Да-да, это спектакль не о людях. Он о собаках. О брошенных собаках. А называется «Псы с городских окраин». Оказывается, есть и такая порода, которая объединяет и дворняжек, и породистых животных. Бывает же так: завел человек собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели хозяину эти хлопоты, и выбросил он четвероногого питомца на улицу. И у собак начинается совсем другая жизнь - собачья. Брошенные животные, оказавшись в новых для себя условиях, по-разному приспосабливаются к непривычным для себя условиям. Кто-то сохраняет достоинство, кто-то крысятничает, кто-то угрозами и силой подминает под себя окружающих, кто-то держится в стороне. А по-другому здесь нельзя, по-другому в этом месте не прожить.

Одним словом, все, как у людей. Недаром их диалоги напоминают разговоры сирот в детском доме, где каждый ждет родителей. Или разговоры бомжей в ночлежке, где обязательно найдется свой негодяй, свой философ и свой интеллигент. Они так же влюбляются и ссорятся, дружат и враждуют, читают газеты, поют под гитару и танцуют. А еще они часто вспоминают своего хозяина. И ждут его. Даже если тщательно скрывают, то все равно ждут. У каждого пса он свой - у одних добрый и ласковый, у других строгий, но справедливый, у кого-то жестокий. Но каким бы ни был этот человек, его собака в итоге оказалась на улице преданной и никому ненужной.

Так и жили бы бездомные собаки на окраине города, если бы не случилось еще одного предательства. Ирландского сеттера, охотничью собаку, бросил хозяин. Привез на свалку и не просто оставил, а на поводке за трубу привязал, чтоб наверняка не вернулся. Именно с его появлением начались события, перевернувшие жизнь всей собачьей стаи. Гордый охотничий пес отказался жить по царившим на помойке законам, платить дань бандитам, стал защищать слабых и униженных. Настоящий Данила Багров из фильма «Брат».

«Мой герой - домашняя охотничья собака, - говорит исполнитель роли сеттера Ирландца актер Константин Маковкин. - У него была любящая семья, достаток, тепло и уют. Сеттер очень умная собака. Он же сразу знал, что хозяин не вернется, но, как говорится, надежда умирает последней. И когда он все-таки перестал ждать, у него в корне поменялось мировоззрение. Не смог он убежать и бросить униженных и беззащитных собратьев, хотя ему и предлагали несколько раз. Не зря же он говорит: «В мире, где мне комфортно - другие стандарты».

Роль Константину удалась стопроцентно. С первых минут его появления на сцене стало понятно, что это не человек, а собака. Как преданно смотрел он на своего хозяина, как заглядывал ему в глаза, как рванул за ним и как удивился, когда понял, что не догнать - поводок мешает.

И так же талантливо сыграли все 34 артиста, занятых в спектакле. А ведь не все из них профессиональные актеры. В постановке участвуют вокалисты, спортсмены, танцоры. Играют потрясающе. Настолько, что через какое-то время перестаешь видеть в них людей. И веришь, что это именно собаки: несчастные, брошенные, вечно голодные, запуганные. Или злые, жестокие, алчные, наглые. Очень понравились типажи всех актеров, смотришь на каждого и мгновенно понимаешь, что за порода перед тобой. А ведь в их образах нет каких-то специальных атрибутов, все одеты в обычную одежду. Вот водолаз Атос (Ильяс Батчаев). Его герой настоящий философ, а по благородству и справедливости не уступает своему книжному тезке-мушкетеру. Вот дворняга Тайга (Маша Миронова) - преданная, самоотверженная, готовая в любой момент прийти на помощь. Про таких говорят, светя другим - сгораешь сам. Вот кавказская овчарка Гор (Тамерлан Коченов). Он, конечно, бандит и главарь группировки. Но к нему нет антипатии, относишься к нему, как к благородному разбойнику Владимиру Дубровскому. Вот бладхаунд Принц (Родион Кощиенко) - эта порода всегда сопровождала знать. В спектакле он тоже находится в свите одного из главарей собачей банды. А еще ее использовали для травли беглых крестьян и рабов. Родион очень натурально сыграл мерзкого типа без совести и чести. А вот лабрадор Жуль (Евгений Изосимов). Добряк и душка, за бабочкой побежал, да не туда забежал. Изображенные характеры настолько разные, насколько разными бывают люди. И для каждого персонажа подобрана специальная музыка, соответствующая его жизни, поступкам, мыслям. Получилось невероятно круто.

Не хочу никого обидеть, но невозможно написать о всех героях. Скажу, что работа всех участников спектакля заслуживает самой высокой оценки. За них по-настоящему переживаешь и волнуешься. И теперь, глядя на бездомную собаку, ловишь себя на мысли, что у нее, наверное, такие же проблемы, которые были озвучены со сцены.

А финал был неожиданным и трагичным. Все-таки я ожидала американского хеппи-энда, но нет. Вся стая гибнет. Впрочем, можно было догадаться - мы ведь живем реалиями и понимаем, что бездомным животным не выжить. Это жизнь с ее прозаичностью. Что и подтверждает песня группы «Чайф» «Псы с городских окраин», которую в конце вживую исполнили герои истории.

После спектакля зрители реагировали по-разному: кто-то бурно обсуждал, кто-то подавленно молчал, кто-то напевал «...а в этом месте по-другому не прожить». Но равнодушных не было однозначно. А одна из зрительниц возбужденно говорила кому-то по телефону: «Давно хочу завести собаку. Но что-то все время мешало. Сейчас отчетливо поняла - не заведу. Собака - очень большая ответственность. А вдруг не сложится? А вдруг я не смогу? И что с ней тогда делать? Куда ее? На улицу? В приют?»

Возможно, она права. Если опустить из ее монолога слово «собака», можно подумать, что речь идет о ребенке, которого собираются взять из детского дома. Разве мало таких случаев, когда сироту брали, а потом возвращали обратно, то есть предавали дважды?

Конечно, собака не ребенок, но вы когда-нибудь задумывались о том, что хотя братья наши меньшие и не умеют говорить по-человечески, но чувствуют ничуть не меньше?

И последнее. Новые театры рождаются довольно редко. Ведь слишком многое должно случиться и благополучно сойтись, чтобы молодая труппа смогла собраться и ставить хорошие спектакли. Какая удача, что в Ставрополе появилась такая театральная компания, где и актеры талантливые, и репертуар - на вес золота, и люди после спектаклей становятся другими, лучше. А художественный руководитель и режиссер - энергетический узел всего коллектива, щедро раздающий свою энергию всей команде.

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.