Вы здесь

И СМЕШНО ДО КОЛИК, И ГРУСТНО ДО СЛЕЗ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В творчестве Ставропольской драмы поставлено многоточие - завершился 170-й театральный сезон. Сезон тяжелых драм и до слез смешных комедий, который подарил нам очередное подтверждение высочайшего мастерства наших актеров. В ушедшем 170-ом сезоне было показано более 250 спектаклей, которые собрали аудиторию в 17,5 тысяч зрителей. Наполняемость зала составила более 75 процентов - на протяжении многих лет это один из лучших показателей не только на Северном Кавказе, но и в России.
Юбилейный сезон Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова был поистине ярким и запоминающимся как для зрителей, так и для артистов. Театр в этом году успел все: порадовать поклонников Мельпомены выпуском восьми премьерных спектаклей, провести всероссийский фестиваль «Театральные встречи на Кавказе. Лермонтов и Кавказ», поучаствовать в Международном театральном форуме в Анкаре, отпраздновать юбилей заслуженного артиста России Бориса Щербакова, принять участие во всех значимых для города и края событиях, провести выездные спектакли в районах края и перед отпуском отправиться на гастроли в Минск.
Международные гастроли в республику Беларусь и стали причиной того, что Ставропольская драма ушла на «каникулы» так рано, 10 июня. Впрочем, нынешний сезон и начинался необычно. За две недели до даты официального открытия зрителям была представлена постановка «Колыбельная для Гамлета», осуществленная международной группой в рамках грантового проекта сотрудничества с арт-агентством ArtUniverse «Искусство Вселенной» при поддержке University Global Theatre Experience (IUGTE - Глобальный театральный опыт) из Лондона.
Этот необычный спектакль с оригинальной концепцией и подходом к шекспировской драматургии, где много пластики и музыки, где язык тела и движение играют ключевую роль, увидели не только ставропольские зрители. Уже в ноябре актеры побывали в Анкаре, где представили жителям Турции ставропольскую версию «Гамлета».
«Это был первый международный фестиваль, в котором наша труппа принимала участие, - говорит директор театра драмы, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - Мы были очень горды, что Ставропольский театр был на фестивале в Анкаре единственным коллективом из России. Конечно, мы волновались. Но нам удалось завладеть вниманием зала. Во время спектакля стояла абсолютная тишина, такая, что я слышал дыхание актеров. В конце был шквал аплодисментов, крики «браво!». Зрители, даже не зная русского языка, поняли и приняли спектакль».
А открылся сезон 15 октября, в день, когда во всем мире отмечали 200-летие со дня рождения великого русского литератора М.Ю. Лермонтова, чье имя вот уже не одно десятилетие с честью носит театр.
Спектакль «Маскарад» в постановке московского режиссера Юрия Еремина - дань памяти великому поэту, писателю и драматургу, жизнь и смерть которого неразрывно связаны с Кавказом и Ставропольем. Блестящая постановка, соединившая в себе и хитросплетения любви, и клубок интриг, и водовороты пороков человеческих, с не менее блестящими актерскими работами стала самой яркой премьера сезона. А роль Арбенина, которую так талантливо сыграл Игорь Барташ, по мнению театралов, стала для актера звездной.
Но не только премьерой «Маскарад» отмечала театральная общественность юбилей поэта. 25 октября ставропольская драма принимала в своих стенах участников первого всероссийского фестиваля «Театральные встречи на Кавказе. Лермонтов и Кавказ».
«Для нас было большой честью принимать на своей сцене этот праздник театрального искусства, - говорит Евгений Иванович. - На фестивале были показаны спектакли по лучшим произведениям Михаила Юрьевича. Зрители смогли увидеть две версии «Маскарада» - нашу и Ростовского академического театра имени Горького. Также мы показали один из лучших спектаклей нашего репертуара - «Герой нашего времени». Театр «Школа драматического искусства» из Москвы представил зрителям постановку «Мцыри», а Ставропольский государственный театр оперетты продемонстрировал спектакль «И звезда с звездою говорит».
Нужно отметить, что театральный фестиваль прошел с большим успехом. Особый интерес у зрителей вызвала постановка театра «Школа драматического искусства» - «Мцыри». Спектакль вызвал шквал эмоций у ставропольской аудитории: сочетание глубокого поэтического текста, невероятной пластики и музыки, которую можно услышать только высоко в горах в монастырях, приковало к себе внимание не избалованной подобными впечатлениями публики.
А сезон тем временем набирал обороты. Зрители от души веселились и до колик хохотали над комедиями «Ох, уж эта Анна» и «Случай в темной комнате», грустили, задумывались о себе и о своей жизни после спектакля «Страсти по Торчалову», любили, плакали и умирали вместе с защитниками Брестской крепости в военной драме по повести Б. Васильева «В списках не значится»...
Отзывы о всех премьерных спектаклях, как это всегда и бывает, были самые разные. Но одно можно сказать с полной уверенностью - каждый из них нашел своего зрителя. Как и одна из последних премьер сезона - лирическая комедия Н. Коляды «Баба Шанель». Речь в спектакле идет о старушках, поющих в народном хоре общества инвалидов. И о том, как праздничный день - 10 лет со дня образования ансамбля - стал для них последним.
История про поющих бабок, действительно, в большей степени веселая. Поначалу мы хохочем, лицезрея сей старушечий хор, младшей из участниц которого 70 лет, а старшей скоро исполнится 90, а потом - плачем.
В спектакле не просто разворачивается, а обнажается жизнь. Сначала - как фарс, а потом - как трагедия. Перед нами мир российской старости, состоящий из одних женщин - одиноких, ущербных, заброшенных, впавших в маразм, но не сдавшихся, цепляющихся за жизнь и живущих вопреки своим болезням. У кого-то уже нету памяти, у кого-­то - зрения, у кого-­то - слуха, но они вдохновенно поют в своем хоре, ставшем их спасительным кругом на самом краю завершающейся жизни...
Трагедия начинается с появлением новой участницы ансамбля, которой уготована роль солистки. Мало того, что эта Роза Николаевна оказалась младше любой из них (ей лишь 55!), так она еще и пытается переключить на себя внимание их музыкального руководителя и кумира всех участниц хора - Сергея. И теперь, когда в прежнем мире у них отнято все, старушки друг за другом уходят из жизни. Снимают с себя свои нелепые концертные наряды, предстают перед нами молодыми и красивыми, словно вырвавшаяся из плена душа, которая, несмотря на возраст, всегда остается молодой, и переходят в мир иной. А потом, уже примерив на себя смерть, сбившись в кучку, глядят в оставшуюся позади жизнь и вновь жадно мечтают о ней, готовые на все, только бы жить.
Монологи уходящих, снимающих сарафаны участниц «Наития» заставляют сердце сжиматься. Вроде слова-то все простые, знакомые, но они затрагивают душу каждого. Ведь от старости и одиночества, предательства и болезней никто не застрахован.
Не могу не сказать об актерском ансамбле спектакля. Наши артисты как-то по-новому блеснули гранями своего дарования. Как авантюрно и бесшабашно Людмила Ковалец, Светлана Колганова, Ирина Баранникова, Светлана Светличная, Лада Гольдман изображают нелепых и трогательных старух, как они талантливо рисуют уникальные типажи наших русских теток, прошедших чуть ли не весь ХХ век и встретивших век XXI.
«Баба Шанель» - очень достойное завершение сезона. Театр много уделяет внимания проблемам молодежи, а вот такого пронзительного спектакля о старшем поколении не было давно. Одинокие старики, больные, ущербные - они живут рядом с нами. А много ли мы уделяем им внимания? Все куда-то спешим, торопимся, некогда остановиться и задуматься о том, что старость не минует и нас... И если хотя бы десять человек из зала после спектакля позвонили своим родителям, оглянулись по сторонам и помогли своим одиноким пожилым соседям (просто поговорили), значит и актеры, и режиссер работали не зря.
Театральный сезон завершен, но до того как уйти в отпуск, коллективу предстоит еще очень многое сделать. Сегодня практически все наши артисты находятся на гастролях в Минске. На сцене Белорусского академического музыкального театра идут лучшие постановки текущего репертуара. Спектакли «Леонардо», «Кастинг», «Сотворившая чудо», «Недоросль», «Страсти по Торчалову», «Одолжите тенора», «Случай в темной комнате», «Колыбельная для Гамлета», «Пойди туда - не знаю куда» - минчане впервые знакомятся с творчеством старейшего в России театра, потому как до июня 2015 года ставропольская труппа прежде никогда не выступала в Минске.
«Даже во времена Советского Союза, когда театр много гастролировал по братским республикам, находящимся на европейской территории страны, в Белоруссию мы не выезжали», - говорит директор театра. - Вообще, это первые международные гастроли за долгое время. Конечно, мы переживаем, будет ли публика, вызовет ли интерес наши спектакли. Одно дело, когда мы играем в Ставрополе, и совсем другое - в другой стране. Даже в России, в другом регионе, есть свои театральные традиции. А тут - вот уже более 20 лет - другая страна. Нужно понять публику, убедить в правоте своей позиции. Мы везем с собой все декорации. Затратно, конечно, но по-другому нельзя, ведь оформление спектакля - важная часть творческого замысла, и любая деталь имеет определенное значение для восприятия. Так что минчане увидят наши постановки точь-в-точь в таком виде, в каком их смотрит ставропольский зритель».
Продлятся гастроли до 25 июня, потом вся труппа уйдет в отпуск. А уже в августе продолжится подготовка к новому 171-му театральному сезону. О том, каким будет репертуар в новом театральном сезоне, говорить пока рано, но планов и задумок много.
«Мы постараемся не разочаровать нашего зрителя. Во время гастролей в Минске начнутся репетиции спектакля по пьесе Александра Коровкина «Тетки» в постановке Михаила Ковальчика, известного ставропольскому зрителю по работе над спектаклем «Недоросль». Михаил Станиславович давно работает в Минске в театре, куда мы отправляемся на гастроли. «Тетки» - типичная комедия положений, в которой есть все, присущее искрометному жанру. Лихо закрученная интрига, путаница, череда недоразумений, которые заставляют публику смеяться без умолку. Чтобы не терять времени, наши актеры приступят к репетициям уже в Белоруссии. В спектакле будут заняты народная артистка РФ Наталья Зубкова, заслуженный артист РФ Александр Жуков, артисты Ирина Баранникова, Людмила Дюженова, Владимир Лепа и другие, - говорит Евгений Луганский. - В августе режиссер Юрий Еремин приступит к репетиции спектакля «Жизнь прошла» по пьесе А. Чехова «Дядя Ваня». Наша молодежь репетирует спектакль, посвященный Году литературы в России. Готовимся мы и к юбилейной дате - в декабре мы будем отмечать 170-ый день рождения нашего театра. Одним словом, в следующем сезоне ставропольцев ожидают как любимые репертуарные спектакли, так и премьерные постановки. До встречи в октябре!».
Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
14 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.