Вы здесь

GPS-сигнал вместо колючей проволоки

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Или как преумножить гуманность и сократить расходы на преступников
Домашний арест многим из нас знаком благодаря зарубежным фильмам. Однако мало кто знает, что эта мера пресечения существовала в России еще с 1864 года. УПК РСФСР 1923 года также предусматривал домашний арест, который тогда достаточно широко применялся. Но уже в 1960 году из УПК РСФСР данная мера пресечения была исключена. А в 2002 году ее снова закрепила 107 статья УПК РФ. Только вот популярность к домашним арестам возвращаться не спешила. В 2011 году к этой мере пресечения было приговорено 824 человека. Но все круто меняется с первого января 2012 года, когда в силу вступил закон, внесший изменения в уголовный кодекс, согласно которым обязанность по исполнению домашнего ареста была возложена на сотрудников УФМС. В этот же период число домашних арестов возрастает до 1518 человек, в 2013-ом этой мере наказания подверглись более 2 тысяч, а за 1 квартал этого года уже 1448. А возможно это стало, по большей части, благодаря усовершенствованию технических средств контроля за домашними арестантами.
На сегодняшний день домашний арест является второй по строгости мерой пресечения после заключения под стражу. Согласно законодательству время домашнего ареста защитывается в срок содержания под стражей. Суть данной меры пресечения заключается в том, что обвиняемый или подозреваемый не свободен в передвижении. Но чувство безнаказанности, которое поначалу может возникнуть у осужденного, довольно обманчиво. Ведь наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырех месяцев (или более, все зависит от тяжести преступления, обстоятельств дела и решения суда), и все это время преступнику придется просидеть в четырех стенах или ходить по строго определенному маршруту. Впрочем, слово преступник для данной категории заключенных звучит достаточно громко. На домашний арест могут рассчитывать только осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, граждане, попадающие на скамью подсудимых впервые, или осужденные за преступления по неосторожности, а также получившие наказание на срок от шести месяцев до двух лет и, конечно, несовершеннолетние. Возможность применения домашнего ареста предусмотрена также тогда, когда полная изоляция лица не вызывается необходимостью или нецелесообразна с учетом состояния здоровья, семейного положения и других заслуживающих внимания обстоятельств. Кроме того, домашний арест применяется к лицам, ожидающим наказания или проходящим по особо резонансным делам. И если раньше ждать решения суда приходилось в СИЗО, то теперь большинство из тех, кто подходит под перечисленные выше категории, сможет отбыть наказание дома, а в некоторых случаях даже без отрыва от производства.
Исключения составляют разве что военнослужащие, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица, не имеющие места постоянного проживания на территории России.
Применение этой меры наказания уже на первых порах позволило снизить количество преступников, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, привести в норму, в том числе и квадратные метры, положенные каждому заключенному в соответствие с евростандартами.
- У нас большое количество лиц освобождается решением суда еще из следственного изолятора, - рассказывает заместитель начальника УФСИН полковник Вячеслав Виноградов, - или при несерьезном проступке получают наказание, не связанное с лишением свободы. Тем не менее, эти несколько месяцев человек обязан просидеть взаперти бок о бок с настоящими преступниками, что в свою очередь приводит к немалым психологическим травмам. Также это может привести к потере работы и неприятию обществом. После нескольких месяцев заключения человеку придется заново адаптироваться к жизни на воле, а реабилитационных центров, которые бы могли ему в этом помочь, в России крайне мало. И кроме того, на их содержание тратятся большие бюджетные средства. А если человек приговорен к штрафу, сидение в изоляторе не поможет ему быстрей рассчитаться по иску.
- Применение домашнего ареста на Ставрополье развивается в положительной прогрессии, - считает сотрудник уголовно-исполнительной инспекции капитан Павел Штепа. - В этом году мера пресечения в виде домашнего ареста была исполнена для 170 человек, а на данный момент на учете стоит 106 заключенных.
Конечно, не все и не всегда проходит гладко, ведь некоторые заключенные либо недооценивают оказанное им доверие, либо относятся к возложенной на них ответственности спустя рукава. Но в целом сотрудники исполнительной инспекции альтернативной мерой заключения под стражу вполне довольны. К тому же не так давно на помощь надзирателям пришли технические средства, обмануть которые крайне сложно.
Сдерживают ставропольских преступников довольно-таки нехитрые приспособления: стационарное устройство, по виду очень похожее на обычный проводной телефон, предназначенное не для того, чтоб осужденный не покидал определенного периметра. С его же помощью можно без труда и в любое время связаться с дежурным на тот случай, если возникли проблемы со здоровьем или произошли форсмажерные обстоятельства. Как правило, такое устройство устанавливается, если судом выбрана мера пресечения домашний арест без права покидать место своего постоянного или временного проживания (квартиру, дом, дачу и т.д.). К тому же такие заключенные ограничиваются определенным кругом общения, им запрещается получать и отправлять корреспонденцию или вести переговоры с использованием любых средств связи.
Однако кроме стационарных предусмотрено мобильное устройство - на вид оно напоминает увеличенную в размерах рацию, которую заключенный должен постоянно носить на поясе. Такое устройство не позволяет человеку выходить за пределы установленных судом маршрутов. К примеру, нельзя выезжать за пределы данного муниципального образования. То есть, если вы проживаете в Ставрополе, то съездить к куму в Михайлосвк или отдохнуть на Кавминводах уже не получится. Такая мера чаще всего применяется к алиментщикам - человек может посещать работу, что способствует более быстрой отдаче денег, а вот покинуть город или зайти в развлекательное заведение - нет. Часто такие меры применяются и к особо рьяным фанатам. Специально для них на электронной карте устройства отмечаются запрещенные для посещения осужденным объекты, в данном случае стадионы. Также можно применять эти устройства для ограничения передвижения в определенные часы. То есть ввиду совершенного преступления осужденному не разрешается выходить на улицу к примеру с 22 часов ночи до 6 часов утра.
Ну и самая главная часть, обязательно входящая либо в стационарный, либо в мобильный комплект - это электронный браслет. Для большего удобства ношения браслет надевается на ногу заключенного. И как только ремни браслета (единственная одноразовая часть) защелкиваются, сразу начинают считываться температура тела заключенного и прочие окружающие факторы. Эти данные в свою очередь отображаются на пульте мониторинга, который установлен в каждом из 35 филиалов УФСИН. И если недобросовестный заключенный попробует снять украшение, на пульт сразу поступит сигнал о повреждении или информация о том, что браслет долгое время находится без движения. Кстати, повредить это невзрачное на вид устройство достаточно сложно. Оно не поддается обычным ножницам, не реагирует на попадание воды и способно выдерживать температуру до 85 градусов цельсия. И, в общем-то, именно браслет является ключевым в цепи слежения. Если заключенный отклоняется от заданного пути или покидает дозволенный периметр, током его конечно не ударит, стрелять на поражение браслет тоже не начнет, да и за ногу не удержит. Но на электронной карте срабатывает датчик, который показывает, куда направился заключенный и на пульте появляется сообщение. На первый раз любитель нарушать правила может отделаться предупреждением, но при повторном ослушании меры наказания могут ужесточиться вплоть до замены домашнего ареста на заключение в настоящих местах лишение свободы.
Впрочем, есть и другие формы слежки. Например, контрольные проверки и звонки. К осужденному, находящемуся под домашним арестом, в любое время могут прийти люди в форме. А он сам должен в определенные часы звонить диспетчеру службы надзора и докладывать, где находится: аппаратура идентифицирует голос и вычислит место, откуда звонили. Также закон разрешает использовать аудиовизуальные средства контроля.
Но удовольствие это, нужно сказать, не из дешевых. Один только мобильный набор стоит около 40 тысяч рублей, а стоимость стационарного достигает 48,5 тысяч. Однако несмотря на столь внушительные суммы специалисты УФСИН уверены, что подобные меры позволят в значительной степени сократить бюджетные расходы на содержание заключенных. Обусловлено это, прежде всего, возможностью многоразового использования наборов электронного контроля. Тогда как при классической системе отбывания наказания, на одного заключенного в месяц тратится около 4 тысяч рублей. При содержании осужденных в изоляторах им нужно обеспечить свет, воду, трехразовое питание, постельные принадлежности. И это при том, что только на медобслуживание осужденных в крае ежегодно тратится порядка 70 миллионов рублей.
Кстати, подобные устройства давно и широко используют в Европе и в Америке. Всего по миру задействовано больше двухсот тысяч электронных браслетов, надетых на нарушителей закона. В Великобритании специальные GPS-устройства обязаны не только носить на теле электронный датчик, но и звонить в компанию, установившую этот датчик, пять раз в день. Правоохранительные органы США широко применяют электронное наблюдение за преступниками. А приговоренные к небольшим срокам имеют право попросить у судьи заменить им тюремное заключение на домашний арест с ношением электронного браслета. Каким будет дальнейшее отношение к браслетам в России, покажет время. Но пока новомодные гаджеты пришлись по вкусу как надзирателям, так и самим заключенным.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет