Вы здесь

У страха глаза велики?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Моя шестилетняя дочь ни с того ни с сего стала бояться темноты, и уложить ее спать теперь можно, только если в комнате включен ночник. Да и одна она оставаться тоже не хочет. Сколько раз я с ней пыталась поговорить, доказать, что бояться нечего. Она вроде бы понимает, но пересилить себя не может. И что теперь с ней делать, не знаю», - поделилась на днях со мной знакомая.
С подобными проблемами родители, к сожалению, сталкиваются нередко. Любой из нас может с ходу назвать множество детских страхов. Один ребенок боится кататься с горки, другой - воды и ни за что не соглашается плавать в бассейне, третий приходит в ужас при виде незнакомой собаки, четвертый начинает плакать, как только услышит слова «врач» или «укол»...
С вопросом, в чем причина детских страхов и как можно помочь детям, мы обратились в «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис» краевого центра. На наши вопросы ответила психолог центра Татьяна Дегтева.
- То, что людям свойственно бояться, вполне естественно, ведь нас окружает такой большой, временами непонятный и непредсказуемый мир. Если говорить о детях, то нужно отметить, что изначально, с момента рождения, каждый человек - словно чистый лист, и биологический механизм страха у него отсутствует. Ребенок не понимает, как правильно нужно реагировать на какие-либо опасные вещи или события. К примеру, все мы слышали истории о том, что малыши брали в руки ядовитых змей, и те их при этом не кусали. Объясняется это тем, что ребенок не имел представления о том, что рептилию нужно бояться, и, соответственно, у него не вырабатывались определенные ферменты, связанные с выбросом адреналина в кровь и характерная для страха модель поведения. Как следствие, животное не чувствовало для себя опасности и не нападало, - говорит специалист.
При этом механизм страха формируется только в том случае, если взрослый человек рядом реагирует определенным образом, к примеру, закричит: «Что ты делаешь? Брось сейчас же!» В подобной ситуации ребенок реагирует не только на эмоции и мимику взрослого, но и на неожиданность их проявления, и подобная реакция закрепляется мгновенно благодаря инстинкту самосохранения.
Такая реакция мам и пап может привести к тому, что у ребенка вырабатывается ситуативный страх. Если же подобная ситуация повторяется, а так происходит, понятное дело, не раз, и не два, то у дошкольника начинает формироваться определенный стереотип поведения.
То же самое может произойти, если девочка или мальчик видит, как ведет себя в той или иной ситуации его сверстник. «Петя боится собак, значит, я тоже буду бояться», - делает вывод ребенок. Первоначально он использует этот стереотип, играя, а впоследствии, если взрослый подтвердит, что он повел себя правильно, то модель поведения может закрепиться.
Бывает и такое, что взрослые, не осознавая последствий, специально формируют страхи у детей: не ходи в ту комнату - там «бабайка», выйдешь на улицу - тебя украдут цыгане и т. п. Информация попадает в благодатную почву, и малыш начинает фантазировать. А если на это накладываются страшные кадры из фильмов, которые он когда-то увидел, даже мельком, эпизоды каких-то рассказов взрослых, то тогда формируется страх.
Наиболее быстрый и сильный механизм формирования страха связан с наличием психотравмирующей ситуации (удушье при попадании в воду, укус собаки, травма при падении, болевые ощущения и вид крови после прохождения помещения в темноте и т. п.). Такой страх наиболее стойкий и сочетается с паническими проявлениями.
Свою лепту в формирование страхов у детей может внести просмотр ими определенных мультфильмов и передач. Тем более что телевизор сегодня многими из нас практически все время не выключается, пока мы находимся дома. И то, что для взрослых просто шумовой фон, детьми может восприниматься серьезно. Так что обязательно обращайте внимание, на какую возрастную аудиторию рассчитана та или иная передача или мультфильм. Взрослым следует помнить и о том, что мозг человека отключается постепенно, а не после того, как они нажали на кнопку телевизора или компьютера. Поэтому выключать их лучше как минимум за час до отхода ребенка ко сну, чтобы малыш не продолжал во сне смотреть мультфильм либо играть в компьютерную игру, к которым подключается еще и фантазия ребенка. Иначе ночные кошмары обеспечены!
И еще. Страхи, тревоги, фантазии у ребенка появляются, если он предоставлен сам себе. Когда же он смотрит передачу с родителями, которые по ходу просмотра вносят определенные комментарии, объясняют происходящее на экране, ребенок воспринимает информацию нормально, без искажений. Да и вообще, многих проблем можно избежать, если вы будете достаточно внимательны к своему малышу.
Вместе с тем большое значение имеет обстановка в семье. Если в доме царит атмосфера спокойствия, доброжелательности, тогда и малыш почувствует уверенность, заботу, комфорт и быстро справится с тревогой и страхом.
И все-таки что делать, если страх уже поселился в душе вашего ребенка? В такой ситуации нужно попытаться понять причины и найти слова, которые помогут малышу. Ребенку необходимо объяснять, почему не стоит этого сильно бояться. Если его пугает что-либо предметное, то, что можно увидеть, потрогать, тогда можно попробовать поиграть с ним в игрушки, символизирующие объект страха. Например, ребенок боится больших кошек. Поиграйте с ним с игрушечными кошками, посмотрите, как он будет реагировать на них, потом пусть он подойдет к маленькому настоящему котенку. Если не испугается, предоставьте возможность брать на руки взрослых животных.
В случае если самостоятельно справиться с ситуацией не получается, необходимо сразу обратиться к специалистам. Ведь если вовремя ребенок не справится со страхом, то впоследствии он может перейти в фобию, которая доставит ему немало проблем уже во взрослом возрасте. При этом важно учитывать, что легче всего страхи поддаются коррекции в детском возрасте.
- Мы часто работаем с детскими страхами. При корректировке используем различные технологии: игровые, сказкотерапевтические, арт-технологии и другие. Одна из наиболее эффективных из них - песочная терапия, или sand-art терапия. Этот относительно новый метод позволяет не только формировать у ребенка способность к самовыражению и творческому восприятию мира, развивать память, внимание и пространственное воображение, но и великолепно корректировать детские и взрослые страхи. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок или рисуя на песочном столе с подсветкой, малыш открывает перед нами мир своих фантазий и переживаний, тревог и страхов, проблем и конфликтов, - говорит Татьяна Дегтева. - А это в свою очередь превосходная возможность для психолога скорректировать эмоциональное состояние и устранить страх. Вообще, побороть его крайне важно, ведь перестать бояться для ребенка - значит радоваться каждому дню и полноценно жить.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет