Вы здесь

БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

03.07.2013
БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Александр ЕМЦОВ

Начало в СГВ № 15 - 38 2012 г., № 21, 22 2013 г.
3 июня первое заседание суда состоялось. Представитель обвинения зачитал обвинительное заключение в отношении Бестужего. Документ более чем солидный, насчитывает 138 страниц, подписан заместителем прокурора Ставропольского края С. Шавкутой. Совершенно новое для меня в нем - первый эпизод о взятке в сумме 1 миллион 800 тысяч рублей. Раньше я о нем подробно не писал. Относится эпизод к 2009 году - периоду, когда Бестужий был еще вице-мэром.
Из обвинительного заключения следует, что некто Р. Гогуев задумал организовать в Ставрополе станцию техобслуживания и обратился в поисках земельного участка к риэлтеру С. Лавровой. Та вывела его на Н. Крайтор. Та - на Л. Козлова. Козлов знает, что есть свободный участок муниципальной земли площадью 25 соток в районе дома по улице Доваторцев 71/1. Это почти рядом с торговым цетром «О Кей», на красной линии. Его и предлагает Гогуеву. Тот соглашается. Но то ли И. Бестужего в те дни на месте не было, то ли в тот период наш расторопный общественный помощник еще не был к нему вхож, но Козлов выходит на брата вице-мэра - в то время депутата городской думы Е. Бестужего. Тот переговаривает с братом и получает согласие.
Не позднее 14 августа у входа в администрацию города встречаются Козлов, Лаврова, Крайтор и Гогуев. Переходят в сквер, толкуют. Козлов сообщает Гогуеву, что участок получить можно, но за взятку два миллиона рублей. Он не скрывает, что большая часть этих немалых денег будет передана вице-мэру Бестужему, от которого в конечном счете и зависит предоставление участка. Гогуев соглашается. При этом говорит, что участок надо оформить на его родственника А. Хачирова.
После этого состоялась еще одна встреча Гогуева с Козловым, на которой последний объясняет, какое и как надо написать заявление на получение земельного участка. 14 августа Гогуев приезжает с Лавровой и Крайтор и привозит требуемые два миллиона. Проходят в здание администрации. Козлов отводит покупателя... в туалет администрации, где и принимает от него деньги. Все логично: грязные деньги и брать надо в грязном месте. Из них двести тысяч рублей Козлов передает Крайтор - за оказанные риэлторские, а реально посреднические при получении взятки, услуги. Та в свою очередь объяснила следствию, что поделила их пополам с Лавровой. Остальные миллион восемьсот тысяч на другой день Козлов заносит Бестужему вместе с заявлением от Хачирова.
- Это за участок на Доваторцев - говорит Козлов, протягивая Бестужему конверт. Тот берет деньги и в ответ ставит свою подпись на листке резолюций, сопровождающих заявление Хачирова, прикрепляет его степлером к заявлению. Далее Козлов передает документы Крайтор, та - в комитет градостроительства, хорошо нам известному В. Еличеву. Он уже в курсе, Бестужий устно объяснил ему, что, когда придет заявление на земельный участок в районе улицы Доваторцев 71/1, надо будет подготовить документы на аренду, не мешкая.
Обратите внимание, заявление минует обычное делопроизводство, когда документы пересылаются по службам. Его носят, как дипломатическую ценную почту, из одного большого кабинета в другой. Хотя согласитесь, бумажку стоимостью два миллиона трудно назвать не ценной.
Напоминаю, все это происходит в период с 14 по 17 августа. Документы комитетом Еличева изготавливаются быстро, но лежат без движения до 9 декабря. В этот период Бестужий еще вице-мэр, у него нет права подписи постановлений о выделении земельных участков. Но именно 9 декабря мэр Н. Пальцев уезжает в двухдневную командировку в Москву, оставляя вместо себя Бестужего. И вице-мэр, как законный и.о. мэра, воспользовавшись возможностью, отрабатывает взятку - подписывает постановление администрации города №1715 от 09.12.2009 «О предоставлении Хачирову Ахмату Хасановичу земельного участка для организации автостоянки в районе жилого дома №71/1 по улице Доваторцев в квартале 524». Участок выделяется в аренду на пять лет. В постановлении будет написано в скобках - «без права капитального строительства». Когда Гогуев получит его на руки и увидит эту надпись, то возмутится: как же так, он планировал построить там станцию техобслуживания, а получил землю всего лишь под автостоянку, да еще и без права капитального строительства? Козлов его успокоит: пока так, со временем мы примем документ об изменении целевого назначения земельного участка, и впишем туда все, что пожелаешь.
Но этого так и не было сделано. Наоборот, когда в 2011 году следственные органы начали проверять законность всех принятых городской властью постановлений о выделении земельных участков, Бестужий, уже будучи главой администрации, ...отменяет постановление №1715. Так он пытался замести следы. Когда Гогуев понял, что у него и два миллиона взяли, и землю не дали, то есть попросту кинули, он пишет заявление в правоохранительные органы. Так в уголовном деле Бестужего возникает новый эпизод с миллионом восемьюстами тысячами рублей взятки. И у следствия, к тому времени уже вовсю раскручивавшего дело о пятидесятимиллионной взятке, появляется основание говорить о системе получения взяток, сложившейся в городской администрации.
Второй эпизод обвинительного заключения в отношении Бестужего - то самое нашумевшее дело о покушении на пятидесятимиллионную взятку за пятигектарный участок муниципальной земли в районе улицы Ландшафтной. Мы уже много раз его пересказывали, поэтому здесь изложим вкратце. Шматенко в поисках земельного участка обратился к Крайтор. Та - к Козлову. Козлов - непосредственно к Бестужему. Тот назвал сумму - 50 миллионов. Крайтор в свою очередь набавила свои «комиссионные», и запросила со Шматенко 54 миллиона. Во время передачи Белкиным, заменившим Шматенко (подозреваю, что это уже вступил в дело оперативник, поскольку Шматенко вдруг потребовалось куда-то срочно уехать), двенадцатимиллионного аванса непосредственно в руки Крайтор, оперативники, которые уже до этого держали всю компанию под колпаком, вмешиваются, прижимают Крайтор и дальше она соглашается сотрудничать со следствием. Передача денег Козлову транслировалась уже в микрофон в петличке Крайтор.
Козлов, получив сумку с двенадцаться миллионами двумястами тысячами - так сказать, первый транш от всей взятки, - кладет деньги в шкаф в коридоре администрации. Тут его и берут оперативники. Хотя деньги непосредственно до Бестужего не дошли, но - по не зависящим от него обстоятельствам, поэтому обвинение посчитало его виновным в покушение на получение взятки в особо крупном размере.
Эпизод третий обвинительного заключения - Бестужий приобрел и незаконно хранил у себя дома в оружейном шкафу шесть боевых патронов для нарезного оружия калибра 7,62. Что запрещено законом «Об оружии». Такие патроны подходят и к боевому оружию. Все это следствие квалифицировало как незаконное приобретение и хранение боеприпасов.
Но самая интересная часть обвинительного заключения - собранные следствием доказательства, подтверждающие совершение Бестужим преступления. Если говорить об эпизоде со взяткой миллион восемьсот тысяч рублей, то прежде всего, это показания Козлова. Одни он давал в качестве обвиняемого, (напомним, что он уже осужден за пособничество во взятке, приговор вступил в законную силу), другие - в качестве свидетеля по делу Бестужего. Причем именно вторые следствие считает наиболее правдивыми и объективными, поскольку к этому моменту все обстоятельства преступления самого Козлова были проверены и установлены, и над ним ничего не довлело. В первых же, по оценке следствия, прослеживаются попытки избежать или, по крайней мере, минимизировать последствия преступления. И это по-человечески понятно.
Следующее важнейшее доказательство - показания Крайтор об обстоятельствах получения и передачи взятки. И здесь та же история. Поначалу, пока она была обвиняемой, часто путалась. Когда же после суда над ней перешла в статус свидетельницы, показания стали более логичными и правдивыми. И во многом помогли следствию выстроить всю картину преступления.
В показаниях Гогуева подтверждается, что именно Козлов сказал ему, что получить земельный участок можно только через денежное вознаграждение и назвал сумму взятки - два миллиона рублей. В остальных деталях они сходятся с показаниями Козлова и Крайтор.
Лаврова была не так словоохотлива в своих показаниях. Дважды отказалась отвечать на вопросы следствия, сославшись на статью 51 Конституции РФ, позволяющую не свидетельствовать против себя. На третий раз пришла на допрос с адвокатом, хотя это было не обязательно, она находилась в ранге свидетеля. Всячески отрицала получение ею от Крайтор ста тысяч рублей за посредничество. Одним словом, была плохим помощником следствию. Ценным из ее показаний является только то, что она признала, что свела Гогуева с Крайтор и присутствовала на описанных выше встречах.
Большой интерес в доказательствах представляют показания работников администрации. Их несколько. И первое - показания Еличева. Он, например, рассказал, что Бесстужий дал ему прямое указание при поступлении документов с его резолюцией на участок в 25 соток в районе Доваторцев, 71/1 незамедлительно готовить весь пакет документов для оформления договора аренды. Еличев подтвердил, что к заявлению был приколот сопроводительный документ с резолюцией «В работу» и подписью Бестужего. Более того, после одного из совещаний он остался в кабинете Бестужего. Тот спросил, как идет работа над оформлением участка по Доваторцев, в районе дома 71/1. Но вот что интересно: при предъявлении Еличеву землеустроительного дела, он листка резолюции с подписью Бестужего не увидел. Следы от степлера остались, а сам листок исчез. Так и заметаются следы преступления.
Но практика в городской администрации в тот момент была такая, что ни по одному земельному участку, готовящемуся для передачи в аренду, работы по оформлению не начинались без резолюции Бестужего. Он ввел такой порядок и добивался, чтобы он неукоснительно соблюдался.
Следствие посчитало, что показания Еличева свидетельствуют об активных действиях Бестужего, направленных на получение взятки за предоставление земельного участка в аренду. Показания Еличева об указаниях Бестужего принять заявление по земельному участку по Доваторцев и оформить необходимые документы для предоставления земельного участка в аренду согласуются с показания Козлова, Крайтор, Гогуева об имевшем месте получении взятки в особо крупном размере. Кроме того, показания Еличева подтверждают наличие единой преступной схемы получения Бестужим взяток через Козлова за предоставление земельных участков в аренду, поскольку аналогичные указания Бестужий давал Еличеву по эпизоду покушения на получение взятки от Шматенко.
Руководитель правового управления комитета градостроительства И. Водяник дала следствию пояснения по постановлению Бестужего, которым он отменил свое же постановление о выделении земельного участка Хачирову. По ее мнению, документы готовились, скорее всего, в один день, скоропалительно. Из них непонятно, что стало основанием для работы по отмене. Никаких внутренних проверок в тот момент не проводилось.
Хотя тут все объясняется просто. Следственные органы перед этим провели обыск на рабочем месте Козлова, изъяли документы о выделении участка Хачирову. Дураку было понятно, чем дело запахло. Бестужий подумал, что отменой постановления он следы заметет. Не тут то было.
Интересны показания еще одного свидетеля из бывших работников администрации - Г. Королевой. Она ранее работала управляющей делами администрации города. Отвечая на вопрос следствия, нормально ли, что постановление Бестужего от 9 ноября 2009 года о выделении Хачирову земельного участка завизировано в течение одного часа(!) сразу тремя службами - комитетом градостроительства, комитетом по управлению имуществом и главой администрации Промышленного района, а еще через час подписано самим Бестужим, она сказала, что это ненормально. Обычно каждой службе регламентом отводится на такие действия несколько дней. Чтобы провести необходимую проверку, убедиться, что все в рамках закона. Выпуск же такого важного документа в течение двух часов свидетельствует лишь о том, что кто-то из влиятельных чиновников самолично обошел всех руководителей и получил визу.
Этот кто-то, естественно, был Козлов. Все знали, по чьему поручению он работает, и послушно выполняли его просьбу, нарушая регламент. К тому же, в листе рассылки проекта постановления был указан Козлов. Вроде он сам попросил об этом, чтобы быстро получить документ. Эти показания дала уже начальник общего отдела управделами М. Кольцова.
О том, что в практике работы администрации имела место система, при которой личная заинтересованность Бестужего реализовалась через Козлова, показала и первый заместитель комитета по управлению имуществом И. Меркулова. Вообще-то комитет при поступлении проекта постановления должен убедиться, свободен ли этот участок, не в аренде ли, нет ли на его аренду каких-либо ограничений, судебных споров и прочего. И только тогда визировать. Все это, естественно, требует времени. В данном же случае, раз все было сделано сразу, явно видно, что Козлов приходил сам и получил визу. Отказать было нельзя, поскольку всем было известно, что если начнешь перечить Бестужему, сразу получишь неприятности по службе. Ведь он лично курировал комитет.
О том, что периодически ему поступали просьбы от Козлова, который просил оперативно завизировать тот или иной документ, рассказал следователям и на тот момент глава администрации Промышленного района Н. Судавцов.
Среди вещественных доказательств, приобщенных к делу, нам интересны план схема участка, полученного Хачировым, и уведомление об отказе в изменении назначения земельного участка. Интересны они тем, что найдены на рабочем месте Козлова. Это подтверждает, что именно он занимался участком. И что существовала схема выдачи участков под одни цели с последующим изменением на другие. То, что в данном случае она не сработала, и администрация выдала отказ, свидетельствует лишь о том, что она была уже на тот момент в орбите следствия. Козлов, кстати, не смог поначалу объяснить присутствие этих документов на его столе, и только впоследствии, когда давал признательные показания, объяснил, откуда они взялись.
Не менее интересны и приведенные в обвинительном заключении доказательства о покушении Бестужего на пятидесяти- миллионную взятку.
Это прежде всего признательные показания самого Бестужего, сначала в качестве подозреваемого от 4 февраля, а затем и обвиняемого - от 10 февраля 2012 года. Это их теперь защита Бестужего требует признать полученными незаконно, под пытками и исключить из дела. На что суд не соглашается, поскольку проверка показала, что никаких пыток не было. Постановлением суда признано, что процессуально допрос проводился по всем правилам.
В этом разделе обвинительного заключения интересен вывод следствия о том, что выявленный факт покушения на получение взятки Бестужим за предоставление земельного участка в аренду похож на тот, когда за взятку земля давалась в аренду Хачирову. В чем следствие видит эту похожесть? (1) в обоих случаях Бестужий давал согласие на получение взятки, (2) Козлов выступал посредником в получении взятки, (3) Козлов привлекал для этого Крайтор, (4) на Козлова возлагался весь процесс получения взятки и организация оформления документов о предоставлении земельного участка в аренду, (5) Бестужий активно способствовал предоставлению земельного участка в аренду, что выразилось в обоих эпизодах взяточничества дачей указаний руководителю комитета градостроительства Еличеву, (6) Козлов никогда не передавал денежные средства Бестужему сразу после их получения, (7) минимизация последствий совершения преступления при выявлении преступного посягательства, так называемое «заметание следов», примером чего может служить дача указания В. Карлову, тогда зам. главы администрации об оглашении ложной информации о том, что земельный участок по ул. Ландшафтной г. Ставрополя планировалось предоставить льготным категориям граждан, и что предоставление земельного участка в аренду кому-либо было невозможным, а также спонтанная и немотивированная отмена постановления о предоставлении земельного участка Хачирову после того, как указанный факт был вскрыт органами предварительного следствия. Указанные доводы - делает вывод следствие - свидетельствуют о существовании единой схемы получения взяток Бестужим через своего общественного помощника Козлова.
Продолжение следует.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет