Вы здесь

ПОЧЕМУ СТАВРОПОЛЬСКИЕ ФЕРМЕРЫ ЗАВИДУЮТ ФРАНЦУЗСКИМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

01.05.2013
ПОЧЕМУ СТАВРОПОЛЬСКИЕ ФЕРМЕРЫ ЗАВИДУЮТ ФРАНЦУЗСКИМ
Галина Сергушина

В отличие от начала 90-х, сегодня уже никто не говорит, что фермеры накормят страну, но отрицать их вклад в продовольственную безопасность державы тоже никто не будет. На минувшей неделе в конференц-зале краевого минсельхоза проходил съезд фермеров Ставрополья. Делегатов набралось более 250 - от всех районных ассоциаций. Люди приехали, чтобы рассказать о наболевшем в первую очередь властям.
Ждали председателя Всероссийской ассоциации фермеров Владимира Плотникова, который к тому же является еще и членом Совета Федерации. Приезд его был согласован, и получено обещание. Но перед началом съезда организаторы объявили, что самолет с Плотниковым завернули назад в Москву в связи со срочным вызовом его в правительство РФ. От правительства края ждали заместителя председателя Николая Великданя. Он припоздал на полчаса, в связи с чем съезд начали не с доклада руководителя краевой фермерской ассоциации, а с выступлений представителей коммерческих структур, рекламировавших фермерам свои услуги. Видно было, что собравшиеся в конференц-зале несколько обескуражены таким отношением властей, а в зале были преимущественно люди молодые и среднего возраста, т.е. новый сельский средний класс.
ГОСПОДДЕРЖКА ОБЕЩАНА ТОЛЬКО РЕЕСТРОВЫМ
Сегодня в фермерстве на Ставрополье занято более 15 тысяч человек. Занимаются преимущественно растениеводством: возделыванием зерновых, технических культур, выращиванием картофеля и овощей. Развивать животноводство решились единицы. На одного фермера приходится в крае примерно 102 гектара земли. А если посчитать общий фермерский клин - это свыше миллиона гектаров, из них 700 тысяч - сельхозугодья. Прошлый год в связи с погодными катаклизмами был очень трудным для фермеров. Собранный урожай почти вполовину меньше, чем в 2011 году. Виной тому не только погодные условия. Урожайность зерновых у фермеров традиционно ниже, чем в сельхозпредприятиях, потому что не соблюдаются севообороты, экономят на удобрениях, применяют не всегда высококачественные семена. Фермеры, не состоящие в краевом реестре сельхозпроизводителей, не получают господдержки.
Руководитель краевой ассоциации Виктор Пыленок убежден, что, только объединившись, фермеры могут чего-то добиться. А между тем в ряде районов не созданы ассоциации, и здесь каждый выживает в одиночку. Причем это не окраины Ставрополья: Кировский, Предгорный, Кочубеевский, Ипатовский, Изобильненский районы. Чтобы их заманить, уменьшили перечень документов, необходимых для вхождения в ассоциацию, но пока движения нет.
Краевые программы, адресованные семейным и начинающим фермерам, заинтересовали многих. Десятки желающих обращаются в свои районные ассоциации, но дело тормозится из-за того, что Минсельхозом края до сих пор не разработан пакет документации. Да и гранты, надо сказать, мизерные. По этому поводу Пыленок вспомнил басню про лису и журавля, сказав, что лиса - разработчики программ, а в журавлях - начинающие фермеры. Руководители крестьянских фермерских хозяйств, так же как и руководители крупных сельхозпредприятий, недоумевают по поводу несвязанной господдержки на гектар посевной площади. Заменив четыре вида господдержки, действовавшей в прошлом году, она оказалась значительно меньше. Фермеры неохотно пользуются услугами страхования посевов, слишком велика франшиза в пользу страховщиков.
Обо всем этом хотели рассказать руководителю Всероссийской ассоциации фермеров Плотникову, но, поскольку он до Ставрополья не долетел, решили обратиться к нему с письмом. Прозвучал упрек в адрес «Единой России»: на выборах в Госдуму РФ фермеры поддержали единороссов, пожертвовав своей Аграрной партией, а сейчас внимания со стороны партии власти не видят. Ножом в спину фермерскому движению стало увеличение в разы арендной платы за землю. Как же так, говорили выступающие на съезде, плодородие земель в крае падает, а кадастровая стоимость растет. Недоумевали и потому, что, по их словам, в Ростовской области и Краснодарском крае таких драконовских платежей нет.
Очередная кадастровая оценка земли на Ставрополье была проведена в прошлом году. Арендная плата выросла в разы. В Нефтекумском районе гектар «подорожал» с 2 до 44 тысяч рублей, в Апанасенковском - с 8 до 44. А ведь нам говорят, что действует краевая целевая программа поддержки восточных районов Ставрополья, - возмущались фермеры.
Финансовой удавкой стали и увеличившиеся в два с половиной раза по сравнению с 2011 годом платежи в Пенсионный фонд. Более сотни фермерских хозяйств вынуждены были свернуть работу. С Пенсионным фондом у фермеров отношения вообще сложные. В свое время они были освобождены от платежей, а раз взносы не платили, Пенсионный фонд отказывается засчитывать им эти годы в трудовой стаж. В результате некоторые «потеряли» по пять лет такого стажа. Уже были обращения к Президенту Путину, который, по словам участников съезда, велел разобраться.
ВОПРОС ВОПРОСОВ - ЗЕМЛЯ
Мы хотим хозяйствовать на земле, говорили фермеры, но где взять эту землю? Пришлые латифундисты скупают паи, оставляя без надежд местных жителей. Фермер из Александровского района вызвал бурные аплодисменты зала, заявив: «В преддверии 9 мая хочу задать вопрос в никуда. Для чего и кого наши отцы и деды отстояли эту землю?» В Александровском районе крупнейшим землевладельцем стал некий сириец, имеющий российское гражданство, который знает российские законы и не стеснен в деньгах.
Фермер из Изобильненского района Баранов заявил: «Нас хотят выжить из села, растут платежи за свет, теперь объявляют, что мы должны платить за воду, а у меня более 70 километров оросительных систем в хозяйстве, и восстанавливаю их я сам. Ставки по субсидированному кредиту не получаю уже шесть месяцев. Государство поддерживает не фермеров, а крупные агрохолдинги пришлых инвесторов. Мы должны объединяться и дать отпор беспределу», - заявил фермер и рассказал, как во Франции фермеры борются за свои права. «Я был в Париже и видел, как несколько тысяч тракторов ездили целый день по центру французской столицы, так их хозяева выражали свое недовольство политикой властей, и это заставило власти принять требования фермеров. Когда поедем на тракторах, мужики?» - разгорячился выступающий. Из президиума отреагировали репликой, мол, не наш вариант. А руководитель краевой фермерской ассоциации заметил: «У нас не Франция, нужно получить сначала разрешение». «Хорошо, вам и поручим его получить и поедем», - не сдавался неугомонный изобильненец. Зал от души аплодировал.
«Почему государство дает деньги трейдерам, которые по дешевке скупают наше зерно и перепродают его потом втридорога, обогащаясь нашим трудом?» - недоумевал другой выступающий. «Нельзя ли мне сдавать в Ставрополе напрямую без посредников мясо, произведенное в собственном хозяйстве? Готов поставлять его больницам, детсадам, - предлагал третий, ведь берут импортное, его есть невозможно, а у меня свежее».
«Суды мы проигрываем, законы против нас, а если выедем с тракторами, нас успокоят с помощью военных», - заявил фермер из Предгорного района и заметил, что надо все вопросы решать с местными властями. «В сегодняшней практике, если на месте не решишь, никакой суд, даже Конституционный, не поможет». Фермер из Арзгирского района снова вернулся к программе поддержки восточных районов края: «Где эта поддержка? Дали рубль - забрали 10», - обижался он. Фермер из Апанасенковского района вопрошал, на каких землях размещать животноводческие фермы, если вся земля разобрана, роздана крутым инвесторам, с которыми фермерам конкурировать невозможно. По его словам, крутые и богатые инвесторы не заинтересованы участвовать в социальном развитии сельской глубинки, им бы побольше денег выжать из этой земли. Молодежь, видя такое, уходит в города. Он обратился с просьбой к краевому минсельхозу, чтобы рассмотрели вопрос помощи с жильем молодым специалистам, желающим работать в фермерском хозяйстве. «Молодые и хотели бы создавать фермерские хозяйства, но им негде», - поддержал его коллега из Новоалександровского района. По его словам, сегодня внуки продают земельные доли дедушек-бабушек и покупают квартиры в городах, а могли бы хозяйствовать на своей земле. И закончил совсем неожиданно, предложив дотации направить муниципальным властям, пусть ремонтируют на них школы, детсады, а все субсидии на поддержку села отдавать не через Минсельхоз, а напрямую. Будет развиваться село, будет закрепляться молодежь.
Ответить на все претензии и упреки в адрес властей на трибуну вышел зампред краевого правительства, курирующий сельское хозяйство, Николай Великдань и сразу заявил: «Неправда, что фермеров притесняют». Дипломатично отметил, что заданные вопросы актуальны, но что по несвязанной поддержке минсельхоз края все сделал правильно. Опроверг информацию о том, что в Краснодарском крае больше преференций фермерам. Обнадежил озабоченных грядущей платой за воду тем, что «мы оспариваем в Минюсте РФ, плата будет, но в разы меньше». Что касается кадастровой оценки земли, вызывающей столько нареканий, сообщил, что начато регулирование коэффициентов, и вопрос будет вынесен на заседание правительства края. Н. Великдань посетовал по поводу того, что край потерял свою переработку, утратив консервные заводы, и на протяжении многих лет редко можно было увидеть местную консервную продукцию на прилавках ставропольских магазинов. Однако сейчас, по его словам, «мы стали ставить свои условия, чтобы в супермаркетах присутствовали продукты Ставропольского края». Фермеру, желающему продавать произведенное в его хозяйстве мясо без посредников, сказал, что по закону все поставки должны проходить через торги, и победитель тот, кто соглашается поставлять за меньшую цену. Заметил фермерам, что к ним тоже есть вопросы по теневой экономике, по не всегда прозрачной отчетности.
По вопросам насчет перспективы строительства в крае сахарных заводов сказал, что все это пока «хотелки». В Новоалександровском районе проектная документация будет готова только к концу 2013 года, в 2014 будет техническое обоснование, а сам завод к 2016 году. В Кочубеевском районе, кроме «хотелок», вообще ничего нет. По задержке с возмещением по кредитной ставке пообещал, что по первому полугодию «все закроем, и на второе полугодие деньги будут». А закончил свое выступление на оптимистической ноте, поблагодарив фермеров за вклад в краевую экономику.
Фермеры наши не бог весть какие говоруны. На трибуне выступали, не считаясь ни с какими регламентами, каждый говорил о наболевшем, а наболело много и долго. Зал поддерживал коллег аплодисментами, одобрительными репликами. В конце концов, все согласились, что нужно объединяться, тем более сейчас, когда Россия вступила в ВТО. Гуртом и батьку бить легче. Только вот кто батька у ставропольского фермерского движения, непонятно.
После окончания съезда в кулуарах завидовали кубанцам, к которым на такой же фермерский съезд приехал губернатор Александр Ткачев. Рассказал о программах в поддержку фермеров, лучшим вручил награды. Участники съезда могли напрямую задать свои вопросы главе региона, и задавали. Наверное, и среди ставропольских фермеров есть те, кто достоин наград, но никого не наградили. На съезде не присутствовал даже министр сельского хозяйства Ставрополья. Возможно, по уважительной причине. Но от министерства никто не выступил. Вспомнилось, что на экономических конференциях, которые традиционно проводит краевое аграрное ведомство, как правило, вручают и медали, и почетные грамоты. Делая ставку на крупные сельхозпроизводства, власти, похоже, не рассматривают фермеров как равноправных партнеров. А между тем они ведь не только продукцию производят, но обеспечивают селян рабочими местами, участвуют в социальном развитии своих населенных пунктов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет