Вы здесь

ДИАЛОГ ВМЕСТО РАСКОЛА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

22.08.2012
ДИАЛОГ ВМЕСТО РАСКОЛА
Марина КАНДРАШКИНА

В мире существует несколько культурных парадоксов, над которыми ломают голову философы и теоретики. Так, герой повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» Оська задавался вопросом: «Если кит и вдруг на слона налезет, кто кого сборет?» Долго тогда мальчишки спорили, но ответа так и не нашли. А между тем сегодня в современном обществе есть свои кит со слоном - представители разных национальностей, глубоким же морем для них служит нежелание знать и принимать культуру и традиции друг друга.
Максималисты по своей сути, мы уверены, что только наш образ жизни, взгляды на нее верны и правильны, шаг влево или вправо от них, и... Остроугольная тема межнациональных отношений не сходит с газетных полос и экранов телевизоров, порождая тревогу и изумление людей старших поколений, выражаемую в другом риторическом вопросе: «Как могло случиться такое, что в стране, победившей фашизм, населенной одним из самых дружелюбных и терпеливых народов, проблема могла стать такой актуальной?».
Впрочем, как уверен председатель комитета по делам национальностей и казачества А. Якушев, ответ тут очевиден: с распадом Советского Союза из нашей жизни исчезли не только очереди в магазинах, ленинские субботники, эскимо за 14 копеек, но и та идеология патриотизма, взаимоуважения, дружественных отношений, которая была присуща нам долгие годы.
- Раньше же у нас не было такого деления на «своих» и «чужих». Мы вместе валялись в пыли, дрались, ссорились и мирились, никто никого не спрашивал, кто какой национальности. Не было такого случая, чтобы кто-то отрицательно реагировал на речь или на культуру другой нации. А когда уезжали на лето к родственникам, одинаково скучали по Пете, Васе, Саше из третьего подъезда и Армену, Муссе, Гагику из четвертого. И не было разговоров о толерантности, терпимости. Я вообще глубоко убежден, что люди разных национальностей и религий, населяющих наш край, должны не терпеть друг друга, а, понимая, что мы разные, уважать эту разность. Межнациональные браки давно не редкость в СКФО, наш мягкий говор ведет начало от украинского, в казачьих костюмах и танцах очевидны кавказские элементы. Исторически, ментально мы давно переплетены. А каноны нравственного поведения, прописанные в священных книгах наших народов, говорят об одном и том же - не убивать, не злобствовать, жить честно, почитать старших, сохранять добрососедские отношения, - замечает Александр Михайлович.
Но - порвалась связь времени, и... отрицание привычных духовных ценностей выстрелило в настоящее. Через ту же самую Кущевку, Кондопогу, беспорядки на Манежной площади. Собственно, за что боролись. Но не зря же говорят, что на ошибках учатся. И сегодня печальный урок федеральными и краевыми властями усвоен. Во всяком случае, об этом свидетельствует тот факт, что гармонизация межнациональных отношений стала отдельным приоритетным направлением в работе властей всех уровней, в том числе и правительства края.
В частности, в своих посланиях президент РФ В. Путин неоднократно касался национального вопроса, седьмого июня был подписал указ о создании президент-ского совета по межнациональным отношениям. Что касается правовой основы, то она тоже более чем обширна. На территории РФ действуют Положения Устава ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конституция Российской Федерации, закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», закон РСФСР «О языках народов РСФСР», закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», закон РФ «Основы правового статуса малочисленных народов РФ», указ президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия» и т.д.
Кроме того, в каждом субъекте РФ появились и свои концепции, программы, направленные на то, чтобы конфликтов и недопонимания между представителями разных национальностей становилось меньше. О краевой программе «Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012-2015 годы» и двух социальных проектах «Адаптация» и «Диалог», «Ведомости» на своих страницах уже неоднократно писали. Но недавно в правительстве края произошло еще одно знаковое событие, способное свести на нет многие конфликты. За круглым столом, организованным по инициативе комитета по делам национальностей и казачества, собрались на откровенный разговор «о наболевшем» руководители всех ведущих национально-культурных автономий и национальных общественных организаций края, представители депутатского корпуса думы Ставропольского края, журналисты, общественные деятели. И судя по тому, что заседали допоздна, разговор получился конструктивным. Но обо всем по порядку.
Как заметил в начале мероприятия А. Якушев, главный посыл краевых властей сегодня заключается в том, что «у нас нет чужих людей, «пришлых», «понаехавших». Ведь даже в паспорте у нас не стоит национальность, и все мы носим только статус гражданина РФ. Поэтому разговоры о том, что нужно ввести дополнительную регистрацию, закрыть въезд в отдельные города и регионы представителям тех же самых кавказских национальностей несостоятельны и противоречат не только российскому миграционному законодательству, но и законам морали.
- Для России межнациональные конфликты смертельно опасны, где бы они ни происходили. Они подрывают основы нашего общества. Все народы должны учиться жить вместе. Это трудно, но Ставрополью к этому не привыкать. Мы обязаны беречь наше межнациональное согласие, чтобы человек любой национальности чувствовал себя спокойно в любом регионе, - напомнил ведущий встречи.
А вот какими способами можно снять напряжение, председатель комитета и предложил обсудить всем собравшимся за круглым столом. И здесь одним из прозвучавших предложений стало усиление роли старейшин в селах. Начнем с того, что на Ставрополье довольно много районов, где компактно проживают представители одной национальности, и практически в каждом из них есть свои старейшины, негласные лидеры, к мнению которых земляки прислушиваются. В то же время у нас нередки случаи, когда в эти же поселения приезжают, допустим, на дискотеки жители из других сел и начинают вести себя не совсем так, как того требуют нормы этикета: в машинах на бешеной скорости рассекают по улицам, в 12 ночи включают лезгинку на полную громкость. Понятно, что подобное поведение априори никому не понравится. Но если «визитеры» ночью пошумели и уехали, то вот с утра пожинать плоды их подвигов приходится местным представителям данного этноса. Камни-то летят в их огород. Те же в свою очередь, не чувствуя за собой никакой вины, а зачастую и вовсе не зная, кто приезжал и к кому, тоже начинают высказывать свои претензии. Слово за слово, вместо двух человек становится тридцать, банальная ссора перерастает в массовую драку, приезжает полиция. В общем, какие события следуют дальше, догадаться несложно. Чем же в этом случае могут помочь старейшины?
Части конфликтов и недопонимания между сторонами можно было бы избежать, если бы представители одной диаспоры приходили к старейшине и говорили о том, кто, когда и с какой целью к ним собирается приехать, тем самым беря на себя ответственность за поведение гостей. А обладая такой информацией, в случае начинающейся ссоры выбранный глава вместе с другими представителями власти, диаспор мог бы оперативно и грамотно разрулить ситуацию, не допустив очередных «военных действий» между сельчанами.
И, кстати, подобная практика на Ставрополье уже имеется. Например, в Курском районе на добровольных началах взял на себя миссию миротворца Микаиль Алиев, который может как встать на сторону земляков, так и одернуть их, в случае когда те не правы. Позитивные примеры из жизни привел и официальный представитель главы Чечни в регионе Рамзан Дадаханов:
- Моя работа долгое время было связана с Андроповским районом. И могу сказать, что данные меры нам помогли. Каждый месяц старейшины собираются с жителями села и обсуждают, что происходит, где нужно усилить внимание, с кем поговорить, и конфликтов между населением стало на порядок меньше. Не нужно юлить, что мы не знаем, кто, с каким настроением приезжает в гости. И если у нас сегодня на три поселка в восточных регионах приходится один участковый, о какой оперативности можно говорить? Если нам дорога наша Родина и наши дети, мы и сами должны работать над укреплением добрососедских отношений. Все вместе: и правительство, и губернатор, и образованные в селах советы мира и дружбы, и сами сельчане.
Еще одним эффективным «рецептом» для решения национального вопроса руководители диаспор назвали представительство выбранных по их рекомендациям людей в общественных советах при МВД, прокуратуре края. Логика довольно проста: с одной стороны, повысится доверие к власти и уверенность всех людей в том, что решение было принято объективно, а с другой, представитель диаспор, присутствуя на заседаниях, сможет потом информировать соотечественников о проблемах, над чем стоит работать, куда сместить акценты.
Не лишено здравого смысла и предложение представителя абазинского землячества в крае Армиды Чаговой, выразившееся в постоянном сотрудничестве представителей диаспор с руководством университетов, институтов, техникумов и иных образовательных учреждений, где обучаются их студенты.
- Наши встречи тоже могли бы носить формат круглого стола, где бы мы получали информацию о том, сколько студентов учится, на каких факультетах, об их успеваемости, поведении. А потом совместно либо поощрять студентов за успехи, либо выходить на родителей и рассказывать им о сомнительных «подвигах» чад.
Но в то же время в рамках беседы все эксперты круглого стола сошлись во мнении, что не стоит сводить решение межнациональных проблем лишь к так называемому кнуту: усилению законодательной базы и тотальному контролю. Краю нужен и пряник. Например, в виде собственного Дома дружбы, где бок о бок сидели бы представители всех народностей, вместе готовили конкурсы, концерты, выставки. И в каждом бы подобном мероприятии находили отражение культура и традиции всех этносов, населяющих СКФО, показывалось бы их богатство, особенности, уникальность. А пока этого у нас нет, в регионе складывается парадоксальная ситуация. Вроде бы каждым обществом по отдельности проводится масса культурных мероприятий. Но вместе с тем грузины ничего не знают об армянских конкурсах, славяне не приходят на еврейские концерты, выставки дагестанских художников тоже остаются за гранью. И получается, что вроде бы и дело все диаспоры делают нужное, а разрозненность, отдаленность друг от друга не дает добиться желаемых результатов.
Хотя... Как заметил А. Якушев, вполне возможно, что в ближайшие годы проблема с Домом дружбы будет решена. Ведь вопрос о его строительстве уже поднимался в ноябре прошлого года на совете у губернатора края, и позже городом даже было выделено для него помещение. Вот только оно оказалось слишком маленьким и не смогло бы вместить каждое представительство, поэтому комитету пришлось отказаться от предложенного варианта. Сегодня муниципалитет выделил для этих целей земельный участок, и уже подготовлен проект здания. Все документы находятся на утверждении в министерстве финансов СК. Собственно, есть надежда на благополучный исход.
Ну а пока окончательное решение не принято, спикер встречи предложил, дабы не откладывать дело в долгий ящик, устраивать совместные выставки в краевом Доме народного творчества. Ведь формула межнационального мира в России в принципе проста: уважение национального большинства к национальным меньшинствам и взаимное уважение законных интересов, культуры, традиций и обычаев друг друга. Да и известный польский писатель Генрих Сенкевич не просто так же говорил, что «благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы». А оно у нас появляется. Во всяком случае, правительство края делает все, чтобы так и было.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет