Вы здесь

Что не так в материнских душах?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Что не так в материнских душах?
Елена ЧУРЮДА

Только за шесть месяцев текущего года в России возбуждено 64 уголовных дела на мам, которые убили своих едва родившихся детей. Не отстало от печальной статистики и Ставрополье. В крае в этом году произошло три случая, когда первый день жизни для младенцев становился и последним. Они так и остались безымянными новорожденными.
Дочь жительницы краевого центра Т. Савельевой прожила всего несколько минут. Женщина самостоятельно родила ребенка у себя дома и задушила его, затем положила труп в полиэтиленовый пакет, отнесла в Архиерейскую дачу (недалеко от улицы Васильева) и закопала в землю.
М. Баева из г. Михайловска находилась в состоянии алкогольного опьянения, когда у нее начались схватки. Она взяла черный пакет, маникюрные ножнички и вышла из дома. В лесном массиве девушка родила мальчика, перерезала пуповину, положила малыша в пакет и оставила на улице. Обнаружили младенца слишком поздно, он был уже мертв. Как ни странно, закон признает, что у матери могут быть особые обстоятельства - непростительные, но, как бы ужасно это ни звучало - в чем-то смягчающие. Для такого преступления в Уголовном кодексе введена специальная статья, под номером 106, где санкция несколько мягче, чем за «обычное» убийство. Поэтому М. Баева получила всего два года в колонии-поселении.
Правоведы озадачены: надо ли вводить более строгие кары за материнское убийство или существующих наказаний вполне достаточно? В научном сообществе нет единого мнения.
В то же время за «обычное» убийство ребенка всегда наказывают строже, чем за убитого взрослого. Так, 12 лет колонии получила Наталья Рубанова из с. Константиновского Петровского района, зарубившая топором свою годовалую дочь. Однако к мамам, убившим едва появившегося на свет малыша, закон не столь суров. К тому же, как бы страшно это кому ни казалось, чудовищные поступки они пытаются оправдать его безнадежной судьбой. Так, жительница г. Георгиевска родила у себя дома мальчика. Как только ребенок появился на свет, мать стала бить его о кафельный пол. Расправу прервала знакомая роженицы, которая в тот момент зашла к ней в гости. Младенца с черепно-мозговой травмой увезли в больницу, но спасти малыша не удалось. От полученных ранений новорожденный скончался. Следователям свой поступок женщина объяснила просто. У нее уже есть четверо детей, и пятого ей не потянуть. Страх того, что не получится вырастить и прокормить ребенка, оказался сильнее материнской любви.
Студентка пятигорской фармацевтической академии родила в туалете общежития мальчика и тут же сбросила его в мусоропровод. Стыд за внебрачную беременность взял верх над всеми моральными принципами.
Статья «Убийство матерью новорожденного ребенка» содержит очень своеобразный состав преступления, к тому же и очень сложный. Он предполагает несколько ситуаций: убийство матерью во время и сразу после родов, в условиях психотравмирующей ситуации и в состоянии психического расстройства, не исключающего невменяемость. Тяжелое материальное положение и стыд, как ни прискорбно, являются в данном случае смягчающими факторами. Психиатры утверждают, если говорить сухим языком, что беременность и роды оказывают крайне неблагоприятное воздействие на психику женщины. Тем не менее другие специалисты считают проблему социальной. Какие-то язвы появились в самом обществе, раз число мам-убийц пошло в гору. Сразу и не понять: они сами такими стали или это жизнь сделала их такими?
Мамы, которые стремятся дать жизнь ребенку, а не избавиться от возникшего недоразумения, не держат свое положение в секрете от врачей. С другой стороны, легко ли, например, приезжей студентке встать на учет в поликлинику Пятигорска? Неужели родить в туалете и выбросить кажется более простым выходом, чем связываться с нашими социальными ведомствами? В благополучном обществе ни одна из этих причин не имеет права на существование. Поэтому рост подобных дел говорит о каком-то глубинном неблагополучии. Что-то не так в материнских душах.
В любом случае, говорят юристы, проблему не решить, вводя более суровое наказание. Необходимо искать «лекарство от болезни убийств по-матерински». Безусловно, нельзя простить матерей, совершивших такое. Свою вину они будут нести всю жизнь. Но, быть может, на скамью подсудимых надо отправить еще и тотальное бездушие, бездуховность, жестокость к ближнему? Вот только такие составы преступления в Уголовном кодексе не прописать.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет