Вы здесь

СКВОЗЬ ОГОНЬ, ВОДУ И...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СКВОЗЬ ОГОНЬ, ВОДУ И...
Интервью вела Нина ЕВТУШЕНКО

Когда, включив сирену, по улицам мчится красная пожарная машина, люди вздрагивают не меньше, чем от звукового сигнала «скорой помощи». Где-то полыхает пламя, и огнеборцам надо доехать до места аварии в считанные минуты, иначе не избежать человеческих жертв. А возгорания на Ставрополье - явление далеко не редкое, к примеру, за два выходных дня, 13 и 14 февраля, произошло 25 пожаров. А это почти всегда оборачивается трагическими последствиями. Но при оперативной и профессиональной работе пожарных и спасателей удается уменьшить число жертв и материальные потери.
Собственно для этого и была создана год назад новая структура - ГУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края». Уже есть повод подвести некоторые итоги - интервью нашей газете дает начальник службы Геннадий Киселев.
- Геннадий Васильевич, обеспечением пожарной безопасности, спасением людей из огня и на водных объектах, а также при различных авариях техногенного и природного характера занималось и занимается ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю. Почему потребовалось создание еще одной структуры?
- Это связано с разграничением полномочий федеральных и местных органов власти, а, следовательно, и финансовых потоков. Наша служба финансируется из краевого бюджета, средства используются на те задачи, которые нам определены. Практически у нас те же полномочия, кроме контрольных и надзорных, что и у ГУ МЧС, мы и работаем с ними в контакте. Но денежные потоки теперь стали более прозрачными, хорошо видно, на что они расходуются.
Учредителем организации является краевой комитет жилищно-коммунального хозяйства. Возможно, у кого-то это вызывает недоумение. Но, по сути, это возвращение к старому. В тридцатые годы пожарная служба находилась именно в структуре ЖКХ. Это объяснялось тем, что жилые дома чаще всего страдали от пожаров, и ликвидировать аварии коммунальщикам и пожарным приходилось вместе.
Скажу, что наш край создал новую структуру в числе последних - в других регионах они работают уже несколько лет, только под разными названиями. В Ростове-на-Дону это департамент, в Краснодаре - комитет «Кубань-Спас».
- Год - срок небольшой, но, вероятно, период становления уже прошел. Чем сегодня располагает ваша служба, каковы ее возможности?
- Нет, мы еще в стадии становления, хотя сделано много. Фактически с нуля образовано 46 пожарных частей. Кроме того, у нас работает 11 поисково-спасательных групп. Они спасают людей на водных объектах, а также при авариях техногенного и природного характера. А в таких случаях большую роль играет техническое оснащение. Для пожарных частей в прошлом году приобретено 13 единиц специальной техники, еще 12 должны получить в этом году.
Кроме того, куплены водолазные костюмы и специальное оборудование для проведения спасательных работ на водных объектах.
Начинать на пустом месте всегда не просто, поэтому мы рассчитывали и рассчитываем на поддержку органов местной власти. К созданию службы с пониманием отнеслись главы ряда районных администраций, руководители муниципалитетов - предоставили помещения, помогли с ремонтом. Хотелось бы видеть такое отношение повсеместно, ведь все, что мы делаем, - в интересах безопасности населения.
Раньше в сельских населенных пунктах были свои пожарные депо, но колхозы распались, содержать такие структуры стало некому, и они исчезли. А мы, набирая людей в свои подразделения, за год обеспечили работой 600 человек.
- Для пожарной службы, как и для «скорой», главное требование - вовремя успеть. Достаточно ли созданных пожарных частей, чтобы охватить весь край? И не бывает ли так, что пока пожарные приедут - дом уже сгорел?
- Безусловно, здесь есть проблема. Согласно техническому регламенту пожарной безопасности, боевой расчет на место пожара должен прибыть не позднее, чем за 10 минут в городе и за 20 минут - в сельской местности. Чтобы выполнить эти требования, нам необходимо иметь не 46, а 110 пожарных частей. А это потребует больших материальных затрат, которые край пока не может себе позволить. Поэтому ставится задача - до 2012 года создать 77 пожарных частей.
У нас сейчас более 200 сельских населенных пунктов не вписывается в технический регламент: одна пожарная часть «прикрывает» от трех до десяти сел. Поэтому бывают задержки с приездом боевых расчетов. Надеюсь, постепенно мы эту проблему решим.
- И все же, если подводить первые итоги: оправдывает ли себя краевая противопожарная и аварийно-спасательная служба? Ведь средства в нее вкладываются немалые.
- Могу привести конкретные показатели нашей работы.
За год наши спецы сделали более тысячи выездов на тушение пожаров, из них две сотни - в жилые дома и постройки. Спасено около ста человек, сохранено имущества более чем на 10 миллионов рублей. Наши спасатели участвовали почти в 500 операциях, только на водных объектах они спасли 319 человек, среди них 67 детей.
Образно говоря, огонь нас начал всерьез побаиваться: мы его быстрее укрощаем, а главное - защищаем все больше людей, снижаем ущерб от стихии.
- Геннадий Васильевич, я понимаю, что ваша служба занимается и другими вопросами, скажем, оказанием помощи при ДТП, а зимой - и при освобождении машин из снежного плена, но давайте продолжим разговор о пожарах. У всех на слуху трагические события не только в пермском клубе «Хромая лошадь», но и в домах-интернатах для инвалидов и престарелых. Были пожары в интернатах в Ростовской области, в Краснодарском крае, в Астрахани. А как вы оцениваете состояние пожарной безопасности в социальных учреждениях нашего края?
- У нашей службы нет надзорных функций, мы не занимаемся проверками, не предъявляем штрафные санкции. Это - «хлеб» управления Государственного пожарного надзора. В прошлом году, насколько я знаю, во всей социальной сфере - в домах-интернатах, школах, больницах - было выявлено около 20 тысяч нарушений. Это отсутствие сигнализации, захламление эвакуационных проходов, неисправность электропроводки, решетки на окнах и др. Министр труда и социальной защиты населения края Алексей Карабут принял меры, чтобы исправить положение. В крупных учреждениях он даже ввел ставку инструктора по пожарной безопасности. А мы постарались поблизости от домов-интернатов разместить свои пожарные части - в станицах Константиновской, Незлобной, Галюгаевской, в селах Горнозаводском, Тищенском и других.
Да, в социальной сфере, в образовании, здравоохранении все упирается в недостаточное финансирование. Но ситуация меняется: если в прошлом году на противопожарные мероприятия в крае выделялось 10 миллионов рублей, то в 2010-м - уже 50 миллионов.
А вообще, многое зависит от руководителей. Если они придают большое значение пожарной безопасности, а значит, думают о людях, то и денежные средства найдутся, и все требования Госпожнадзора будут выполнены. Лучше потратить определенную сумму на установку пожарной сигнализации, чем платить до 200 тысяч рублей штрафа.
- Но вернемся непосредственно к вашей службе. Однажды мне пришлось наблюдать за тушением пожара и работой спасателей. Они, как и медики, видят смерть и страдания людей. Не растеряться в экстремальной ситуации и профессионально выполнять свои обязанности - это не каждому дано...
- Скажу, что не каждый в эту сферу пойдет, и не каждого возьмут. В спасатели подбираются физически крепкие мужчины в возрасте до 30 лет. Они должны уметь не только вынести пострадавшего из огня или поднять со дна реки, но и оказать ему первую медицинскую помощь. Всему этому спасатели обучены.
Бороться с огнем - тоже большая наука. Пожарные в течение трех месяцев проходили подготовку в ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, где получали уроки мастерства и профессионализма. Кроме того, со специалистами работают психологи, чтобы определить, развито ли в них чувство сострадания. Пришлось отклонить не один десяток кандидатур - не выдерживает психика. Зато остаются самые сильные и выносливые, готовые в любой ситуации прийти на помощь землякам.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет